источник: | http://music.km.ru/article.asp?id=fa52436e108648e08c96af22ff0bcf3a |
дата: | 2010.09.21 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://music.km.ru/article.asp?id=fa52436e108648e08c96af22ff0bcf3a |
дата: | 2010.09.21 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Гражданская оборона
Название: «Звездопад» (переиздание)
Стиль: Психоделический рок
Годы: 2002, 2010
К песенному наследию советской эпохи Егор Летов регулярно обращался еще на заре существования «Гражданской обороны». Некоторые песни (например, заставка к детской телепередаче «Будильник») входили в альбомы группы в неизменном виде — это послужило прообразом соц-артового проекта «Коммунизм». В конце 80-х у Летова созрела идея записать сборник песен из любимых фильмов и мультфильмов. Но на тот момент дело ограничилось разве что гениальной перепевкой «Тумана» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика».
В середине 90-х Летов вновь попытался вернуться к заветному замыслу, запланировав двойник, первую часть которого составило бы советское наследие, а вторую — зарубежная рок-классика. Однако уход из «ГО» гитариста Кузи УО вновь отодвинул воплощение данных идей.
Наконец, в начале «нулевых» Егор Летов дал интервью альманаху «КонтрКультУра», где признался в своем желании исполнить песни духовно близких советских авторов, как свои собственные. Результатам стал вышедший в марте 2002 года альбом «Звездопад», породивший множество мифологизированных спекуляций. Некоторые журналисты норовили уличить Летова в творческом кризисе и в стремлении пополнить дискографию чужим материалом. Как бы то ни было, наиболее здравые рецензенты писали об оригинальности аранжировок, пронзительности подачи и царящей в альбоме светлой грусти. А такие треки, как «Шла война», «Песня красноармейца» и «Солнце взойдет», надолго задержались в концертном репертуаре Егора Летова.
Альбом быстро стал филофонической редкостью. Еще совсем недавно на некоторых сайтах оставшиеся экземпляры «Звездопада» предлагались по 3000 рублей! Положение усугублялось тем фактом, что лейбл «Мистерия Звука», взявшийся за переиздание антологии «ГО», не захотел заморачиваться с авторскими правами и отказался от переиздания пластинки вообще.
Тем не менее Летов не терял надежды выпустить обновленный вариант «Звездопада». В августе-сентябре 2007-го «Гражданская Оборона» полностью подготовила пересведенную и дополненную бонусами версию диска. То, что стряслось потом, известно всем, да и свистопляски с авторскими правами никто не отменял. Несмотря ни на что, лейбл «Выргород» решил все проблемы и выпустил каноническую версию «Звездопада» аккурат к 46-летию лидера «Гражданской Обороны».
О том, что материал звучит четче и рельефнее, излишне даже говорить — это понятно и так. Остановимся поподробнее на бонус-треках. Их три. Наибольшую ценность представляет «Зачем снятся сны» из репертуара Эдиты Пьехи. В переиздании песня звучит с вокалом басистки «ГО» Натальи Чумаковой и клавишами экс-участника «Калинова моста» Александра Владыкина. Примечательно смещение смыслов и акцентов. Если в первоисточнике речь шла, скорее, о мнимой измене возлюбленного героини, то в интерпретации «ГО» предательство происходит в реальности, а героиня, дабы окончательно не сойти с ума, предпочитает объявить случившееся сном. Грань между ночными кошмарами и еще более страшной явью проведена так зримо, что захватывает дух. Все спето и сыграно стремительнее, энергичнее и беспощаднее. К тому же в финале песни звучит экспрессивное клавишное соло длиною в три минуты, на которое в версии Эдиты Пьехи был лишь мимолетный намек.
Два других бонуса — концертные версии известных песен. Трек «Туман» дан в акустике, а «Солнце взойдет» позаимствована из записи электрического концерта «ГО» в Горбушке 29 апреля 2004 года. Обе песни отличаются высоким качествам звучания. А к альбому, помимо расширенного буклета с редкими фотографиями, приложен лист формата А4, где выходные данные переиздания написаны рукой самого Егора Летова!
Денис Ступников
Делится впечатлениями об альбоме музыкальный критик Илья Легостаев:
Концертов у коллектива больше не предвидится в силу объективных причин, и концертные записи приобретают достаточно большую ценность. Дело в том, что концерт для «Гражданской обороны» был куда более сильной ипостасью, нежели звукозапись. В концертах они были просто неотразимы, и, я думаю, каждый, кто видел, понимал, что присутствует по крайней мере на очень важном мероприятии, которое очень сложно будет забыть. То, что сейчас начинают всплывать какие-то артефакты, раритеты, — это очень хорошо, потому что многие поклонники будут очень довольны.
Летов — это большой русский поэт и музыкант, очень специфический и, на мой взгляд, совершенно непонятый. Это человек очень тонкий и ранимый. Это настоящая веха в истории, и, мне кажется, он мог бы и дальше развиваться. Несколько поколений выросли на его песнях. Появляются и новые люди, которые открывают для себя некоторые старые группы. Это относится и к «Гражданской обороне». Эти вещи не очень привязаны к какому-то времени и достаточно живущие в пространстве. У меня есть убеждение, что будут пополняться ряды их поклонников.