источник: | http://igguana.livejournal.com/102146.html |
дата: | 2010.02.16 |
издание: | Grave Jibes Fanzine #7 |
текст: | Артем ‘Igguana’ Бурцев |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://igguana.livejournal.com/102146.html |
дата: | 2010.02.16 |
издание: | Grave Jibes Fanzine #7 |
текст: | Артем ‘Igguana’ Бурцев |
фото: | |
см. также: | Изображения |
СИБИРСКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Для любителя отечественного пост-панка не секрет, что популярный жанр 80-х в нашей стране был активно представлен творчеством как мейнстримовых (Кино, Алиса, Агата Кристи), так и андеграундных (Дурное влияние, Матросская Тишина, Французское Сопротивление) исполнителей. На просторах интернета и в музыкальной литературе "для умников" («100 Магнитальбомов Русского Рока» и «Рок-музыка в СССР» А. И. Кушнира; «Poplex» А.К. Троицкого) об этом написано достаточно. Но из фокуса выпадает т.н. "сибирская" волна пост-панка, которая либо меркнет на фоне своего старшего брата — "сибирского" панка, либо с ним сливается. В основном, это происходит из-за некомпетентности российского слушателя, а также из-за распространенного мнения, что в Сибири умеют петь только "душевные" песни под расстроенную гитару, и из-за отсутствия информации. Данная статья поможет это исправить.
Что же такое "сибирский" пост-панк? Какова его эволюция и кого можно отнести к его представителям?
ДЕТИ ГОСПИТАЛЕЙ
На первых порах в Сибири никто не разделял панк и пост-панк: задействованы в нём были одни и те же лица, а качество студийных записей не выдвигало принципиально нового звучания. Центром музыкальной жизни был Новосибирск, где в 1987ом году малоизвестная на тот момент ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА дала концерт, после которого в стране появилось изречение: "Панк-рок существовал в СССР ровно 20 минут — во время концерта "ГО" в Новосибирске. Всё остальное — это уже постпанк" (Кушнир А. И., "100 Магнитальбомов Русского Рока"). Вообще, влияние Егора Летова на пост-панк сложно переоценить. Его музыкальные идеи, подкрепленные многолетним опытом меломана и продавца пластинок, нашли отражение не только в записях ГО, но и в сотрудничестве с музыкантами, творчество которых так или иначе было связано с пост-панком. Например, он в качестве басиста участвовал в создании одной из лучших записей данного направления "Деклассированным Элементам" группы ЯНКА И ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ, которая представляет собой пост-панк в духе SIOUXSIE AND THE BANSHEES, но ее концертный вариант ("Концерт в Кургане") напоминает даже X-MAIL DEUTSHLAND. К сожалению, в своей музыкальной карьере Яна сделала акцент на акустике, и это привело к тому, что её пост-панковый потенциал не раскрылся.
Янке, в свою очередь, одно время аккомпанировала группа ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, чьи мрачные индустриальные изыски составили бы честь PIL или HELMET. Еще более ярким на ниве "индустриальной" ветви пост-панка был проект гитариста ГО и КАЛИНОВА МОСТА Дмитрия Селиванова — ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Отчуждение, граничащее с равнодушием, безысходность в текстах, атональные гитарные соло на фоне ледяных клавиш с простейшей драм-машиной — все это отсылает нам прямиком к EINSTURZENDE NEUBAUTEN и даже к краут-року.
Жизнь лидера оборвалась в лучших традициях Яна Кёртиса — "музыкант Селиванов удавился шарфом" (Е. Летов, "Вершки и Корешки"). Постскриптумом стал творческий альянс оставшихся музыкантов АРХИТЕКТУРЫ с Дмитрием Кузьминым ("ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ") — "MYJIK DANCE", вылившийся в запись пары англоязычных альбомов, которые спустя почти 20 лет нашли признание у потребителей инди-продукции (!).
Однако, кроме них, "индюки" к предтечам современного российского индепендента не причислляли никого из сибиряков, да и едва ли они удостоили бы такой чести новосибирскую группу БОМЖ. Тематика песен с готическим и псевдо-нацистским налётом отдавала фрейдизмом и была крайне провокационной. К героям вроде доктора Менгеле в 86ом году советский человек был попросту не готов и, несмотря на ряд удачных выступлений на все возможных фестивалях, к 90му году группа распалась, оставив лишь один студийный альбом.
В другом музыкальном центре Сибири — Тюмени — были свои герои: ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и КООПЕРАТИВ НИШТЯК. ИпВ — в те времена главные конкуренты ГО, в студийном виде представляли собой чистой воды пост-панк, а выкристаллизовавшаяся со временем лирика Неумоева была полна мистики и настроений апокалипсиса, не лишенная, правда, и мракобесия. Лидер КООПЕРАТИВА Кирилл Рыбьяков свое творчество наполнял образами из алхимии, эзотерики, трудов Кроули и Ла Вея, вызывая ассоциации с Джэзом Коулмоном из KILLING JOKE, однако, весь свой потенциал смог реализовать только в 90ые годы, переехав в Москву.
Говоря о Сибири, необходимо также упомянуть об уникальном человеке Нике Рок-н-Ролле, имя которого, не связанное с каким-то определенным городом, представляет всю Сибирь. Справедливо полученное прозвище "Русского Игги Попа" и театрализованные представления на концертах дополнялись то неистовыми гаражными ("Московские Каникулы"), то безжалостными пост-панковыми ("Вечник", "Покойный Мень") альбомами.
ТЕМНОТА НАД МОСКВОЮ
Следующий период в развитии "сибирского" пост-панка следует назвать скорее "квазисибирским", так как главные герои, в основном, не были выходцами из Сибири. Новая волна совпала со второй волной "сибирского" панка, но своими корнями уходила не только в Сибирь, но и в Манчестер и иные города капиталистического мира. Пышным цветом расцвела Москва. На осколках панк-группы РЕЗЕРВАЦИЯ ЗДЕСЬ возникла БАНДА ЧЕТЫРЕХ — самая мощная группа волны. Пожалуй, Сантим и Ко больше всего походили на JOY DIVISION, но, в то же время, идеи, которые они несли, были несколько иными. Помимо привычных для пост-панка экзистенциальных мотивов, группа активно заигрывала с радикальными политиками (НБП), не чуралась околофашистских лозунгов (поэтому и была бешено популярна у футбольных фанатов и скинхедов) и воспевала хаос и бунт. Но к 2005ому году группа, исчерпав себя, прекратила существование, уступив место новому проекту Сантима — АНГЕЛЫ НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ, в котором было на порядок больше музыки и не было политики.
Преемственность москвичей от сибиряков проявилась в том, что одни и те же люди были задействованы в разных проектах. Так музыканты БАНДЫ ЧЕТЫРЕХ одно время являлись составами групп ОГОНЬ, ОЖОГ, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, БРЕШЬ БЕЗОПАСНОСТИ и группировались вокруг лидеров (вокалистов) групп. ОГОНЬ был проектом Александра Ионова и сначала больше тяготел к психоделии 60-х, нежели к пост-панку, но время расставило акценты, и их последний альбом "Заживо" звучал уже согласно канонам жанра. Однако, в связи с кризисом музыкальных идей, ОГОНЬ распался и уступил место новой группе РЕГИОН 77. Её сформировал костяк старой группы, за исключением гитариста Константина Мишина, сосредоточившимся в тот момент на БАНДЕ ЧЕТЫРЕХ и своем проекте ОЖОГ, который также следовал традициям JD, THE FALL и BAUHAUS, но до поры до времени был достаточно зануден и сер. Тем не менее, после выпуска альбома "Электростанция Z" ОЖОГ прочно занял свою нишу в экзистенциальном пост-панке для маргиналов и мизантропов.
Интересно отметить, что все московские группы осознавали свою связь с предшествующим поколением и играли кавер-версии песен БОМЖа, ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ИпВ, КООПЕРАТИВА НИШТЯКа. Последний коллектив, как говорилось ранее, достиг пика развития в свой московский период, эволюционировав от грязного панка и тягучего пост-панка к пост-року и даже дарк-фолку, активно поддерживая при этом связь с московскими единомышленниками. Провинция в период 90-х годов на ниве постпанка блистала в таких городах, как Томск, Тольятти, Самара, Ростов-на-Дону, Минск и Актюбинск. Томск был представлен ПЕРЕДВИЖЫМИ ХИРОСИМАМИ, игравшими на стыке пост-панка и грязного гаражного рока в духе MC5. К сожалению, они не оставили после себя студийных записей (сольники Славы Шатова не в счёт), однако сохранилось много хороших концертников.
В Тольятти творили ХУГО-УГО, про которых издатель Михаил Вербицкий (Ur-Realist Rec) сказал: "Хуго-Уго лучше всех подходит титул "Русские Joy Division", ибо граждане на протяжении 15 с лишним феноменальной красоты альбомов спонтанно (такое впечатление, что даже без репетиций) воссоздали звуковые эксперименты Мартина Ханнета. Я думаю, что совершенно несознательно. Просто время было такое".
В Самаре была КОНТОРА КУКА, ставшая относительно известной лишь в последнее время, будучи замеченной критиком Андреем Бухариным из Rolling Stone.
В Ростове-на-Дону еще во времена первой "сибирской" волны существовала группа ЗАЗЕРКАЛЬЕ, создавшая вокруг себя целую школу независимых исполнителей (не тяготевших, однако, к пост-панку). Стихи Гапонова были пропитаны казацкой романтикой (!) и патриотизмом, уникальнейший сплав для подобной музыки.
Минск и Актюбинск были представлены достаточно политизированными группами КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ и АДАПТАЦИЯ, которые упорно эксплуатировали наследие Егора Летова. Первые играли пост-панк, окрашенный в "красно-коричневые" тона с нарочито русским мелодизмом, вторые, после ряда достаточно неоригинальных и эпигонских альбомов, пропитанных идеями анархии и панка, записали проникновенный пост-панковый шедевр "Джут".
ОКОНЧАНИЕ ЭПОХИ
В настоящее время большинство участников обеих волн ушли в небытие (БАНДА ЧЕТЫРЕХ, ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ, ХУГО-УГО) или ведут неактивный образ жизни (БРЕШЬ БЕЗОПАСНОСТИ, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, КООПЕРАТИВ НИШТЯК). Однако, некоторые оставшиеся сохранили себя в относительной целости (ОЖОГ, АДАПТАЦИЯ, ИпВ) или переживают период ренессанса (РЕГИОН 77, КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ, MYJIK DANCE). Эти оставшиеся готовят к выпуску новые альбомы (или уже их выпустили) и играют на концертах, но едва ли можно говорить о появлении новых последователей "сибирского" и "квази-сибирского" пост-панка, если не считать за таковые группы вроде ПОРА КОНЧАТЬ, АНЕНЕРБЕ или БРАТСТВО КОНЦА из Москвы. И уж точно вряд ли кто-то назовёт преемниками собственно сибирские группы ENFACE (Омск) или CORBAIN KILLS (Новосибирск)...
Эпоха заканчивается, оставляя нам лишь историю и записи на магнитофонной ленте и в убогом формате мп3.
Золотой фонд "сибирского" пост-панка:
1. Янка Дягилева и Великие Октябри — "Деклассированным Элементам"
2. Промышленная Архитектура — "Любовь и Технология"
3. Инструкция по Выживанию — "Смертное"
4. Ник Рок-н-ролл и Трите Души— "Вечник"
5. Кооператив Ништяк — "Памяти Дика"
6. Зарытое Предприятие — "Конструкция"
7. Myjik Dance — "Карманный Лебедь"
8. БОМЖ — "БОМЖ 1"
9. Начальник Партии — "Попс-андеграунд"
10. Хуго-Уго — "Мне так страшно"
11. Зазеркалье — "Солдатская совесть"
12. Красные Звёзды — "Эпоха Лжепатриотизма"
13. Адаптация — "Джут"
14. Огонь — "Заживо"
15. Банда Четырех — "Безобразное Время"
16. Ожог — "Электростанция Z"
17. Регион 77 — "Азбука Страха"
18. Затерянные в Космосе — "Исключение из правил"
19. Брешь Безопасности — "Обратная перспектива"
20. Сантим и Затерянные в Космосе — "Мир на Закате"
Артем ‘Igguana’ Бурцев
‘Grave Jibes Fanzine’