источник: | http://limonka.nbp-info.com/336_article_1226841041.html |
дата: | 2009.02.xx |
издание: | Лимонка № 336 |
текст: | Андрей Песоцкий |
фото: | |
см. также: | статья в формате pdf |
источник: | http://limonka.nbp-info.com/336_article_1226841041.html |
дата: | 2009.02.xx |
издание: | Лимонка № 336 |
текст: | Андрей Песоцкий |
фото: | |
см. также: | статья в формате pdf |
19 февраля 2009 года прошел год со смерти лидера группы «Гражданская Оборона» Егора Летова. Как и ожидалось, страну захлестнули фестивали его памяти, сопровождаемые многочисленными хвалебными воздыханиями со стороны армии фанатов ГО и музыкального официоза. В общем, происходит всё то, что Егор так презирал при жизни — пляски на костях, превращение Летова в ещё одного поп-идола вроде Цоя, для поклонения масс.
Как это и бывает при подобной профанации, раздаются мнения, что Летов якобы никогда не являлся политическим радикалом, а был эдаким слащавым рокером вроде Кинчева или Шевчука. Тот факт, что Егор был одним из основателей НБП, старательно вычеркивается из его «официальных» биографий.
Безусловно, масштаб Летова не ограничивается Национал-Большевистской Партией, однако утверждать, что нахождение Летова в одном ряду с Лимоновым являлось ошибкой или заблуждением — значит вообще отрицать наличие в творчестве Егора революционных, антисистемных мотивов. Это значит вообще ничего в нём не понимать. Эй, господа-фанаты, вдумайтесь: про что писались тексты вроде «Родины», которые были позже перепеты всякими унтерменшами на его «трибьютах»?!
С сожалением надо отметить, что лидер Г.О. сам немало способствовал собственному попс-пиару. В последние годы жизни Система в немалой степени проглотила непримиримого борца Егора, для которого вдруг стали открыты крупнейшие концертные площадки и страницы глянцевых журналов, которые он так ненавидел прежде. Изменилось и творчество Летова — вместо надрывных записей матерных текстов и политических лозунгов в последние годы страждущая публика услышала умиротворенную философию мудреца Егора. Последние альбомы Г.О., такие как «Долгая счастливая жизнь», «Реанимация» и «Зачем снятся сны» казались вялыми и невнятными на фоне прежних бунтарских песен, хотя Летов неизменно вставлял на каждый альбом по одной-другой песне-боевику, стараясь напомнить нам, что еще жив прежний нигилист Егорка.
Но Егор к концу жизни уже не был нигилистом и бунтарём. Он почти перестал быть революционным эстетом. Егор постарел...
Смерть Егора сложно назвать внезапной. По-большому счету, он всегда шёл к смерти различными путями — наркотические опыты по открытию глубин сознания, несколько клинических смертей, полный комплект практики пограничья....
«Умри вовремя», — говорил Ницше. Умер ли вовремя лидер «Гражданской обороны»? Кому-то такая постановка вопроса покажется циничной, однако мы убеждены, что жизнь и смерть Творцов такого масштаба как Егор Летов не принадлежат уже им самим, а находятся во власти каких-то запредельных исторических сил. Скорее, Летов умер не вовремя. Если бы Егор погиб в баррикадные дни Октября 93-го или на пару лет позже, на пике своего светлого революционно-политического периода жизни, то он ушел бы в историю непререкаемым героем, почти что русским Че Геварой. Впрочем, кто из нас безгрешен?
Как бы то ни было, но смерть Егора Летова придала совершенно новые краски последним альбомам «Гражданской обороны». Образы, казавшиеся пустыми, вдруг стали чёткими и абсолютно ясными. Это образы человека на пороге смерти. «Кипучее движение игристого ума... остановка». Казалось, Творец знал всё заранее.
Значение творчества Егора колоссально. В современной России не было и нет музыканта, который смог бы пробудить такое количество молодых людей к бунтарству (каждый пусть вложит в это слово что-то своё). Полуподпольные записи «Гражданской Обороны» невероятным образом при полном отсутствии того, что сейчас называют рекламой, расползлись в конце 80-х — начале 90-х по всей стране, дойдя до каждого маленького городка. Миллионы простых русских парней из столиц и из глубинки пропустили сквозь себя сложнейшее мировоззрение Летова, найдя в нем что-то своё. Этот феномен ещё предстоит нам всем осмыслить.
Андрей Песоцкий