источник: | http://www.dark-city.ru/grob.html |
дата: | 2008.05/06 |
издание: | Dark City № 44 |
текст: | Юра «Хирург» |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.dark-city.ru/grob.html |
дата: | 2008.05/06 |
издание: | Dark City № 44 |
текст: | Юра «Хирург» |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Игорь "Егор" Фёдорович Летов
10/09/1964 - 19/02/2008
19 февраля 2008 года мир потерял двух вождей мировой революции. Но если один из них, Фидель Кастро, всего лишь ушел на покой, то другой упокоился навеки. Нас оставил лидер группы "ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА" Егор Летов. Он ушел в пылу боя - совсем недавно был выпущен очередной альбом коллектива и начались концерты в его поддержку. Впрочем, его бой был вечным. "Мы всегда существуем на высшей точке!" - гордо говорил он...
Отец радикально-анархического "сибирского панка", он выступал против любой власти и "находился в состоянии вечного протеста". Его взгляды были полны уникальных противоречий, даже судя по названиям его проектов: "Западъ" и "Коммунизм", "Адольф Гитлер" и "Великие Октябри", "Христосы На Паперти" и "Сатанизм". Один из самых ярких музыкантов и поэтов нашего андеграунда, художник, продюсер, он стал легендой русского рока как основатель и лидер группы "Гражданская Оборона". С ней он сделал множество альбомов, общее количество которых, даже не считая сольных и параллельных проектов, не поддается исчислению. Только изданных официально - более пятидесяти. И всё это - без денег и рекламы, в своей домашней студии, начав с полного нуля...
"Я вообще из футбола вышел, все детство проиграл" - вспоминал Егор. Как видно, не всё! Когда ему было восемь, домой на каникулы приехал старший брат Сергей, тогда ещё студент, и привез несколько пластинок - записывать на бобины по 3 рубля сторона - популярный был тогда "бизнес". Так Егор услышал альбом The Who ’А Quick One’ (1966) и "понял, что это мое, это настоящее... я родом оттуда, из диких, первобытных 60-х". В начале же 80-х парень из Омска работал на стройках Москвы штукатуром-плиточником, а жил в Люберцах у брата, тогда уже известного джазмена. Благодаря его связям, участвовал в первых представлениях "Поп-Механики" Сергея Курехина, но в итоге вернулся домой и затеял проекты "Посев" (1982) и "Западъ" (1983). Через приятелей по "Туче" (место, где встречались, торговали и обменивались пластинками) познакомился с Кузьмой (он же Константин "Кузя Уо" Рябинов - ред.) - так 8 ноября 1984 года возникла "Гражданская Оборона". Тогда же появилась и домашняя студия "ГрОб Рекордз" - магнитофон "Олимп", какая-то самопальная аппаратура, а вместо ударных... портфель.
В 1984-1985 годах они буквально "на коленках" записали пару альбомов, которые были размножены и разошлись по всей стране. Этот рок-самиздат немедленно вызвал репрессии со стороны властей и в начале 1986 года "Кузьму отправили в армию в какие-то страшные степи, на Байконур... со всех моих знакомых взяли подписку, что под угрозой уголовных преследований никто не будет иметь со мной никаких дел". Егор в одиночку стал писать альбом за альбомом со все более антисоветской и нецензурной лирикой - и был отправлен на 3 месяца в психбольницу.
Выступление в 1987 году на Новосибирском рок-фестивале в составе группы "Адольф Гитлер" и вовсе вывело его за рамки закона - он попал в розыск, пришлось "скитаться по стране, имея сумочку через плечо и сорок рублей в кармане". В изгнании его поддержала Янка Дягилева (также ярчайшая представительница волны "сибирского панка", бывшая его гражданской женой до момента трагической гибели 9 мая 1991 года). А тогда, к весне 1988 года все улеглось, "Оборона" укомплектовалась музыкантами и выступила в Новосибирске. Хотя накануне принципиально не репетировали, "в зале творилось что-то невообразимое: люди валялись, дрались, летела кровища. Вот это я понимаю, вот это концерт". Таких потом было много - с членовредительством, потасовками и вооруженными столкновениями с собственной охраной. Нешуточная студийная работа кипела в домашней студии в Омске и Егор был привлечён к судебной ответственности за превышение уровня шума. "Один раз был забран ментами и сидел в „обезьяннике“. Регулярно платил штрафы... ставился вопрос о... выселении". Помимо прочего, "в алкогольном и наркотическом угаре" с 1988 по 1990 годы было записано 15 альбомов студийного психоделического проекта "Коммунизм".
Несмотря на то, что Егор "полностью обезопасил себя от появления на телевидении - с помощью мата, резких политических заявлений и эпатажа" началась настоящая "ГрОбомания" - в конце 80-х по стране гастролировало одновременно несколько "лжеегоров". Во избежание дальнейшей коммерциализации к 1990 году "Гражданская Оборона" была распущена. Практически в одиночку Егор создал два альбома под названием "Егор и Опизденевшие" - "чтобы о нас максимально трудно было упоминать СМИ". Но в 1991 году война Летова с СССР закончилась распадом последнего. Нужен был новый враг!
В декабре 1993 года было объявлено о московском концерте воссоединившейся "Гражданской Обороны". Организаторы продали в зал на 800 человек... 10.000 билетов и благополучно скрылись с выручкой. Толпа стала штурмом брать помещение, приехал ОМОН, началась бойня. А Егор снова оказался в оппозиции - сотрудничал с газетой "День", поддерживал Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова и даже имел партбилет с номером 2, выступал на митингах Проханова и Баркашова, стоя на сцене под флагом с серпом и молотом, а на президентских выборах 1996 года поддерживал Зюганова. Он стал одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения "Русский прорыв". Хотя Егор и говорил, что "назвался коммунистом, чтобы меня ни в коем случае не начали расхваливать", многие отреклись от былого кумира. Тем не менее, в 1995-1996 годах появились новые альбомы, а популярность группы вновь начала набирать обороты. Тогда они взяли в состав его брата, Сергея, изменили имидж и звук. "Сначала все начали репу чесать, потом привыкли - и мы тут же расстались".
На рубеже нового тысячелетия Егор отмежевался от всяких политических сил, последней каплей стала драка (в которой один человек был убит) между скинхедами и панками на одном из его концертов - идейные и музыкальные искания сделали его аудиторию слишком разнородной и конфликтной. На такой волне в 2004-2005 годах вышли диски ’Долгая Счастливая Жизнь’ и ’Реанимация’. Их песни появились на радио, а сами они - на арене Лужников. Душить концертных администраторов, как это бывало раньше, теперь уже не требовалось, как и думать о распространении дисков - их изданием и переизданием занялся один крупный российский лейбл. Истеблишмент настиг непримиримого борца, их песни издавались на разных панк-сборниках даже на Западе, было организовано несколько поездок - по Америке, Европе и даже в Израиль.
Последний альбом ’Зачем Cнятся Cны’ (2007) посвящен, как писал автор, "светлой памяти Сида Барретта и Артура Ли - моим учителям" - и, следует добавить, известным любителям психотропных препаратов. Он назвал первую композицию "Слава Психонавтам" и отметил в комментариях, что появление ’Снов’ результат "кислотной передозировки... которая, собственно, и дала толчок к дальнейшему развитию событий". Работа над диском отняла у него огромное количество творческих сил. ’Cны’ забрали "всё, что было в наличии, поэтому может статься, что больше альбомов вообще не будет".
К настоящему времени наследие Летова включает в себя не только музыкальные альбомы, но и два сборника стихов, вышедших в 1994 и 2003 годах. Вообще, он хорошо знал английский язык, был знатоком современной и классической литературы, кинематографа, музыки... Куросава, Пазолини и Кустурица; Камю, Сартр и Кафка; Достоевский, Платонов и Бердяев; Кручёных, Маяковский и Хармс - перечень тех, чье творчество он знал и ценил, занял бы здесь целую страницу... Его смело можно назвать не просто поэтом и музыкантом, но и мыслителем. И мысли его принимали иногда непривычный (на взгляд обывателя) оборот.
Например, хотя он и был женат (до 1997 года на Анне Волковой, а затем на Наталье Чумаковой, также участнице группы), детей у него не было. Объяснял он это так: "Сейчас наблюдается... зловещее перенаселение человека на нашей планете, и преумножать его мне внутренний долг не велит. Скоро, кроме человека, на Земле вообще никого не останется, даже деревьев. Будем жрать друг друга". Вообще, год от году его взгляды на будущее становились все мрачнее и мрачнее. "...ураганы, стихийные бедствия, катаклизмы. Земля скидывает с себя разную дрянь. Происходит уничтожение биосферы в виде человечества. Трагического в этом ничего нет. Наступит новый виток. Я не думаю, что это будет человечество, скорее всего, появится какой-то новый вид живых существ, совершенно не похожий на человека, и это меня радует!"
А состояние дел в России его и вовсе удручало. "Наш народ... ленивый и дрянной, совершенно бесталанно-дрянной... ничего не читает, не знает, не слушает и не видит. И не испытывает в этом никакой нужды". Не удивительно, что из-за рубежа он возвращался убежденным, что там "гораздо уютнее и счастливее, чем на родине". "Чем дальше живу, тем больше убеждаюсь, что в нашей стране ничего не меняется и никогда не изменится... Здесь нельзя жить. Здесь можно только воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями. Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, ограбить... Издать какой-нибудь новый закон - и лишить тебя всего... Отсюда... Все мысли направлены не на то, чтобы спокойно жить и что-то планомерно делать, а чтобы как-нибудь лихо отсюда сдристнуть, либо за рубеж, либо в тайгу или какой-нибудь скит, или на тот свет".
Но всякий раз, когда Егор сам задумывался, так сказать, на тему самоуничтожения, он приходил к выводу - "есть вещи важней". И нельзя сказать, что он нёс свой "ГрОб", как крест на голгофу, намеренно... Хотя и признавался, что с 1998 года "принципиально играл на всяких стимуляторах или очень пьяным", однажды "чуть догола не разделся", "начал терять сознание на концертах". В последнее время пришлось отказаться от алкоголя и других "помощников": "Возраст накладывает определенные ограничения... вылетают всякие органы. Все равно живем на пределе своих сил, но я уже так заранее чувствую, что предел не за горами... Мне уже сорок с лишним лет, я уже в принципе могу и помереть" - говорил он в последних интервью. И, к сожалению, оказался прав.
Со слов врачей неотложки, Егор давно страдал сердечной недостаточностью и "некоторые признаки указывают на то, что смерть была мучительной", а не произошла "тихо во сне во сне от остановки сердца", как сообщалось вначале. Наталья Чумакова уверена, что всему виной уже шестой инфаркт мужа. Но окончательно причина смерти стала известна только после проведения судебно-медицинской экспертизы, через месяц: "острая дыхательная недостаточность, развившаяся в результате острого отравления этанолом", проще говоря - алкоголем...