источник: | http://www.nv-spravka.ru/stars/letov_leg_v_svojj_grob/ |
дата: | 2008.02.19 |
издание: | Московский Корреспондент |
текст: | Антон Размахнин |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nv-spravka.ru/stars/letov_leg_v_svojj_grob/ |
дата: | 2008.02.19 |
издание: | Московский Корреспондент |
текст: | Антон Размахнин |
фото: | |
см. также: |
Вчера в Омске от сердечного приступа скончался лидер рок-группы «Гражданская оборона», поэт Егор Летов. Ему было 43 года. Ушел «последний из могикан» настоящего андеграунда восьмидесятых.
Главный бренд
Настоящее имя Егора — Игорь. Он родился и вырос в Омске, играть музыку и писать стихи начал в «стандартном» для этого возрасте — 16 лет. В 1984 году после недолгого пребывания в составе «Поп-механики» Сергея Курехина, он основал группу «Гражданская оборона», сокращенно «ГрОб».
Это название станет его главным брендом до конца жизни. В восьмидесятых он записывался в своей домашней студии, на паяной-перепаянной советской технике. Звук поэтому был «фирменно-грязный». В результате «ГрОб» стали причислять к панк-року. Тексты же группы были куда глубже, чем стандартный англоязычный панк.
Протестом против родной действительности тогда было никого не удивить, но при этом Летов был самым радикальным из протестующих. Такую жесткую лирику невозможно написать «от головы». По своей искренности Егор, пожалуй, был равен Майку Науменко, Александру Башлачеву, Петру Мамонову. Из всех них, заметим, Мамонов давно ушел из рока, остальные — теперь уже и сам Летов — на том свете. Тогда, в перестроечные времена, его песни — «Все идет по плану», «Дурачок», «Русское поле экспериментов» пелись в каждом дворе. Поются они и сейчас, потому что жизнь мягче не стала.
Стихийное бедствие
Исход перестройки для Егора Летова был революционным временем — он пробовал силы и в сольных проектах (группы «Инструкция по выживанию», «Оп**деневшие»), и порой на время прекращал выступать. Но не писать стихи. В девяностые Летов снова оказался знаменем оппозиции — на этот раз, как ни парадоксально, «красной». Он выступал в московских, тогда еще полузакрытых, кинотеатрах — и для их директоров концерт Летова был настоящим стихийным бедствием. Слушая Летова, публика крушила все, хотя сам Егор оставался интеллигентен и спокоен, «выплескиваясь» только в песнях.
Летов двухтысячных был уже не таким ярким. Поклонники говорили, что он исписался, противники обвиняли в провокаторстве. Мол, он выплеснул агрессию, а фанаты, напитавшись ею, устраивают погромы. Пусть даже и так — поэт все-таки имеет право.