источник: | |
дата: | 2007.11.26 |
издание: | HOT-7 № 6 (25) |
текст: | Денис Бурковский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 2007.11.26 |
издание: | HOT-7 № 6 (25) |
текст: | Денис Бурковский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
«Профессор, для меня экзамен — всегда праздник!..» Ещё лет семь назад презентация нового альбома ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ стала бы не просто праздником — Новым годом, Рамаданом и Ханукой в одном флаконе. Семь лет назад — но не теперь. Отправляясь в ближайший к нам город самостийной та незалежной Вкраины Чернигов на презентацию последнего шедевра ГРОБа «Зачем снятся сны», мы с Пухом — земляком и товарищем по оружию — были одержимы одной мыслью: «Господи, поменьше новых песен!» Не очень хочется слышать, как Егор, бывший Отцом и Знаменем, с похвальной целеустремлённостью занимается на сцене дискредитацией себя любимого. Но гости такого уровня не так часто появляются в непосредственной близости от Могилёва, поэтому договорившись с черниговским рок-клубом и аккредитовавшись в качестве музыкальных оборзевателей, мы не раздумывая двинули в Чернигов.
Для столь масштабного мероприятия рок-клубовцами был выбит у отцов города кинотеатр имени Щорса (под такой краснознамённой фамилией Летову бы «Звездопад» презентовать). О концерте узнаёшь сразу по въезде в город — афиши не наклеены разве что на мусорных урнах. Выдвинувшись на площадь перед кинотеатром за час до концерта, с удивлением почти никого не обнаруживаем. Три года назад в Минске фанаты группы начали устраивать манифестации в честь омского гуру ещё до начала саундчека, а здесь... как-то вяло. Впрочем, по прошествии пятнадцати минут в видимости появляются первые гробоманы. Такую бы публику да нашим ментам предъявить — от зависти умрут. Персонажи самого разного вида от реальных панков до махровой гопоты ведут себя тихо-мирно, не видно ни пьяных в жопу, ни слишком экзальтированных — Европа... Довольно много и людей старшего поколения, к нынешним неформалам никакого касательства не имеющих. Хотя... Летов тоже не мальчик давно.
Встретившись на площади с товарищами из Гомеля — гитаристом ПЛАНЕТАРИЯ Медведем, верным сторонником «живого» рока АК-47 и иже с ними, — узнаем, что Летов и Co играют не одни — разогревать публику перед сибирскими монстрами предстоит местным командам ДЕТОКСИКАЦИЯ и АУШВИТЦ. За пивом и трёпом незаметно проходит время до начала концерта.
Что бы ни говорили про Летова, но мысль о том, что Игорь Федорович может не собрать полный зал, меня не посещала в принципе. За годы службы «шесть врубающихся» ГРАЖДАНКИ выросли в геометрической прогрессии, и зала для них обычно маловато. Но... максимум пара сотен человек, почти все на сидячих местах — смотрелось жутко. Неужели ж на Украине так быстро перешли к новым порядкам? Неизвестно.
Начинавшие концерт хлопцы из ДЕТОКСИКАЦИИ показали людям, что гранж, панк и прочий хардкор в корявых руках эволюционирует в нечто, что слушать нельзя в принципе. Привередливый АК-47 уговаривал меня уйти на улицу и слушать эту команду, стоя под дверями. «Всё равно — такую „музыку“ не испортит никакой, даже самый ужасный звук — некуда дальше портить», — логично доказывал гомельчанин. От себя: у нас таким партнёрам ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ место на задворках Колиной империи. И чтобы после концерта зрители в обязательном порядке прошли дезинфекцию. И детоксикацию.
Вслед за ними выступала ню метал-команда АУШВИТЦ. Аушвитц — так по-немецки звучит слово «Освенцим». Лагерные, так сказать, песни на немецкий лад. Группа играла ужасно тяжёлый фьюжн из разных стилей — хардкора, хеви-метала, даже рок-н-ролла. Вокалист с лёгкостью непостижимой переходил с нормального человеческого вокала на гроулинг, потом на скриминг, внезапно принимался читать рэп — и то же самое в обратном порядке. Кое-что в АУШВИТЦ определённо есть, когда слова слышны, то можно даже пару мыслей в песнях разглядеть, да и слушалось без раздражения. До определённого момента. Определённый момент определился очень чётко, когда в песне промелькнули до боли знакомые слова. «Разом нас богато — нас не подолаты!» — орал солист, в припеве скандируя «Ю-ЛЯ! Ю-ЛЯ!» Очень хотелось думать, что Тимошенко здесь не при чём. Но обмануть себя не получилось. Как бы ни хаяли в некоторых кругах наши оппозиционные команды, до такого маразма дело у них не доходило. Когда со сцены звучат слова «Беларусь будзе вольнай» — речь как-никак идёт о нашей свободе, а от кого и зачем — вопрос второй. Под такие песни иногда даже хочется встать, поднять кулак вверх и рявкнуть что-нибудь патриотическое. От «Ю-ЛИ!» хочется только отдать поясной поклон самой г-же Тимошенко — хорошие кадры готовим, надёжные. А ребята могут быть спокойны — под крылышком легко дышится, в Аушвитц этот самый точно никто не попадёт. Простор открыт — ничего святого. Публике, судя по всему, политические бредни в стихах давно надоели — на танцполе бесятся три быдлопанка, остальные периодически поглядывают в сторону сцены с плохо скрываемой брезгливостью. Ждали Егора.
После ухода патриотических панков на сцене появился представитель черниговского рок-клуба Саша «Железо» Железнов и заорал на публику: «Сейчас будет то, чего вы ждали много лет. Все к сцене!» Зал встал. И шагнул вперёд.
Компанию Егору в составе ГРОБа сейчас составляет его жена и басистка Наталья Чумакова, гитарист Александр Чеснаков и барабанщик, оставшийся неизвестным. Выйдя на сцену и сказав пару незапомнившихся фраз, Егор начал с песни «Он увидел солнце». И люди в зале увидели солнце. Хорош Летов, плох, стар или молод — не интересовало никого. По-прежнему могучий голос, никуда не исчезнувшая харизма, знакомые чуть не с колыбели слова. Летов даже не делает вид, что происходящее вокруг его как-то интересует. Надо петь — он поёт. Но круто, волна со сцены в зал и из зала на сцену просто сметает. Вот она, ОБОРОНА, во всей красе. Точнее, во всей возможной на сегодняшний день.
Егор завёл «Нечего терять». Вообще, забегая вперёд, скажу, что песни с относительно новых альбомов («Солнцеворот», 1996, можно с полным основанием назвать таковым) удаются Егору со товарищи намного лучше и проникновеннее, чем старые хиты. Наверное потому, что он писал их будучи уже почти таким, как сейчас, — взрослым. У публики — полный восторг и ликование. Вообще, черниговский электорат — это нечто прекрасное и возвышенное. Впереди — фанаты с бьющей через край энергией, но без привычных нам пьяных вы..бонов и противного недослэма. Дальше — просто втыкающие люди, слэм и прочее там. И где-то на задворках — говнопанковье, которому на всё насрать, абы попрыгать, но оно никому не мешает!
К пятой-шестой песне (это был «Попс») становится немного скучно. Восторг первого впечатления чуток поутих... а заменить его оказалось нечем. Всё можно понять, не первая там молодость, продался там и всё такое, но нельзя ж так откровенно «забивать» на то и тех, которые за пределами сцены... А Летов делал именно так. Вёл себя гуру внешне совершенно непринуждённо, но как-то в это не верилось. Даже взмахи хаером, которые Егор регулярно производил в процессе пения, производили впечатление... как будто 16-летний панк впервые вылез на сцену, не знает, как себя надо вести, но слышал, что некоторые трясут башкой. Чеснаков и Чумакова вообще стоят как панфиловцы без малейших эмоций. Чтобы проверить ощущения, решаю спросить у одного из тусовщиков рядом. Ответ хрестоматичен:
— Ты чё? Чё тебе надо?! Ты видишь Бога! Ты слышишь голос Бога! Ты можешь посмотреть в глаза Богу! И тебе ещё чего-то надо? По еб.лу тебе надо!
Короче говоря, заткнись и наслаждайся. И я затыкаюсь и начинаю наслаждаться. Тем более, что, посвятив «Лоботомию» давным-давно погибшему Дмитрию Селиванову, Летов как будто воспрял. По крайней мере, слушалось это не хуже, чем на альбоме (обычно на этом концерте Егор по энергетике не дотягивал даже до уровня своих записей). На безэмоциональном лице Летова впервые проглянула прежняя весёлая ярость... Жаль, что ненадолго.
Несмотря на то, что концерт назывался презентацией нового альбома, песен из оного прозвучало ровным счётом две. Могло и ни одной не прозвучать — никто бы и не заметил. Если в «Реанимации» было много если и не шедеврального, то достойного — «Зачем снятся сны» никто не понял вообще. Поэтому «Слава психонавтам» и «Значит, ураган» все пропустили мимо ушей. И правильно. Так что получилась у ГРОБа не презентация, а почти полноценный «зе бест». Тем более, что играли сибиряки долго, около трёх часов: «Самоотвод», «Про дурачка», «Зоопарк», «Мёртвые», «Наваждение» — одни хиты. По нарастающей. Где-то с «Бери шинель» Летов разошёлся окончательно и наконец забыл, что ему по фигу концерт, вспомнив молодость. Песен после этого спел немного, но запомнились именно они.
«Мы-ы-ы-ы-ше-лов-ка захлопнула-а-а-ась!» — прозвучали последние слова, после чего группа имела честь откланяться. Правда, немножко смутило то, что инструменты музыканты как один оставили на «рабочем месте».
Сразу же вышел Саша Железо и спросил у народа, не хотят ли уважаемые зрители, чтобы Егор и товарищи вышли снова. Со стороны это смотрелось, как будто вызывали Деда Мороза. ОБОРОНА, безмерно многих удивив (Летов не выходит «на бис»), не заставила ждать, и... тут начался полный пиз. ец. После выхода и до конца Летов спел всего три песни. «Никто не хотел умирать» и «Лёд» заставили ползала прыгать чуть выше потолка... и ... «Всё идёт по плану». Никогда не мог подумать, что заезженная сверх всякой меры песня способна ещё как-то зацепить. А она не просто зацепила. Наверно таким, или почти таким, был Егор в начале 90-х. Уже ради этого стоило приехать. И неважно, что после выяснилось, что «бис» был спланирован от начала до конца (на последующих концертах в Харькове и Киеве все произошло точно так же и с теми же песнями) — это не имело значения.
О том, что происходило после концерта, писать не хочется — всё это очень грустно. Когда сто человек дают кумиру плакаты для автографа, которые он не глядя подписывает — это нормально смотрится, если на сцене группа РЕФЛЕКС, ЗВЕРИ или даже ЧАЙФ. Но не ОБОРОНА! Смотрелось самую малость противно. Но это действо мы уже проигнорировали. Концерт удался. Остальное — не к нам...
Денис БУРКОВСКИЙ
www.morok.ru