источник: | http://www.muz-prosvet.com/vb/showthread.php?t=3552 |
дата: | 2007.10.20 |
издание: | Музпросвет |
текст: | Jimmy Smith |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.muz-prosvet.com/vb/showthread.php?t=3552 |
дата: | 2007.10.20 |
издание: | Музпросвет |
текст: | Jimmy Smith |
фото: | |
см. также: |
Двадцать первого мая 1989 года неугомонный Егор Летов вдруг решил, что ряд его прошлогодних записей звучат не очень хорошо, и переписал на основе сохранившихся болванок вокал, некоторые тексты и партии соло гитары с применением нехитрой техники (магнитофон Олимп-003). Потом Егор обозвал все это как «Тошнота» (в честь уважаемого им Сартра, как я понимаю) и выпустил в свет. В 2007 году по прежнему неугомонный Летов на волне переизданий архивов Гражданской Обороны решил выпустить и этот компилятивный альбом. Ремастированная «Тошнота» на этот раз вышла в формате digipack c видоизмененной обложкой и занятным бонусом — скандальной и очень короткой концертной записью 1989 года известной как «Свет и Стулья» (из-за погромов в зале концерт отменили — и все это хорошо слышно). Хочу еще сказать, для заинтересовавшихся, что, несмотря на дигипак и хороший буклет стоит издание (как и еще целый ряд альбомов 80х), как обычная «беспонтовая» упрощенная версия — видимо, Игорь Федорович принципиально за архивы деньги не берет...
Но хватит, о мелочах, перейдем к главному — к музыке и песням. Вопреки всем предрассудкам с музыкой и песнями у Летова все в порядке. Злобный и достаточно удобоваримо сыгранный панк-рок с грязной перегруженной гитарой, пульсирующим басом и неплохо звучащими ударными (сбивки иногда напоминают драм-машинку и это очень хорошо). Хороший аккомпанемент для Егора, который порой просто выжигает каленым железом по душевному состоянию слушателя. Тут есть и нервные гимны «вечного борца» («Кто Сильнее тот Прав», «Второй Эшелон», «Против»...), и политические бомбы («Заебись!», «Новый 37-ой»), и забавные сверх-быстрые панк зарисовочки («Анархия», «Солженицин Писал о Совсем Другом») — много чего здесь есть. Особняком стоят песни «Колыбельная» и «Никто не Хотел Умирать» — не коим образом не панк, а скорее крик души под размеренный «шестидесятнический» аккомпанемент. «Солдатами не рождаются» — потрясающий номер, сравнимый с самыми крутыми антивоенными заявлениями The Doors.
Ну и конечно один из главных хитов ГО — «Все Идет по Плану» (в концовку добавлен мрачнейший психеделический реверс) — не такой уж однозначный трек, как может показаться первоначально. Советского Союза уже давно нет, а Летов как исполнял эту «песню протеста» так и будет исполнять. Причем и будучи ярым коммунистом в 90е и в нынешний аполитичный период — все-таки не с Лениным воевал Егор, а за идею, за свободу в его собственном понимании. Показательно использование во «Втором Эшелоне» цитаты из знаменитой революционной песни «Варшавянка», написанной еще в 1831г и бывшей гимном польских и русских революционеров: «Вихри враждебные веют над нами/Темные силы на злобно гнетут/В бой роковой мы вступили с врагами/И это причина для всех оправданий». Летов всегда мастерски использовал цитаты, но в данном случае он превзошел самого себя! Пропетые яростно и надрывно под агрессивный панковский чес эти строки заставляют замирать в напряжении — ни капли пародийности или издевки. Солдат на ежедневной войне (метафизически, естественно) Летов абсолютно искренне говорит со слушателем. Как всегда, впрочем... Он сколько угодно может опровергать себя впоследствии, но будьте уверены, что в данный момент, «здесь и сейчас» он свято верит в то, что утверждает. Такой вот человек... Еще можно сказать, что помимо сносного музыкального сопровождения (лично мне нравится этот сырой гаражный звук), мощных и порой весьма провокационных текстов здесь имеются еще и отличные мелодии. Конечно, узкие рамки панк-рока не позволяют развернуться таланту Летова по полной, но даже в этих условиях он, кажется, с легкостью пишет хиты один за другим...
Помимо ремастеринга, бонуса и новой обложки данное издание отличается от более ранних версий тем, что вставлены летовские поэтические миниатюры («Какое Небо», «Капуста», «Проволока Сомнений», «Однажды», «Вот Какое Небо»), добавляющие целостности материалу. Зачастую это лишь несколько строчек, вызывающие ассоциации с поэзией обэриутов и футуристов. Без цитат, правда, и здесь не обошлось: фраза «Однажды утром в Вавилоне пошел густой снег» («Однажды»), что-то мне напоминает, до боли, хотя я могу и ошибаться. Завершается «Тошнота» усталым и обреченным изречением: «А небо все точно такое, как если бы ты не продался». Вот так вот — пессимистично, на уровне ассоциаций.
Может возникнуть вопрос, а зачем нужно было писать рецензию на материал ГО столетней давности? Почему, не «Русское Поле Экспериментов», не летовское гениальное «Сто Лет Одиночества», не прекрасный психеделический «Лунный Переворот»??? А вот так получилось, легло на душу и написал. По части экстремизма «Тошнота» уступает апокалиптическому нойзкору «Русского Поля», но в плане задалбливаемости песен в мозг, тут материал ГО, написанный до 1989 все-таки выигрывает. Летов так убедителен и прост в своем извечном «Я Всегда Буду Против!», что это элементарно подкупает. А ведь темы которые поднимает Егор все-те же — смерть, метафизический бунт, конфликт, суицид. Даже пев о политике, он, по сути, пел все о том же — о вечном. Берет за душу летовский надрыв и не отпускает. Мне нравится, тем более, что на обозреваемом альбоме, как мне кажется, вещи скомпилированы удачно.
Вторая причина, это конечно же неприятие творчества ГО определенной прослойкой слушателей. Неприятие на которое я сам чуть было не повелся, но к счастью не поверил. Причины негативного отношения к творчеству Летова как мне кажется, лежит в области стереотипного мышления (типа «дебильный тупой панк для дебильных тупых панков») и помимо, этого, во вполне осознаном нежелании погружаться в тяжелый и безрадостный мир летовского творчества рубежа 80х и 90х. Это действительно тяжело, и для адекватной оценки того же «Русского Поля Экспериментов» нужно адекватная подготовка, если конечно вы не влюбились в это с первого взгляда или не были оголтелым любителем различного рода экстремальных музык....
А Егор Летов всю жизнь занимается сломом стереотипов и преград. Ну и как за такое не любить?!
Оценка: 8/10
Стиль: злой и честный сибирский панк
Трэклист:
1. Какое небо — 0:51
2. Кто сильнее — тот и прав — 1:44
3. Харакири — 2:26
4. Колыбельная — 1:16
5. Капуста — 0:09
6. Никто не хотел умирать — 3:01
7. Боевой стимул — 3:02
8. Против — 3:04
9. Заебись! — 1:46
10. Второй эшелон — 1:52
11. Человек человеку — волк — 1:56
12. Солдатами не рождаются — 2:40
13. Повезло — 1:58
14. Новый 37-й — 2:09
15. Проволока сомнений — 0:07
16. Парадокс — 2:39
17. Солженицын писал о совсем другом — 1:41
18. Кто сдохнет первым — 2:09
19. Анархия — 1:16
20. Увы! — 1:22
21. Однажды — 0:06
22. Всё идёт по плану — 5:19
23. Вот какое небо 0:07
Бонусы:
«Свет и Стулья»
01.10.1989, Москва, акция Next Stop Rock’n’Roll
24. Я Бесполезен — 3:29
25. Кого-то еще — 2:09
26. Против — 3:46
27. Так Закалялась Сталь — 2:46
28. Здорово и вечно — 3:49
29. КГБ-рок — 2:51
30. Харакири — 3:08
31. Красное знамя — 2:08
32. Все идет по плану — 1:19
Состав:
Егор Летов: голос, гитары, басс, ударные
Манагер и Кузя УО — голоса и вопли в треке 22.
Записано 21.05.1989г. в ГрОб-студии
Кроме 22 — записано в январе 1988, смонтировано и сведено
в данном виде в ночь с 24 на 25.09.89 там же.
Продюсер: Егор Летов
Пересведение и реставрация 10.04.2007,
ГрОб-студия, Егор Летов, Наталья Чумакова
Мастеринг: Наталья Чумакова.