источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/pub/1187159025.html |
дата: | август 2007 |
издание: | Ровесник № 8 (542) «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Виталий Шмерлинг |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/pub/1187159025.html |
дата: | август 2007 |
издание: | Ровесник № 8 (542) «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Виталий Шмерлинг |
фото: | |
см. также: | Изображения |
После презентации нового альбома «Гражданской обороны» «Зачем снятся сны?» корреспондент «Ровесника» встретился с лидером культового коллектива Егором Летовым, чтобы поговорить о творчестве, панк-роке и будущем цивилизации.
— «Гражданская оборона» выпустила новый альбом «Зачем снятся сны?», отыграла отличный концерт в Москве. Судя по всему коллектив сейчас на подъеме?
— А кода мы были не на подъеме? Мы всегда существуем на высшей точке!
— Альбом записан, что будете делать дальше?
— Я сравниваю создание альбома с подъемом на гору. Пока поднимаешься, не видишь, что за горой. Поднялся — а там следующая гора. Это известное японское определение духовного поиска. После подъема идет спуск: нужно отдыхать, набираться определенного опыта, энергии, вдохновенья. В таком состоянии мы обычно занимаемся римейками, пересматриваем архивные материалы, тем более что нам предстоит переиздать еще около пятнадцати альбомов: «Коммунизмы» разные и т.д. Впереди много работы.
— А как же отдых?
— Мы — трудоголики. Все время что-то делаем. К тому же книжка наша новая будет выходить, значит, я тоже этим буду заниматься.
— Что вдохновляло тебя во время записи «Зачем снятся сны?»
— Вдохновение идет только из меня самого. Извне бывает только то, что создает комфорт. Ради комфорта я могу послушать музыку или посмотреть кино.
— Тем не менее на альбоме есть посвящение — «светлой памяти Артура Ли и Сида Баррета».
— Это учителя. Учителя это — одно, а вдохновители — другое.
— Тогда объясни, что для тебя значит понятие «учитель»?
— Учителя это все от кого я взял что-то полезное, позитивное, благодаря кому я изменился.
— Многие из тех, кого ты считаешь учителями живы-здоровы, продолжают выступать. Например, те же The Who или Stooges. Нет желания сходить на их концерт?
— Не знаю, насколько они здоровы! (смеется) На концерты очень тяжело ходить. Невозможно толком ни посмотреть, ни послушать: приходится раздавать автографы, отвечать на какие-то вопросы. Одно мученье. Я предпочитаю смотреть концерты на DVD. Купил DVD, сиди дома и смотри себе его один. (смеется)
— А за границей?
— А за границей нет свободного времени. Приходится играть самим, поэтому на чужие концерты мы не попадаем.
— Несколько лет назад ты заявил, что русского рока не существует, что для тебя между «Аквариумом» и поп-группой «Дюна» нет никакой разницы. Однако недавно ты довольно лестно высказался по поводу последнего диска «Аквариума» «Беспечный русский бродяга». Не изменил ли ты мнение о русском роке?
— Русский рок есть, но я не считаю, что мы его представители. Мне он не очень интересен. Я не могу сказать, что я какой-то его антагонист, просто у нас с ним разные дороги и задачи. Русский рок — это такая местечковая вещь. Что касается «Аквариума», ну да смешной альбом... А что, последний альбом «Аквариума» — квинтэссенция русского рока? (смеется) Вовсе и нет. Это пивные ирландские, шотландские, кельтские дела. Тем более что «Аквариум» я тоже не считаю русским роком. «Аквариум» — продвинутая группа, разбирающаяся в британском и американском фолк-роке. Я, например, английский знаю, поэтому, когда услышал впервые «Аквариум» сразу понял, что все содрано с Дилана и Fairport Convention. Более того, БГ и не скрывает заимствований, он даже как-то цинично сказал, мол, очень хорошо, что у нас в стране плохо знают творчество Элвиса Костелло и еще кого-то там, потому что вот эту песню я спер оттуда, а эту отсюда. Понятие русский рок вообще очень странное. Все понатаскано отовсюду, от Дилана до Cure.
— Считаешь ли ты «ГрОб» панк-группой?
— Да. Но панк в наше время понятие слишком широкое. Панком называют и Offspring и Green Day. А для меня панк — это композитор Джон Кейдж или Джон Колтрейн.
— А как же классический панк: Sex Pistols, Ramones, Clash?
— Само понятие «классический панк» — уже ахинея. Раз классический, значит не панк. Вот Патти Смит или Television это панк? По моим понятиям суперпанк! А Exploited для меня гораздо меньше панк, чем Патти Смит или New York Dolls. Не говоря уже о MC5, Monks, Troggs, Sonics или Seeds. Панк это вообще понятие года 63-го. Группа Kingsmen — вот настоящий панк, а песни «Louie Louie» и «Wild Thing» — это вышак в истории рока!
— Чувствуешь ли ты ответственность перед фанатами?
— Нет. А зачем мне чувствовать ответственность? Они не могут с меня брать пример. Я человек из другой эпохи, живу по другим принципам, чем они — это раз, а во-вторых, я руководствуюсь тем, что надо брать пример с самих себя. То есть если действуешь правильно, то никакие примеры не нужны.
— Ты разбираешься в кино, в музыке, в литературе. Как ты думаешь, могут ли полноценно понять твое творчество молодые люди, не читавшие Кафку и Платонова или не слушавшие Love и Джона Кейджа?
— Конечно! Я вообще не делаю вещи для интеллекта. Я создаю некие объекты, которые должны работать в культурном или бескультурном пространстве нашей страны. Вот главный критерий. Пока все работает. Мне уже сорок с лишним лет, я уже в принципе могу и помереть. И я не зря жизнь прожил, а сделал много правильных вещей, которые взорвали у кого-то крышу, снесли что-то старое, воздвигли новое. Я в этом смысле провокатор-строитель.
— Новый альбом «Зачем снятся сны?» — проект масштабный, философский. Такое впечатление, что вы поднялись над социальными проблемами...
— Не знаю. Просто альбом сделан без поправок на реальность. Никакой политики и т.д. Мне вообще было плевать на то, что здесь происходит. Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать. А с помощью всяких изменяющих сознание практик сделал диск для себя, сделал максимально точно, живо, и очень доволен!
— Уважаемый тобой Тимоти Лири в конце жизни сильно увлекся компьютерами. А ты веришь в прогресс науки и цивилизации?
— Тимоти Лири — это общественная фигура. Его надо рассматривать очень осторожно. Я упоминаю его как символ того, что он делал в 60-х. Того, что он являет собой с точки зрения личности, его последних разработок в области Интернета — я не касаюсь. Что касается цивилизации, то никакого прогресса нет. Есть не просто регресс, а такой предсмертный хрип. Мы присутствуем при последних ее днях. Она умирает и это очевидно!
— Откуда такая уверенность?
— Посмотрите новости. Вы что, не видите, что происходит? Почему такие изменения погоды, ураганы стихийные бедствия, катаклизмы. Земля скидывает с себя разную дрянь. Происходит уничтожение биосферы в виде человечества. Трагического в этом ничего нет. Вид жизнедеятельности, коей является цивилизация, подошел к концу. Это настолько очевидно, что ясно любому. В течение долгих времен наша планета претерпевала чудовищные катаклизмы — Земля выгорала, покрывалась льдом. Тем не менее жизнь продолжалась — возле горячих источников, где-то под землей... Наступит новый виток. Я не думаю, что это будет человечество, скорее всего, появится какой-то новый вид живых существ, совершенно не похожий на человека, и это меня радует!
Беседовал Виталий ШМЕРЛИНГ