Самый своеобразный русский рок-проект, бессменно руководимый поэтом и музыкантом Егором Летовым, вступил в новую фазу своего существования. Андерграундная группа со сложной историей и многообразной дискографией, чуждавшаяся общепринятых стратегий музыкальной деятельности и дававшая концерты преимущественно в кинотеатрах, ныне оказалась заинтересованна в расширении аудитории.
"Гражданская оборона" выступает на престижных клубных площадках, имеет в своем концертном активе "Горбушку" и "Лужники", песни группы наконец-то зазвучали в радиоэфире. При этом в поле зрения СМИ, так же как и в радиоротацию, попадает прежде всего материал с новых альбомов "Обороны", и слушатель-неофит зачастую не подозревает, что эти песни – лишь верхушка айсберга. В субботу на одной из самых больших клубных сцен столицы прошел очередной концерт "ГО", ставший московской презентацией только что выпущенного альбома "Зачем снятся сны", о котором недавно рассказывала "Газета". Программа выступления состояла из песен разного времени, и композиции с нового диска оказались в меньшинстве: "Оборона" не склонна выдавать со сцены большое количество необкатанного материала. Начало задержалось почти на 40 минут, но это лишь способствовало всеобщему возбуждению. Появившись перед неистовствующей разновозрастной толпой, Егор Летов первым делом пожелал всем счастья, что может показаться странным для лидера интеллектуального панка, но вполне соответствует настроению последней пластинки. После приветствия грянула песня "Без меня", относящаяся к новейшему репертуару: впервые она появилась на альбоме трехлетней давности "Долгая счастливая жизнь". Дальше начался более глубокий экскурс в историю – вслед за грозным ликующим "Солнцеворотом" с одноименного диска 1997 года прозвучал старинный хит "Хороший автобус". Лишь пятым номером была сыграна одна из лучших песен нового релиза – эзотерическая колыбельная "Сияние". На протяжении концерта "ГО" наводила ретроспективный курсор на разные периоды своей истории, играя то отрешенно-отчаянный "Самоотвод", то яростный "Лед под ногами майора", то навеянный аутентичным русским заговором хит "Про дурачка", то снова нетленки 1980-х и психоделические гимны 1990-х. На песни с альбомов середины 2000-х публика реагировала уже как на полноправные хиты. Закончив блок из 30 песен бессмертной "Моей обороной", группа удалилась, но затем вышла на бис и сыграла еще четыре песни. Прозвучало всего пять композиций с новоизданного диска – кроме "Сияния" были исполнены "Слава психонавтам" и перепетая в новой аранжировке старая вещь "Снаружи всех измерений", а также удивительная песня "Кролики", едва ли не лучшая из всего "нового Летова", и итоговая философская "Осень" с рефреном "никто не проиграл". Звук был несколько хуже, чем на большом концерте "ГО" в "Лужниках" или в "Горбушке", но это с лихвой компенсировалось всегдашней запредельной энергетикой и неповторимой проповедническо-профессорской жестикуляцией Летова, временами отрывавшего руки от гитары. "Оборона" играла долго – и снова выиграла.