источник: | |
дата: | 2007.04.24 |
издание: | Диалог-ТВ № 33 (684) (Усть-Кут) |
текст: | Sleepydog |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 2007.04.24 |
издание: | Диалог-ТВ № 33 (684) (Усть-Кут) |
текст: | Sleepydog |
см. также: | Изображения |
МЯСОРУБКА
Доброго времени суток, дорогой читатель! Ну как тебе живётся в эти развесёлые деньки? Ещё не забыл, когда выпускается следующая «Мясорубка»? Для тех, кто в танке, напомню: «Мясорубка» выходит в последний вторник месяца, в таком выпуске «Диалог-ТВ», в котором НЕТ телепрограммы. Скажу по чесноку, это огромное преимущество «Мясорубки», так как ничто не может тебя отвлечь от увлекательного и ужасно полезного чтения. Хотелось бы выразить свою скорбь по сгинувшему в небытие февральскому выпуску. Его, наверное, просто замело снегом и мусором. Неплохо было бы делать «Мясорубку» почаще, но что-то мне подсказывает, что армия «читающих» и «думающих» в нашем городе не настолько многочисленна, однако мы сделаем всё возможное, чтобы она росла, ведь так?
Продолжаем знакомиться с культовыми персонажами отечественного андеграунда. В этом выпуске мы поведаем тебе о группе, творчество которой, по мнению разных людей, можно назвать не то «сибирским суицидальным пост-панком», не то «панк-коммунизмом», или вообще — «гаражной психоделией». В общем, версий много, но вряд ли кто-либо своим определением смог бы хоть на сотую долю охарактеризовать стиль этой группы. Сам лидер «Гражданской обороны» Егор Летов отрицает те рамки, в которые загоняет себя исполнитель, определяя свой стиль, тем самым вешая ярлык на него. «Гражданская оборона» — это «Гражданская оборона», что ещё можно сказать? Надо слушать, иначе не поймёшь, что это за штука. Ну да ладно, пора переходить к фактам. Всё вкратце, и только самое интересное, потому что тема непростая и очень глубокая: одна только полная дискография может занять всю страницу.
Возникновению группы под названием «Гражданская оборона» предшествовал другой проект Егора Летова — «Посев». В нём Егор со своими единомышленниками занимались в основном различными музыкальными экспериментами. Среди прочих песен участниками «Посева» создаются вещи, вошедшие в альбом «Поганая молодёжь», а это уже «Гражданская оборона».
Появляется «Гражданская оборона» 8 ноября 1984 года, в городе Омске. Основная направленность текстов — антиобывательская, протест против застойной советской действительности, против системы. Вокруг «Гражданской обороны» сформировывается некая неформальная тусовка, в которой ходили разные запрещённые книжки. Различный нефорский самиздат. Привело это к тому, что мама одного из музыкантов обратилась в КГБ, примерно, с такими словами: «Мой сын втянут в антисоветскую деятельность». В 1985 году группа не смогла записать первые альбомы, основанные на раннем материале из-за начавшегося преследования участников «Гражданской обороны» сотрудниками КГБ. В течение, примерно, девяти месяцев КГБ собирал информацию, и наконец дело созрело. Музыкантам шили подготовку к взрыву нефтекомбината. Басиста Кузю Уо в течение одного дня отправили служить на Байконур, наплевали на то, что Кузя страдал сердечной недостаточностью. Летова постоянно запугивали на допросах и чуть не довели до самоубийства. В итоге Егора отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Со всех его знакомых взяли подписку, что они не будут иметь никаких дел с Егором Летовым. Поэтому, когда Летова выпустили из «дурки», ему не с кем было играть. Тогда Летов начал сам учиться играть на разных инструментах. В 1988 году ему всё же удалось записать «Поганую молодёжь» и «Оптимизм» посредством частичной реставрации и использования редких записей, чудом сохранившихся с 85–87 годов.
Весной и летом 1987 года Летов самостоятельно записывает пять (!) альбомов («Красный альбом», «Мышеловка», «Хорошо», «Тоталитаризм», «Некрофилия») у себя дома. В аннотациях состав группы указывался так: Джа Егор — вокал; Лукич — ударные; Майор Мешков — соляг с фузом; Килгор Траут — бас; Дохлый — гитара. Все эти имена были псевдонимами Егора Летова. Прообразом «Майора Мешкова» послужил майор КГБ Владимир Васильевич Мешков, тот самый, который вёл дело Летова и других участников группы. Летов того периода очень редко давал концерты. В основном «Гражданская оборона» играла по разным бункерам и подвалам, и Егор строго-настрого запрещал себя фотографировать или записывать на плёнку. Конспирация, батенька...
Зимой 88-го Егор вновь практически самостоятельно записывает ещё три альбома — «Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул». Альбомы также записываются на самопальной студии в квартире Егора, названной потом «ГрОб-records». На западе такой способ создания субкультурных ценностей называют «DIY» или «Do It Yourself» (сделай сам). Вот он и делал. Надо признать, что такого звучания, как на этих альбомах, я больше не встречал ни у одной группы. Так вот благодаря такому «фирменному» звучанию, хитрым текстам, понятной музыке или ещё по каким-то неизвестным мне причинам «Гражданская оборона» приобретает статус культовой группы. По стране ходят самопальные альбомы «Гражданской обороны». И хотя основную массу поклонников «Гражданской обороны» составляли различные маргинальные сообщества, «Гражданка» могла конкурировать с такими монстрами отечественного рока, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Причём без всякой. раскрутки со стороны СМИ. В основном это было связано с андеграундным мифотворчеством. Личность Егора Летова была окутана многочисленными легендами, которые только подогревали интерес к его музыке. Надо признаться, что по большей части эти легенды имели под собой вполне реальную основу. Большая часть этих историй связана с преследованием Егора властями. Егор не только сидел в психолечебнице, но и долгое время скрывался от КГБ вместе с небезызвестной Янкой после выступления в Новосибирске, когда Летов спел с музыкантами политизированной группы «Адольф Гитлер» (правда, выступал он недолго — электричество отрубили через пару минут после начала выступления).
88–89 годы — концертная деятельность «Гражданской обороны». На «ГрОб-records» записывается ещё насколько альбомов: «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В записи альбома «Русское поле экспериментов» «Гражданской обороне» помогают музыканты группы «АукцЫон».
С 90-го по 93-ий годы Летов участвует в различных проектах, записывает два сольных альбома, в стилистике психоделической музыки 60-х годов — «Прыг-Скок (детские песенки)» и «Сто лет одиночества». Летов заявляет о роспуске «Гражданской обороны».
В 93-м году вновь появляется «Гражданская оборона». Пишутся «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», в которых нет ни одной ноты, по словам Егора, «сыгранной или спетой в трезвом состоянии». Группа активно гастролирует, сотрудничает с национал-большевиками и поддерживает Зюганова на президентских выборах 1996 года. Однако к 1998 году Летов выходит из НБП после гибели одного из нацболов от рук наци-скинхеда и заявляет о своём неприятии любых политических организаций. «Гражданская оборона» не была протестом против коммунизма как явления, это была война с системой, которая сохранила своё существование и по сей день. Многим, в принципе, наплевать, фашисты они или коммунисты, главное, что музыка выражает какие-то эмоции, воспринимаемые слушателем.
В новом тысячелетии «Гражданская оборона» записала альбомы: «Звездопад» (2002) — старые песни советских авторов сделанные на манер летовской психоделии, «Долгая счастливая жизнь» (2004), «Реанимация» (2005). На этих альбомах наблюдается отхождение от «панк-коммунизма» в сторону психоделии и «гаражняка». Впервые за долгие годы «Гражданскую оборону» можно услышать по радио или увидеть баннеры с рекламой их концертов на улице (имеются ввиду города, которые они посещают с концертами).
Состав группы на сегодняшний день:
Егор Летов — вокал, гитара,
Наталья Чумакова — бас, клавишные (на записи),
Александр Чесноков — гитара, клавишные (на записи),
Павел Перетолчин — ударные.
Лично я считаю, что последние альбомы «Гражданской обороны» — дремучий отстой, но не потому что тексты песен стали больше похожи на контуженные стихи старого дедушки, который вспоминает, каково это партизанить в лесу и мочить поганую контру, а из-за утраты той самой летовской энергии. Неэмоциональная музычка какая-то. То есть эмоциональная, но эмоции не те уже. Может быть, это связано с тем, что Егор перестал кушать ЛСД и остальные стимуляторы, заставляющие его делать революционные песняки... В любом случае Егор Летов — живая легенда, а живая легенда лучше, чем мёртвая. Многие, наверное, ждут, пока он умрёт, чтобы покопаться в его личных вещах, устроить концерт памяти или ещё как-то прикоснуться к гению. Хотелось бы всем этим некрофилам показать огроменную фигу и отправить их к лешему. Егор Летов — это оборона человеческого разума против натиска системы, выраженная путём музыкально-словесных конструкций, которые железным веником выметают последствия буржуазных диверсий из немытой русской башки. Ибо наша правда, наша вера, наше дело — анархия!
До новых встреч, товарищи!
Sleepydog