ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА © 2004 : ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
Что можно сказать о творчестве Егора Летова — многообразие и концептуализм, нойзовые дела и откровенно-грязнопанковые треки. Однако слишком это все было давно. И уже нет того, кто сделал бы новый «Прыг-Скок» или «Мясную Избушку» — начиная с 1994-1995 года Летов сотоварищи радикально изменили музыкальную составляющую своих композиций (про идеологию я лично предпочту молчать — т.к. товарищ Летов является известным идеологическим флюгером, и все, что я сейчас скажу — может быть переврано уже завтра).
В музыкальном плане — диск есть очевидное продолжение «Невыносимой легкости бытия» — очень похожие риффы, очень похожее звучание. Вот только есть очень много но — а засим разберу альбом потреково:
- На Хуй. Песня чем-то мистически-неуловимо напоминает незабвенную «Некрофилию» — только с более ярко выраженной бас-линией. Хотя по ходу становится, что эта вещь является просто весьма дивно, в стиле Г.О. 1995 года саранжированным рок-н-роллом. А-ля Элвис Пресли. Интересный эксперимент, однако.
- Без меня. Начинается песня красиво-разлапистым клавишным вступлением. А дальше мы видим замечательный и изящный плагиатик с творчества нежно обхаянного Летовым Юрия Юлиановича. Того, который Шевчук. Паралели с «Последней Осенью» видны невооруженным глазом. Сюрприз, так сказать.
- Извне. Тут становится совершенно ясно, что Егорушка решил пройтись по всему русскому року. Так как в мелодии явно видна старая добрая песня Сережи Чигракова, более известного, как Чиж — «А солдату на привале...». Однако то, как сыграно это все — действительно пугает. Однозначно плюс.
- P.S. Сам (Айя). Болезненное наполнение. Очень уже начинает напоминать некоторым образом пост-панк. Дико скрещенный с хип-хопом. Вот уже чего не ждали от Летова — так это хип-хопа. Странная и неожиданная вещь.
- Кабуки. Привычный и хорошо накатанный Летовым тракт русского рока все-таки возвращает его на круги своя. Среднетемповая композиция, чем-то похожая на «Невыносимую Легкость» — вот только надрыва ожидаемого в ней нету. Жаль.
- Ангел Устал. Работа, очень похожа на «Передозировку», вообще — на композиции со «Ста лет одиночества». Очень и очень не хватает вокалу привычных Летовских тебмров, интонаций.
- Белые Солдаты. Композиция полностью акустическая. Грустная. Дивно напоминает «Мышеловку» — только спокойную и утомленную. Старую эдакую, десять раз переосмысленную.
- Долгая Счастливая Жизнь. К этой композиции выкристаллизовывается основная линия альбома — «усталость». Альбом буквально вымучен — нет больше молодецкого задора, за техническими «наворотами», до которых в кои-то веки добрался Летов исчезла та самая искра, которая заставляла ловить голос за стеной шума, по ноте выбирать звуки, слова... Летов просто устал.
- Чужое. Ровная композиция. 4/4. Могла быть сыграна кем угодно в русском роке — абсолютно нет привычных для Г.О. надрывов. Скучно.
- Вселенская Большая Любовь. Ну, это уже даже не смешно. Куплетная часть — вообще «Сапоги Мертвеца» бессмертной группы «Король и Шут». Практически один в один. Куплетно-припевная структура песни (да и в целом по альбому) абсолютно убивает — столь непривычная для Летовских песен «ровность» абсолютно несоответсвует тому, что от него привычно было слушать.
- Приказ № 227. Дикая и болезненная песня. В кои-то веки Летов решил вспомнить про свою любимую интонацию при чтении стихов — так же как на «Котейке», на «Когда я умер...». Бог ты мой, ежели кроме этой песни тут ничего не было. Сумасшедшая, слегка ускоряющая песня, действительно страшная. Страшная своей описательностью, спокойствием, легкой иронией... Потоком сознания, срывающегося с губ. Страшно.
- Песня о Большом Прожорище. Продолжение «псевдорадостной» темы — композиция вроде бы и веселая, да невесело поется. Страшно поется. Сумасшедшинкой отдает.
- На Той Стороне/На Другом Берегу. Дивная, завершающая и обьясняющая композиция. Весь альбом — словно череда странных снов, усталых и страшных. Веселых и похоронных. И длинное, странное инструментальное окончание, завершающее композицию заставляет верить в то, что «мы проснемся на другой стороне». По крайней мере — так хочется в это верить.
Вообще, многое изменилось в творчестве Г.О. Ушел один из основополагающих музыкантов — Кузя Уо (Кузьма Рябинов), который был ответственнен за основную массу звукового сумасшествия. Не причастен к записи и Олег Судаков. Остался Летов — засим текстовое сумашествие продолжается. Вот только музыкальное — похоже, закончилось.
Оценка — 6/10
Запись — 7/10
Состав:
Егор Летов — голоса, гитары, ударные
Александр Чеснаков — гитары, бас, орган
Наталья Чумакова — бас, орган
Александр Андрюшкин — ударные
Треклист:
1.На Хуй
2.Без меня.
3.Извне.
4. P.S. Сам (Айя).
5.Кабуки.
6.Ангел Устал
7.Белые Солдаты.
8.Долгая Счастливая Жизнь.
9.Чужое.
10.Вселенская Большая Любовь.
11.Приказ № 227.
12.Песня о Большом Прожорище.
13.На Той Стороне/На Другом Берегу.