источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1140696028.html |
дата: | 2006.02.23 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1140696028.html |
дата: | 2006.02.23 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Maulwurf, Duesseldorf
Zdravstvuite, uvazhaemij Igor Fyodorovich.
Razreshite polyubopitstvovat?, pochitaete li Vi nasledie gruppi Swans i lichno Michael’a Gira, a takzhe i Jarboe.
Zaranee blagodaren.
— Да, особенно ранний период Swans, хотя и поздние, и сольные проекты — тоже здорово. Покупаем всё, что попадётся.
Анка (Стрелка) г. Сарапул.
По сравнению с ранишними вашими альбомами, вы очень поменялись, повзрослели. Анархия — что теперь она для Вас? Многие люди принимают Гр. Об., как бунтарскую группу и не воспринимают ваши новые песни, опираясь на ранишние альбомы. Как Вы относитесь к тому, что люди вообще отказываются думать и двигаться вперед, перенимая друг у друга примитив?
Очень благодарна за ответы и внимание.
— Анархия для меня — это явление сугубо политически-экономическое. Нечто из области того, что пытался в своё время воплотить в реальность Нестор Махно в Гуляйполе. Этакое «вольное самоопределение», существующее за счет свободного обмена товарами и пр. Это большая и длинная тема из области по большей части экономики. Не хотелось бы в нее углубляться. Разработками и исследованиями этой системы в настоящее время весьма успешно занимаются антиглобалисты.
Мы как были так и остаемся бунтарской, сверхбунтарской группой. Просто линия фронта сдвигается всё глубже и дальше, теперь она за пределами политики, идеологии, религии.
С уважением, Николай, город Псков.
Здравствуйте, Игорь Фёдорович, меня волнует пара вопросов, относительно Вашего проекта «Коммунизм», в частности:
1) Где вы в те времена, когда писались альбомы, доставали «минусовые» инструментальные фонограммы групп «The Ramones», «Buzz-Cocks» и пр.?
— Доставал пластинку с полки и всё. Использовалось всё, что имелось в наличии, под руками. А имелось, как всегда, немало, можно было выбирать. Использовались готовые инструментовки разных команд, как то UB40, Killing Joke, редкий surf, румынские оркестры и т. д.
2) Все ли четырнадцать альбомов «Коммунизма» будут переизданы или только некоторые из антологии? Очевидно, альбомы не будут издаваться по порядку их оригинального появления? (Исходя из соображений, что переиздание началось со второго альбома, минуя «На советской скорости»)
— Должны быть изданы все 15, включая правильную двойную версию «Благодати» с бонусами. То, что они выходят не по порядку, вина не наша — все Коммунизмы готовы и лежат в «Мистерии Звука» уже год. Беда в том, что в связи с появлением нового закона об авторских правах в ряде случаев возникают серьезные проблемы, которые очень медленно и мучительно решаются.
Niks22 Москва
Здрасти Егор. Большое спасибо за концерт в ЛУЖНИКАХ! Очень хотел ещё раз увидеть его. Будет ли выпушен DVD этого концерта? (Я работал на концерте видео оператором, и материала там было немало!) Если да, то когда? И какова судьба барабанщика Андрюшкина? Заранее спасибо.
— Буквально сейчас мы занимаемся сведением его фонограммы. DVD обязательно выйдет, но пока не знаю точно, когда. Андрюшкин создал собственный проект «Летучие Рыбы», в котором исследует и интерпретирует наследие композитора Рыбникова (песни из к/ф «Буратино», «Про Красную Шапочку» и пр.).
Борис, Санкт-Петербург
Во-первых, просто спасибо. Вы своим творчеством заставляете людей думать.
Вот такой вопрос, уважаемый Егор: как известно, вы очень скептически относитесь к радио и телевидению. А если бы вам предложили поучаствовать в каком-нибудь кинопроекте в качестве актёра — согласились бы?
— Мне предлагали — я отказался.
Краснофлотец, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Егор.
1) Оказало ли на Вас влияние творчество Владимира Высоцкого?
— Если и оказало, то я не знаю, каким образом. В детстве я очень много его слушал. У меня было записано чуть ли не всё, что он спел своего и чужого. Может, какое-то влияние и имеется, но я его никак не ощущаю внутренне, в плане поэтики, образности.
2) Как Вы относитесь к деятельности Шнура и группы «Ленинград», которого не слишком жалуют многие отечественные рок-музыканты?
— Хорошо отношусь. С уважением. Причём даже не к творчеству, а к тому, как он его подаёт, и что он с ним делает. Мы с ними однажды играли в одном концерте в Нюрнберге. Остались очень приятные впечатления.
Золотых Андрей
Будет ли издан альбом «Воздушные рабочие войны» ранее не выходивший?
— Нет такого альбома. Это какой-то неведомый бутлег, неизвестно кем составленный, ко мне отношения не имеющий.
Anex, Москва
Извини за много вопросов. Но хотелось бы многое узнать.
1. Егор, что ты вкладываешь в понятие «психоделия», психоделическая музыка? Это слово очень часто встречается и многие вкладывают в него нечто свое.
— Психоделическая музыка и вообще психоделическое искусство — это творчество, которое являет собою переосмысление опыта, полученного в результате приёма психоделиков. Надеюсь, не нужно разъяснять, что это такое. Это не мое определение, а буквальный термин, используемый, в частности, Хоффманом, Лири & Co., не знаю, что еще можно под этим понимать.
2. Почему в последних альбомах для записи гитар использовались процессоры? Ведь многие группы наоборот стремятся к старому звучанию ламповых комбов и гитарных примочек. В этом смысле «Лунный Переворот» и «СТН» как мне кажется, звучат выигрышней с нормальным сведением, потому что гитарный звук там более теплый и разборчивый.
— Никогда у нас не было ламповых комбов и вообще комбов не было никогда, и сейчас нет. Раньше использовались плохие примочки, в основном советские и самопальные, которые жутко фонили, отчего приходилось обрезать начала и концы песен. Теперь у нас процессоры, которые максимально имитируют ламповый звук 60х-70х. Я лично использую различные Korg’и — очень нравится, как эта фирма звучит. Так как мы пишемся в квартире, то многие вещи для нас в силу обстоятельств невозможны. Мы очень многое не можем себе позволить из того, что хотелось бы.
3. Ты рассказал о том, где познакомился с Чеснаковым. А как он попал в группу? Ты его пригласил или он сам захотел? В одном из первых интервью тогда ты назвал его сессионным гитаристом, а потом эта приставка отпала.
— Не помню, писал я об этом или нет, это было суперудачное, крайне редкое в среде музыкантов сочетание человеческих и профессиональных качеств. Раньше вообще не существовало понятие студийный музыкант или не студийный, член группы или не член, был концертный вариант Г. О., в который входили в разное время разные люди (Селиванов, Климкин, Жевтун, Манагер, Андрюшкин и т. д.) и студийный (то бишь я один, иногда с Кузьмой). Теперь же, наконец, сначала нас стало трое, — я, Наташка и Сантёр, а теперь и четверо, так как Паша — это равноправная творческая единица коллектива, который впервые не разделяется на концертный и студийный, а всё делает сообща.
4. Приступили ли вы к записи нового альбома, как хотели? Будет ли принимать участие Паша Перетолчин, ведь он из Москвы?
— Альбом будет писаться летом, непременно с участием Паши. Пока только не знаем, где будем писать барабаны — в Москве или здесь.
Николай. Омск
Игорь, С Новым годом! Потрясающего Твоего творчества в новом, и всех будущих годах! Это творчество сейчас нам крайне необходимо!
И вопрос, собираешься ли ты нарушить в обозримом будущем омское табу (если будет предложение), не так давно на Ленина видел совсем молодых парней с одной гитарой — трибьюты отдыхают!
— Пока я живу здесь — не собираюсь. Прошу отнестись с пониманием!
Лёня Кот, Курск.
Здравствуйте, уважаемый Егор.
Слова «... переключись на черно-белый режим...» в песне «Убивать» наводят на мысль, что эта песня была написана под впечатлением фильма «Убить Билла» (там есть похожий момент). Так ли это? И как Вы вообще относитесь к творчеству К. Тарантино и к упомянутому фильму в частности?
Заранее спасибо и большой привет от курских рокеров.
— К Тарантино строчка никакого отношения не имеет. Тогда этого фильма еще не было и в помине. Кстати, правильно она звучит «Переключить на чёрно-белый режим», ибо сие есть приказ. Песня вообще не про то! В оригинале она называется «Теория катастроф» и посвящается глобальным природным стихиям. Про то, как они наблюдают со своих высот и широт нашу гамазню (в том числе и мою), после чего регулярно выносят вердикт: «Переключить на чёрно-белый режим и убивать!» Плюс добавлено мое личное рассуждение касаемо сущности праздников и торжественных дат. Это одна из самых простых, чисто эмоциональных моих песен за последнее время. К Тарантино хорошо отношусь, но как раз последние кино меня вообще никак не тронули. Во-первых, как я понял, надо знать огромное количество цитат из раннего гонконгского кино, которые он использует и обыгрывает, а во-вторых, меня крайне разозлил мелодраматический сюжет, достойный индийского кино, затянутый до тошноты.
Александр Екатеринбург
Здравствуйте Егор . Очень рад возможности задать свой вопрос.
1 Какое у вас отношение к Марку Шагалу и Паулю Клее?
— Какое отношение может быть к хорошим художникам? А вообще они настолько разные, что непонятно, как им можно давать оценку в одном ряду. Хотя Клее мне без сомнения ближе, чем Шагал.
2 Посещаете ли вы выставки? Если да то какие?
— Если есть время, то в любых городах стараюсь куда-нибудь сходить. Вообще люблю музеи, особенно исторические.
Константин, округ Колумбия
1. Как Вы относитесь к народной музыке? Важна ли она для Вас?
— Вопрос неправильно поставлен. Как отношусь? Сильно отношусь... Одно время — в 80-х — начале 90-х вообще был погружен во всевозможные народные архаические формы творчества. Скупал пластинки, исследовал тексты и т. д. Сейчас это как-то отошло, потому что всё искомое тогда самодостаточно нахожу в себе самом.
2. Интересны ли Вам команда Einsturzende Neubauten и такая шумовая музыка вообще?
— Опять же одно время очень сильно интересовался. Был период, когда слушал только noise и industrial — Test Dept, Throbbing Gristle, SPK, Young Gods и т. п. Это совпало с моими собственными изысками в подобной сфере — альбомы Г. О. «Армагеддон Попс» и т. д., Янкины электрические альбомы, группа Сатанизм, «Игра В Самолётики» и «Народоведение» Коммунизма. Сейчас такую музыку уважаю и слушаю, но не особо часто.
Денис, Минск:
1. Читал в прошлых твоих ответах про твои отношения к городам, к жителям и т. п. В связи с этим хочу спросить: Все таки есть ли у тебя в каких либо городах такие места, по которым ты идешь, и на тебя что то наплывает, вспоминается? Например, Новосибирск, Тюмень — в этих городах по-моему было очень много того, что на тебя могло повлиять (и возможно, повлияло). Есть ли вообще города в которых ты между концертами действительно любишь находиться??
— Много всяких городов, которые вызывают какие-то глубинные чувства. Киев, например. Единственный город, в котором мне хотелось бы находится всегда и в котором я чувствую себя бессознательно комфортно (из тех, где я был) — это, пожалуй, Сан-Франциско. А вообще единственное место, где я чувствую себя спокойно и свободно — это только дома у себя за железными дверями и за окнами с решётками)))
2. И такой вопрос: ты в последнее время был в Минске с 4-мя концертами: если можно кратко — как тебе сам город население, публика на концертах. Изменилось ли твое представление о нашем городе с 97г. когда был первый концерт ГО в Минске? Заранее спасибо.
— Изменилось — но в чём это заключается детально, сказать не могу, потому что мы бываем у вас всего один день и видим всё по большому счету только из окна автобуса и гостиницы. Публика очень разная в клубах и в залах, вот что бросилось в глаза: в клубе дикая и энергично-бесшабашная, в зале спокойная и радушно-дисциплинированная.
Дмитрий Гордеев, г. Москва.
1) Чьей инициативой было презентование «Реанимации» в ДС «Лужники»?
— Никаких презентаций мы вообще не делаем. Все заголовки типа презантаций альбов, новых программ и тому подобное — сугубо инициатива организаторов концерта, причём зачастую они даже не ставят нас в известность. Мы же — просто даём концерты! А программу, как я уже говорил, составляем за полчаса до выхода на сцену исходя из общих пожеланий и пристрастий членов группы. Для меня концерт — это вообще импровизация, и что-либо заранее планировать крайне нежелательно, это сразу отдает мертвечиной. Вообще всегда играем, что хотим и никак это не называем.
2) На днях купил на «Горбушке» переиздание «Невыносимой Лёгкости Бытия». Почему при переиздании альбом называется «Сносная Тяжесть Небытия» (равно как и «Солнцеворот» называется «Лунный Переворот»)?
— Во-первых, это очень в глобальной степени пересведение, переделывание, ДОДЕЛОВАНИЕ того, что было раньше, в результате чего, по сути, возникли новые альбомы, максимально соответствующие задуманному в те годы. То, что называлось «Солнцеворотом» и «Невыносимой Лёгкостью Бытия» — это — в силу обстоятельств — как бы демо-версии, которые сейчас нашли своё совершенное воплощение. А во-вторых, новые названия — это акт отказа от излишнего пафоса, сопутствующего предыдущим релизам этого материала.
3) Будут ли переизданы относительно свежие Ваши альбомы «Звездопад», «Свобода» и «Концерт в О. Г. И.»?
— Только «Звездопад». Зато, может быть, выпустим еще какие-то старые концертники.
the Man. Минск
Игорь Федорович, здравствуйте! Хочется узнать, откуда взялась песня «ЛЮБО»?
— Однажды наш друг Максим Семеляк записал нам очередной сборник того, что на западе называется «Incredible Strange Music» (мы часто обменивается подобным). На нем в числе прочего была эта песня, исполненная Зиновием Гердтом — для какого-то спектакля или радиоспектакля. В это время мы как раз заканчивали запись «Реанимации», и песня странным образом описала то, что окружает и преследует нашу группу со стороны общественности чуть ли не с самого рождения. Это своего рода идеальный манифест на данную тему. Чья это переделка — я не знаю, скорее всего, народная, военных лет. Таких версий было много.
BeneFAKTOR, Мск.
Здравствуйте, Егор.
Какой смысл в обрезании некоторых песен (я имею ввиду, не на дорогих дисках)? Какой смысл в удалении некоторых песен (не на дорогих дисках; например, «Пасха»)?.. Вы же сами говорили, что порядок песен выстроен концептуально... Что песни должны заканчиваться так, как должны заканчиваться... Или это вопрос к издателям?
— Как правило, это вопрос к издателям. Но когда создаются два варианта — длинный и короткий — мы это делаем сознательно, исходя из той ситуации, что дорогие пластинки покупают, как правило, исключительные поклонники, коллекционеры или те, которых мы называем СВОИ. Дешёвые диски предназначаются для широкой публики, вообще для всех. Так как зачастую мы выслушиваем от народа упрёки в том (в особенности это коснулось «Сонцеворота» и «Невыносимой Лёгкости»), что наши песни страдают немотивированными длиннотами, в которых не видят никакой смысловой нагрузки (то бишь скучно им), то мы в тот раз пошли навстречу широкой общественности и сделали два варианта — нормальный и «облегченный». Что касается вышеупомянутой «Пасхи», то ее вообще не было нигде и никогда, и с чего вы взяли, что ее не будет на дешевых изданиях?
-=2RocK=-, Питер
Здравствуй, Егор! Несколько раз, слышал «Все идет по плану» с еще двумя куплетами: «А моя милиция меня бережет..» и «Шел я мимо мавзолея, в окне увидел *уй...» Почему их нету в альбомах, а последнего даже в текстах? Их вообще ты придумал или это уже народное?
— Народное. Однажды на Невском в те годы некий исполнитель использовал около 20 куплетов помимо оригинальных, к моему изумлению. Сейчас появился новый термин, называется «пост-фольклор», вот это как раз классический пример.
Макс Анархист
Здравствуйте Игорь Фёдорович! Вы столько лет на сцене что уже наверняка выработали какую-то концепцию того, как заставить песню звучать. Сколько я не пытался познать этого, но так и не познал — есть ли у вас советы касательно того, как нужно писать песни и что вообще нужно чтобы в песнях был драйв??? Буду вам очень признателен за ответ!
— К сожалению, этому научить нельзя, во всяком случае, через общение в интернете. Это из области того, что либо сразу ясно, как это действует и работает, либо нет. И вся задачка в том, как перескочить этот порог. Как правило, это происходит мгновенно, в виде озарения, но после долгих трудов и исканий.
Болеслав Н., Гродно
Здравствуйте! Хотелось бы узнать ваше мнение о копирайте. Все Ваши недавние альбомы: от Звездопада до Лунного переворота можно было скачать буквально на второй день после их выпуска. Как Вы относитесь к этому?
— Что касается меня лично, мне разумеется интересно, чтобы их слышали все. А издателям это, конечно же, должно быть досадно. Тут имеет место быть некий конфликт, который меня на самом деле никак не касается.
Сергей Сорин
Дарят ли вам поклонники свои записи и что вы с ними потом делаете?))
— Привожу домой. У меня их огромный архив. Так как издавать и даже влиять на издателей я не могу, то они пока хранятся и ждут своего часа. В старости намереваюсь издавать серию «Архив русского гаражного рока смутных времен»)))
Игорь М, Москва
1) Вы любите документальные фильмы про животных?
— Да. Очень жаль, что у нас не идёт канал «дискавери».
2) Есть ли какая-то ваша проза, кроме опубликованной в последней книге стихов?
— Да, есть, вообще много чего есть. Книга представляет собой реально «Избранное», то, что предназначено для окружающих, посторонних. То, что работает не только для меня, а и для других. Большинство же сочиненного, того, что хранится у меня, особенно ранний период, предназначено для «внутреннего пользования», то есть для меня, окружающим же непонятно никак. Просто долгое время работа с текстом для меня являлась неким способом, путём постижения мира и себя самого. Сейчас же любой создаваемый текст — это объект, сразу направленный вовне.
3) Почему вы решили сделать «простой», как вы выразились, звук в последних двух альбомах?
— Дело в том, что двойной альбом (а это один альбом, только длинный), состоящий из 24 треков, этакая рок-опера о психоделии и вообще о том, почему люди потребляют наркотики, опера про джанки, сам по себе вещь достаточно сложная и тяжелая, и усложнять ее излишними музыкальными изысками я посчитал ненужным и вредным. В нем и так заложено в эмоциональном и мелодическом плане столь дохрена, что любые дополнительные навороты перегрузили бы его сверх меры. Мы и так держали друг друга «за штаны», чтобы не окунуться с головой в звуковое самопотакание.
Аркадий Либерзон
г. Советская Гавань (Хабаровский край)
Очень интересно было бы узнать:
1. Какую еду Вы предпочитаете? Какое Ваше любимое блюдо? Как относитесь к японской кухни?
— Никак не отношусь, ибо консервативен. Ем мясо, острое и жареное, очень люблю кавказскую и арабскую кухню.
2. Сильно ли Вы привередливы в быту (в плане комфорта, чистоты, домашней обстановки)?
— Нет, не сильно, главное, чтобы все было привычно и навалено и нагромождено на своих местах)) Единственное, от чего страдаю, это от отсутствия пространства, ибо оно имеет свойство сужаться и сжиматься день ото дня по причине беспрестанного притока информации на различных носителях, как то книги, пластинки, фильмы и прочее.
3. Насколько важны для Вас материальные блага?
— Очень важны! Без них ничего бы я не сделал в жизни. Как что-нибудь сделать без гитары, без книг, без музыки, без всего? Как без денег вообще что-то можно сделать? Я всегда, сколько себя помню, всё время работал, чтобы что-то купить, послушать, читать, играть, звучать! Это было еще в советское время, сейчас еще жёстче. Вообще, чтобы что-то возникло, нужно, необходимо, чтобы вокруг было много всякого всего — игрушек, предметов (нужных и совершенно бесполезных), зверей, пейзажей на стене и за окном, компьютеров и т. д., отсюда возникают впечатления, переживания, эмоции, всяческие красивые вещи. Из ничего и возникает ничего. За материальные блага не обязательно продаваться. Их можно и нужно зарабатывать тем, чем умеешь и чему можно научиться. Самое главное, чтобы человек знал, ради чего это делается.
Шваб Алексей. Керчь-Уфа-Москва
Здравствуйте, Егор!
На тексте «Собак» из «Реанимации» гексаграмма Книги перемен? Какой был вопрос? Часто ли Вы прибегаете к И-Цзин или другим подобным вещам? Спасибо за все!
— Не часто. Только когда ОЧЕНЬ надо. Я не знаю, как это работает, может, оно описывает ситуацию, а может, моделирует её. Но это работает. Кстати, песня «Без Меня» в первоначальном варианте называлась «Гексаграмма № 33». Это был единственный случай, когда Кузьма гадал на И-Цзине. Я просто как-то шёл по лесу, вспомнил про эту историю, и песня сама заиграла у меня в голове. Я только успевал записывать.
Ольга, г. Ташкент
Егор, помните, как Гумилев определяет Антисистему? Как все ереси, где человек воспринимает себя чужаком на земле оказываются вписаны под это понятие. Человек столкнулся с пустотой и понял, что все одинаково не имеет значения — ни его жизнь, ни чужая. Гумилев говорит, что пассионарные толчки — это реакция Земли на распространение раковых опухолей Антисистем. Ваше творчество идеально декларирует тезисы Антисистемы. Есть ли ошибка в построении от иллюзорности мира или зловредности его к смертоубийству?
— Я Гумилева вообще считаю за редкостного дурака. И вредного притом. Производные от его вымыслов и домыслов не могу посему комментировать.
nevidimka
Здравствуйте! Уважаемый Егор!
Перечитывал ваши старые интервью (200 лет одиночества и др. того периода). По прочтении складывается совершенно чёткое ощущение того, что «всем нам нечего делать здесь». Вы говорите о том, что творчество теперь не имеет смысла и так далее. Не противоречит ли сказанное тогда вашей сегодняшней деятельности? Как вы относитесь к себе тогдашнему? Что бы сказал Егор начала 90-х о Егоре сегодняшнем, если бы была такая возможность?
Спасибо.
— Разумеется, противоречит. У меня бывает, например, что-то, что я думаю с утра, находится в смертельной конфронтации с тем, что я думаю в обед. А вечером ответ вообще из другого измерения. Я уже говорил и писал многократно, что из моих важнейших достижений и достояний — то, что меня одновременно ОЧЕНЬ МНОГО, во мне отлично уживаются и сосуществуют многочисленные, подчас абсолютно противоположные точки зрения. Поэтому мне никогда и не скучно с собой наедине. Это не касается общего вектора, направления, которое является собственно мной. В глобальном смысле я вообще не меняюсь. Во мне просто добавляется множественные «я». Что касаемо того, что я писал в этих определенных статьях, то их писало одно из моих «я» того времени — кстати сказать, весьма не одинокое во мне в то время. Так что, что сказал бы Егор 90х с утра, в обед или вечером обо мне сегодняшнем... Не думаю, что шибко бы осерчал, скажем так))
Дмитрий Плюхин, Омск
Хм, вопрос адресован не столько Егору Летову, сколько Александру Чеснакову. Александр, скажите пожалуйста, не предвидится ли в ближайшее время и вообще выступлений «Коллекции Бабочек» в Омске? И будут ли еще джем-сейшины в Пати-Пьяно? Заранее благодарен.
А. Ч.: В принципе, «Коллекция Бабочек» выступает только тогда, когда куда-то зовут, когда есть интерес. А по вопросам организации сейшенов надо обращаться к группе «Джем».
Сергей Сысенко
Здраствуйте, Игорь Федорович!
1) Через несколько Ваших песен проходит слово «апрель». Это просто совпадение, или же у Вас это с чем либо связано, или просто нравится апрельская энергетика?
— Вообще нравится слово, понятие. Весна очень нравится. Слово волшебное. Это некий глобальный, древний, какой-то неземной, вечный символ.
Даниил, Архангельск
Здравствуйте, Игорь Фёдорович. У меня если можно несколько вопросов:
1) Если альбом КОММУНИЗМа «Сатанизм» будет переиздан, то в каком варианте его предполагается издать: с участием музыкантов группы ФЛИРТ («Несанкционированное поведение всего»), или без них?
— Как оригинальный альбом «Сатанизм». «Несанкционированное поведение всего» частично присутствует как бонусы к «Веселящему Газу» и «Лет Ит Би» (пока еще не вышел). Насколько мне помнится, участие членов группы «Флирт» в нём минимально и заключается в игре на блок-флейте Валерыча Рожкова во вступлении.
2) Ваше мнение о фильме «Герой» режиссёра Чжана Имоу и о фильме «Затоичи» Такеши Китана, также интересно ваше мнение о картине «Кин-Дза-Дза» Георгия Данелия?
— Спрашивайте поконкретнее! Это ко всем относится. Невозможно отвечать на такие вопросы. Непонятно, что именно вы хотите услышать — мнение о сюжете, работе оператора, игре актеров, сравнение с другими работами того же Китано?
Salvadorez, СПб.
1) Зимой 93-94 гг. в программе А показали пленку, где Егор Летов приезжает куда-то на автобусе, там какие-то люди, он исполняет под гитару Дурачка и Родину. Егор, расскажи поподробнее, что это был за фильм? В каком году написана песня Родина?
— Это просто куски съемок несостоявшегося концерта под названием «Русский прорыв» в ДК Горького, г. Москва. 94 год. Это была первая акция оппозиций после событий октября 93 года, в которой участвовали Проханов, Бондаренко, какие-то еще политические деятели, далее должен был состояться концерт с участием «Инструкции По Выживанию» и Г. О. (мы должны были выступать полуакустическим дуэтом с Кузьмой). Вместимость зала была около 800 мест, снаружи собралось около 5 тысяч панков, которые дружно стали штурмовать ДК со всеми вытекающими последствиями. Приехал ОМОН, началась стрельба. Первый этаж полностью разнесли, и он был заполнен газом. Все участники мероприятия поднялись на второй этаж, где был устроен импровизированный концерт для самих себя и ближайшего окружения. Всё происходящее снимала супружеская чета Кошкиных — киноавангардисты из Новосибирска. Песня «Родина» была сочинена уж не помню точно когда после событий 93 года. Предназначалась для пластинки-сборника разных групп, включая ДК, в помощь пострадавшим от этих событий. Сей проект не был осуществлен.
2) Егор, расскажи, пожалуйста, какие у тебя остались воспоминания от Концерта в СПб в Полигоне в мае 98 года? Если не ошибаюсь, там было такое, когда одна песня игралась «вперемешку» с другой, и в целом концерт был «угарный».
— Один из самых «трэшевых» концертов в истории Г. О. Это связано с неким смутным периодом в моей жизни, когда я жил непрерывно в состоянии транса. Этот концерт, а также концерт в Саратове того же года был квинтэссенцией того, что представляет собой животный рок-н-ролл. Во время «Прыг-Скока» я, помню, упал и видел небо и звёздное пространство над собой. Это, конечно, редкостное, невероятное проявление Чудовищного Театра.
Дмитрий LEMON, Воскресенск, Моск. Обл.
Добрый день, Егор! Ты часто говоришь, что одна из твоих любимых групп RAMONES. Вот, что хотелось спросить по этому поводу:
1) Как ты относишься к современным коллективам являющихся подражателями и продолжателями их звучания (скоро выйдет даже русский tribute Ramones)?
— Я вообще считаю, что нужно делать что-то своё, а не являться чьими-то продолжателями. Единственная ценность подражателей может быть лишь в одном случае — если они звучат смешно.
2) В трибьюте кому ты хотел бы (или, по крайней мере, не отказался бы) принять участие?
— Это много кому. Бесчисленное количество тех, кому я благодарен.
Константин из города-героя Ленинграда
1) Как оцениваешь шансы «Зенита» и «Локомотива» в кубке УЕФА? Способны они повторить подвиг ЦСКА?
— Разве что «Зенит». То, как они играли с «Русенборгом» (имеется ввиду первая игра — прим. админ.), это вообще реальный замах чуть ли не на золото. Наконец-то весь провинциоз у них куда-то исчез, играют уверенно, хищно и по-хорошему чванно. Это касается всех — от вратаря до нападения. Непонятно, чья это вина, команды или Петржелы (может, Боровички?))) «Локомотиву» же, по-моему, надолго конец, и тут вина ни тренера, ни игроков, а сугубо господина Филатова. Вообще, судя по тому, что происходит, вся война будет между «Спартаком», «Зенитом», «ЦСКА» и, скорее всего, «Москвой». У «Москвы» сейчас, с приходом Семака и Быстрова, лучшая атакующая линия — и вообще это очень хитрая команда. Вспомни, как с вами играли в последнее время))
2) Среди любимых режиссеров (русских) ты называешь Киру Муратову, Тарковского, Параджанова, но ни словом про Алексея Германа. Он тебе не нравится?
— Просто случайно забыл упомянуть. ОЧЕНЬ нравится.
Панфилов Иван, Москва.
Игорь Фёдрович, скажем так, будит ли новый взрыв в музыке, аналог 70-х в России, по вашему мнению, или вы потеряли всякую надежду в отечественную музыку?
— Никогда не будет! И не с чего ему быть. А какой у нас был взрыв в 70х? Рождение группы «Машина Времени»? Взрыв возникает только тогда, когда есть много всякого всего. Когда есть некая сдерживающая сила, которая не дает ему прорваться — как 60е У НИХ. Как 70е (панк, нью-вейв) У НИХ. Это не западопоклонничество, не подколдуйство, а констатация факта. У нас нет сцены! Вообще никакой! В любой европейской стране, самой захудалой, есть и noise, RIO, этнический рок и всякое такое, причём в большом количестве, у нас же каждый занимает определенную единственную нишу и никто на неё всерьёз не посягает. Да и вообще вся страна слушает шансон. И всё это происходит оттого, что это не нужно никому. Всё, что является НАСТОЯЩИМ роком, у нас невостребовано.
без имени
Считаете ли вы своё творчество в наше время протестом? Если да, то против чего, если нет, то оправдывает ли своё название Г. О. или это стал просто лейбл? Заранее спасибо.
— Оправдывает. Г. О. — это не просто «Гражданская» оборона. Это на уровне бессознательного. Или сверхсознательного. Там и пролегает наш нынешний фронт.
Алексей из Рязани.
1) Уважаемый Егор, ты много говорил о психоделической музыке, а есть ли на твой взгляд таковая в нашей стране, и если есть, то кто тебе наиболее симпатичен?
— Я таких не знаю. Может, и есть.
2) Какие философы оказали на тебя наибольшее влияние, какие философские труды, на твой взгляд являются самыми главными.
— Чжуан-Цзы, пожалуй. Больше ничего яркого на ум не приходит. Влияния в принципе вообще никто не оказал.
Марина Паркина, СПб.
Как Вы относитесь к зарубежным концертам? Что в них по-другому, и как для исполнителя, музыканта, и как для «просто человека»?
— Публика другая. Изначально очень дружелюбная и открытая. Как правило, люди, которые уехали из страны в таком-то году, в нем как бы и застревают, как в янтаре. Поэтому у них восприятие и реакция остаются такими же. Отсюда очень странные и трогательные ощущения во время таких концертов — как будто перенёсся на машине времени в те года.
Сергей, Москва
Игорь Федорович!
Скажите, пожалуйста, чем объясняется то, что на большинстве альбомных опусов начиная с «Солнцеворота» вокальные партии состоят из нескольких голосов и практически нет вещей, в которых Вы поете единственным голосом, за исключением нескольких, где декламируются стихи?
— Это связано с тем, что мы стали работать с цифровой техникой и с кучей различных приборов, которые очень ТОЧНО фиксируют и обрабатывают звук. На западе обычно используется такая штука, как дабл-трекинг на голосе, мы это ни разу не задействовали, а использовали принцип записи 60х годов — когда записывались несколько вокальных партий одна громче другой, так записывались, в частности, Love и другие калифорнийские команды. Целью данного процесса является достижение мощи и объемности голоса. Иначе он звучит очень жидко и пусто. В следующий раз, может быть, удастся применить другие техники, тогда же довольствовались тем, что имелось в наличии. Вообще все эти наши «изобретения велосипеда» получены методом проб и ошибок, превозмоганием собственного невежества.
Сергей Подъяпольский
Игорь Федорович!
Нигде нет нормальной информации о Евгении Махно. Расскажите, пожалуйста, что это за человек был. Сохранились ли хоть какие-то записи, кроме «Прошлогоднего снега»? И если да, то планируется ли их издание и можно ли достать каким-то образом?
— Нет, это его единственная (насколько мне известно) запись. Трудно сказать, что он был за человек, потому что пока он был жив, мы думали, что хорошо его знаем и можем многое о нём рассказать. Когда он умер, всплыли такие факты, о которых мы не имели понятия, и до сих пор ничего определенного не можем пояснить.
Максим Слюсарев, г. Донецк
Привет! У меня два вопроса:
1. Почему песня Пахмутовой-Добронравова «И вновь продолжается бой» в твоем исполнении не встречается на изданных альбомах, а только в концертниках?
— Потому что не была записана ни в одном альбоме, а игралась только на концертах.
2. Будет ли издан альбом «Жизнь что сказка»? Ведь там большая часть материала — эстрадные песни и неверное, тяжело решить вопрос об авторских правах.
— Надеюсь, что издатели успешно решат этот вопрос.
Игорь, Бийск.
Здравствуй, Егор!
Скажи, а соседи твои слушают твои песни «по своей воле», так сказать? Или им вовсе не по-нраву ваше творчество и других разных групп, которые ты прослушиваешь дома? (ведь не всегда же и не всё! в наушниках слушать.)
— Долгие года с ними велась война, вплоть до вопроса о моём выселении. С годами мы стараемся задействовать максимально бесшумную аппаратуру (поэтому и не используются комбики и т. п.). Когда я ору в тишине, они как-то терпят, но барабаны искренне не переносят. Поэтому весь вопрос появления нового альбома каждый раз заключается в записи барабанов. Исторически самые тяжёлые бои пришлось вести во время записи «Солнцеворота» (мы использовали «живые», незаглушенные ударные — по свидетельствам очевидцев, их было слышно от остановки). Вопрос решился благодаря участию Махно и его личному обаянию. Он обходил соседей и договаривался с ними. Как будет сей раз — не знаю.
Здравствуй Егор Летов!
Меня зовут Алексей.
Спасибо за музыку, очень здорово, что ваша музыка по мимо того, что говорит еще и не ограничивает, то есть оставляет достаточное пространство для со-творчества, то есть дает возможность додумать, домыслить и даже допридумать как мне кажется... для меня это очень важно.. А вопрос такой. Как ты относишься к детям к деторождению, для меня это сейчас актуальный вопрос, может ли творчество заменит этот (возможно) долг и вправе ли?? Как быть с демографическим кризисом.
Спасибо.
— Что за долг такой? Что за демографический кризис, если народу расплодилось столько, что земля не держит? Уже всех зверьков перебили, деревья последний век доживают. Согласно учёным, каждый человек должен жить один на 200 квадратных километров! Куда вы еще собрались рожать! Кроме того, имеет место соображение, что живых душ — ограниченное количество, и их не шибко много изначально (как раз на 200 км по одному))) Все, кто рождается сверх дозы, не вечны, а исполнители, «жители одной жизни». Это, конечно, теория, однако... Мне трудно судить относительно данной темы, потому что у меня нет никакого инстинкта продолжения личного рода, и тем более какой-то «долг» — это уж совсем смешно. Долг один: творчество! Причём это страшный долг! Творчество- это даже не долг, это вообще единственная идея, которая достойна рассматривания и сосредоточения. Ибо все остальные проявления какой-либо идейности — это проявления бездарности и глобальной бесплодности.
Саня Грибков
Здравствуйте Егор...... вопрос наверно глупый, но все таки решусь его задать. Даете ли вы сейчас квартирники, если да, то не хотите ли вы дать в городе Москва?
— Нет, не даю, вообще не знаю, как это сейчас происходит. Раньше они происходили вынужденно по причине отсутствия официальной организации. Что такое квартирник теперь, я не знаю.
Саша, г. Тула
В буклете к альбому «сто лет одиночества» в комментарии к песни «Офелия» написано, что она сочинена во время работы над текстом «В блокадном Ленинграде не спешат часы» Расскажи, пожалуйста, что это за текст, и выходил ли он где либо?
— Нигде не выходил. Его и нет. Разве что в черновиках где-то. Текст про то, что в блокадном Ленинграде не спешат часы, зато происходит много всякого другого, и оно перечисляется. Принцип текста перекочевал в «Офелию», оригинал я соответственно забросил, потому что у меня в голове заиграла песня. Я еле успел добежать до дома, чтобы успеть записать её на диктофон. Потом весь вечер дорабатывал почти готовый текст. Частично использовался тоже нигде не задействованный стих про то, какие отражения, отголоски доносятся с другого берега реки, если через неё кричать.
ВеснуХа, г. Иркутск.
Здравствуйте, Егор!
Вопрос такой. В финале песни «Зря Вы Это Все» звучит неразборчивый такой шепот, искаженный звуковыми эффектами. Из всего альбома это оказало на меня наиболее сильное воздействие. Вот и хочется узнать: что же вы там шепчете такое?
— Там читается несколько книг одновременно — не буду говорить каких — но от священных текстов до утилитарно-бытовых. Всё делалось осознанно и намеренно.
Костя Нестеренко
г. Омск. Здравствуй Егор
три маленьких вопроса:
1. слышал Scratch Acid? если да, то зацепила ли она тебя?
— Да, конечно, особенно мини-альбом «Berserker», кажется, так.
2. Видел какую-нибудь реально, из своих любимых западных групп?
— Нет. Но видел на видео, и мне очень достаточно.
Юрий, Москва.
Здравствуйте Игорь Фёдорович,
Вы недавно говорили, что поездка в США вызвала всплеск различных эмоций. Как Вы считаете, выльются ли они в песни, и если да, то какого рода они будут?
— Бог его знает! У меня бывает, что какие-то эмоции лет через десять только выплёскиваются, а некоторые вообще никогда. Тут вопрос в другом. Когда я пишу песни, я не выплёскиваю что-либо накопившееся, а создаю нечто новое, чего я не понимаю и чего во мне вообще нет. Мне неинтересно себя проецировать куда-либо. Это ложный путь. Это я понял лет в 17. Нужно создавать новое. Для этого необходимо входить в совершенно себе несвойственное состояние ума и бытия. Это занятно и поучительно.
Васин Валентин г. Саратов.
Здравствуйте Игорь Федорович!
У меня такой вопрос: Вот вы недавно побывали в Америке. Не хотели бы вы там остаться жить, если бы это было для вас возможно?
— Если бы хотел, так, наверное, остался бы, нашёл бы способ. Это, кстати, не так уж сложно. Так как я родился здесь, то, наверное, тоже весьма неспроста. Значит, должен, поставлен здесь делать какие-то вещи. Как для всех, так и для себя.
Юрик (Balamut), город Нарва (Эстония).
Здравствуйте Егор. Вот вы много рассказывали о том, как записывали свои альбомы в 80-е, а мне вот интересно как они распространялись в то время. Точнее с чего начиналось? Вот записали вы альбом, и что дальше?
— Был такой человек — Сергей Фирсов в городе Ленинграде. Это был от природы радетель и распространитель русского рока. Честными и сомнительными методами он сверхактивно распространял и популязировал весь на то время существующий рок-underground, как то всевозможный панк-рок со всей территории тогдашнего СССР. Можно сказать, если бы в тот момент не было его с его тогдашней деятельностью, то, возможно, не было и ничего. Вообще в ту пору от распространения магнитоальбомов зависело всё. Так как мы записывались и «выпускали» альбомы достаточно регулярно (если не сказать больше), то мы достаточно быстро поимели определенный статус известности в стране. А очень многие команды ждали студии, продюсера, того-сего, и в результате канули в неизвестность. Мы с самого начала очень серьезно относились к соблюдению законов того времени: есть альбом — есть группа, нет альбомов — ... Концертов в то время практически совсем не давалось, ибо это было чревато. Главное, что выпускались магнитоальбомы, в Москве, например, альбомы распространяла рок-лаборатория по собственной сети, в Новосибирске тоже была своя сеть, в результате в течение лета 87го после записи и «выпуска» «Некрофилиии», «Тоталитаризма» и т. п. я был уже известен на всю страну. Нас стали приглашать на фестивали и пошло-поехало.
Шостка Андрей, Санкт-Петербург
На минувшем концерте в Петербурге группа выступала не на привычной сцене в ЛДМе, а в СК Юбилейном, то есть на арене большей, более профессионально работающей. Как вам ощущения от концерта? Насколько я мог судить, вы были довольны, что было очень приятно. Как вы вообще относитесь к увеличению залов, что, в принципе, сопутствует росту популярности и популяризации группы. Насколько я знаю, в своё время вы распустили Г. О. как раз из-за вливания группы в волну популярного творчества (скажем так). Сейчас происходит то же самое, думаю это очевидно. Как вы относитесь к этому сейчас? Вашему нынешнему творчеству признание, успех и некое опопсение (если можно так выразиться) не вредит?
— Во-первых, тогда всё было совершенно иначе. Я по природе своей человек осторожный: если я чувствую, что что-то не то, я лучше пережду. Так это и было в 90х годах. Надо было оглядеться. Сейчас другая ситуация. Сейчас ничто не может заставить нас «опопсеть». Тогда я опасался, что нас ненароком начнут эксплуатировать некие силы, к которым мы не имеем отношения, как это случилось там с Кино, например и им подобным.... А сейчас мы примерно эквиваленты Grateful Dead или Роки Эрикксона отечественной сцены. Нам наконец-то вообще ничто не вредит. Мы живем, творим, играем на радость людям и себе. Мы в любом случае не вписаны ни в какую систему, не имеем никаких обязательств перед ней и являемся на данный момент, наверное, единственной успешной и абсолютно независимой командой на просторах нашей родины. Мы можем играть как в больших залах, так и в маленьких клубах. Самое главное наше достояние за все эти годы — что у нас есть собственный слушатель и зритель, и это очень здорово. Можно сказать, что существует некая «партия» и весьма обширная , единственнно достойная уважения и восхищения — «Психоделическая Партия России»))
Пётр. Комсомольск — на — Амуре.
Егор, недавно прочитал книгу Станислава Грофа КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА. В результате я и удивился и не удивился одновременно. Практически всё, что там написано, мне было известно до прочтения этой книги: про абсолютное сознание, коллективную память и т. д. То есть я сам до этого доходил, как — то это понимал и т. д. Очень хочется узнать, происходили с тобой подобные вещи или нет. Заранее спасибо
— Да, только это обширная тема. Если в не углубляться, можно еще одну такую же книгу написать. Частично что-то у меня было, частично не было.
Артем, Москва.
1. Каким образом записаны барабаны на альбомах «Солнцеворот» и «НЛБ»? Почему там не используются альты и том?
— Том используется, так же как и рабочий, и железо, считаю это идеальной барабанной установкой. На всех наших альбомах, за исключением самых последних, используется то же самое. Я вообще раньше нигде не задействовал ни бочку, ни альты, всегда стучал стоя. Так же, как и Кузьма.
Привет, Егор!
Вот что хотелось бы узнать: не ощущаешь ли ты на себе груз высказнных ранее тобой слов? Другими словами, не приходится ли тебе держать ответ за свои слова перед самим собой?
— Да нет, не особенно. У меня про это песня есть — «В Начале Было Слово». Я вообще считаю, что сюда пришел, чтобы что-то говорить, чтобы что-то делать. Подчас, конечно, случается иной конфуз, как без этого. Было бы гораздо гаже, если бы я настаивал из принципа на единожды высказанной дурости.
Ruzzt, г. Уфа Борис Суранов, Сыктывкар
1. Что читаете в настоящее время?
— Майринка читаю. Взял в поезд на гастролях ради развлечения. «Голем» и «Вальпургиева ночь» понравились, сейчас пытаюсь дочитать «Ангел западного окна» — страшное говно. Но из принципа охота до конца добить. Чем всё кончится. Хотя и так понятно. Ещё купил сборник японской мистики, «Нью-Йорк и обратно» Генри Миллера и сборник рассказов Апдайка 60х годов.
2. Интересуетесь ли театром?
— Нет, не выходит.
Курдачев Роман
Уже второй альбом подряд, с «спасибах» упоминается, что спасибо БУКОМУ.
А кто такой этот буком, если не секрет?
— Букий — это такой тип кота. Навроде дикого, но который дом посещает. Когда писали альбом, был конкретный персонаж, которого мы наблюдали ежедневно и даже снимали на камеру. А вообще это архетип такого бандитского кота. Безобразного, подранного, но непобедимого.
Золотых Андрей, Москва
Хочу задать вопросы про переиздания ГО
1. Будут ли переизданы ранние записи ГО, как-то «Поносные звучания», «История омского панка» и т. д.
— Я думаю, что нет, ибо это курьёз и не более того. Это можно издать ограниченным тиражом для совершенно отчаяннных фэнов, но в ближайшее время до этого руки точно не дойдут (у нас висит неоконченный «Со Скоростью Мира», несведённый и невышедший альбом «Опизденевших» 93го года и еще много всего, гораздо более важного и ценного).
2. Выйдет ли оригинальный «Попс 1984-1990». Тот что на 3LP?
— Это не оригинальный «Попс». Оригинальный — это двойной «The Best Of...» или «Greatest Hits», составленный нами — именно нами! — который ни разу нигде не издан. Надеемся, что кто-нибудь когда-нибудь издаст.
3. И ещё, ты говорил, что «Русское поле эксперимента (акустика)» переиздаваться не будет, но ты-же писал, что летом 1990 года, ты его официализировал, наложил ревер, вырезал щелчки и сократил его. Выйдет ли эта «официальная» версия альбома?
— Она вышла в полном объёме и очень давно и широко. Под рубрикой «Архив руссого Рок-н-Ролла», 1998, Manchester Files CDMAN 020-98
Евграф, Ачинск.
Здравствуйте, Егор.
У меня есть пару вопросов. Думаю, ответы на них много времени не займут.
1. В переизданном альбоме «Прыг-скок» вы написали, что все вошедшие в него бонусы с до сих пор неизданного альбома «200 лет одиночества». Так вот, хотелось бы подробней узнать об это альбоме.
— «200 Лет Одиночества» — это мой произвольный сборник материала, записанного во время «100 Лет Одиночества» — сессий. Также сюда относятся сессии «Психоделии Tomorrow», а также да сих пор несведенные и невышедшие альбомы «Опизденевших» — «Психоделия Forever». Материала очень много — дублей, вариантов, инструментовок, стихов, оригинальных вещей. В то время Кузьма предпринял попытку записи очередного сольника — остались дорожки. Болванки, частично превращенные в самостоятельные инструментовки для несостоявшегося проекта «Манагер И Опизденевшие» и многое другое.
Кирилл, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Игорь Фёдорович! Как Вы считаете, искусство требует жертв? Прав ли был Тарковский, когда в «Андрее Рублёве» сжёг заживо телёнка?
— Нет, не прав. Если требует жертв, то собственных. Ни в коем случае чужих.
Рудольф, Ивангород
Егор, Добрый день. Правда ли, что Виллу Тамме пытался устроить для «Гражданской обороны» выступление на каком-то гигантском рок-фестивале в Эстонии в конце 80-х, но организаторы испугались?
— Да, это очень может быть, но я про это ничего не знаю. У нас с ними сложились очень хорошие, дружеские отношения. Очень приятные люди, и Виллу, и Венно, барабанщик, который долгое время присылал нам разные финские релизы J. M. K. E. Вообще очень хорошая группа, с собственным лицом.
Санёк, г. Торжок
Здравствуй, Егор!
Как ты относишься к тому, что твои поклонники на концертах выбегают на сцену, а иногда и к твоему микрофону и что-то кричат в него???
— Да очень хорошо, главное, чтобы ничего не крушили, не ломали, не вырубали. У меня был случай, как кто-то в самом начале концерта выскочил и схватился за гриф гитары, причём за колки, разумеется, моментально всё расстроил нахрен, так мне и пришлось концерт доигрывать. Нойз изображать.
Максим, г. Кемерово.
Привет, Егор!
1) В буклете альбома «Мышеловка» имеется благодарность хиппи из Кемерово. Это обстоятельство породило в нашем городе множество слухов и историй в достоверности, которых трудно убедиться. О том, кто эти (этот) хиппи в Кемерово, был ли ты в нашем городе и по каким причинам.
Если не является сие тайной, проясни, пожалуйста, ситуацию.
— «Хиппи из Кемерова» — это целая группа молодых кемеровских художников, которые попали в нашу компанию, включая группу «Путти» в то время, с нами путешествовали по рок-фестивалям и прочим рок-мероприятиям. Это были муж и жена (насколько мне помнится) Лена И Лев , Оксана (будущая жена Лукича), Юлька Шерстобитова, Ленча (будущая жена Женьки Лищенко), сёстры близнецы — не помню, как их звали... Всех отличало то, что были очень хорошие художники — и все по-своему, что меня страшно поражало. Что с ними стало в дальнейшем, я не знаю.
Дмитрий, г. Москва.
Игорь Фёдорович, в прошлых Off-Line Интервью, отвечая на вопросы о неисполнении на Ваших концертах тех или иных песен, Вы говорили, что эти песни не исполняются, потому что в составе группы нет клавишника. Скажите, пожалуйста, его нет, потому что Вы специально не хотите никого больше брать в группу (неважно, клавишника или ещё кого) или же его нет, потому что нет пока достойной кандидатуры, но они (кандидатуры) рассматриваются? Спасибо.
— Они рассматриваются. Нам всё время нужен клавишник, но такой, какой нам нужен (нечто среднее между Dave Greenfield из The Stranglers и Doug Ingle из Iron Buttrefly) — его нет. А вообще-то мы самодостаточная гитарная группа. Будут клавишные — хорошо, нет — ничего страшного.
Виталий. СПб
Здравствуйте, Егор. Недавно представилась возможность прочитать такие вещи как: Штурмуя небеса, PIHKAL, а также «... трудный ребенок» А. Хофманна. В связи с этим хотелось бы спросить у вас
1)какими произведениями стоило бы продлить список?
— Даже не знаю, что советовать, список очень хорош. Можно ради интереса почитать Грофа и Маккену. А дальше уже можете читать что хотите, используя полученный опыт и Силу — а можете вообще ничего не читать. Главное — использовать этот опыт в правильном направлении, который вам лично и укажут.
2)велико ли влияние психоделиков на вас и ваше творчество?
— Да, велико.
3)Альбомы «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества» кажутся принципиально иными, чем все ранее изданное.(любимые мои альбомы, однако) Скажите, не во время ли их написания вы познакомились с достижениями химической науки?
— Если вопрос задан именно об LSD — то с ним я впервые познакомился чуть позже, сразу по окончании работы над «100 Лет». До этого были психостимуляторы, всяческие иные препараты и вещества, а также — своеобразные «self-made» радикальные практики. Я был готов, прочёл кучу литературы и т. п., приготовился к самому худшему и.... Оказалось, что всё, чего я добивался, что я делал, что я сочинял, играл, чем я жил — вот это всё оно и есть. Я просто домой вернулся. Что-то вроде детского, пятилетнего восприятия мира и тысячелетнего бессмертного сознания. Это, конечно, было ниже того состояния, которое меня постигло в своё время. Но это очень правильное состояние для жизни и работы. Первое, что я стал делать в этом состоянии — это переслушивать черновые записи «100 Лет Одиночества» (он был еще не сведен). Понял, что — ДА, ПРАВИЛЬНО. После чего вышел из окна и отправился куда глаза глядят в 5 часов утра в компании Колесова и Зеленского. Но сем пути с нами происходили замечательные вещи, но это уже другая история.
artemihink, п. Харп
Егор, ты пишешь, что равно ценишь все евангельские тексты, включая апокрифы, и пишешь, что не одобряешь вегетарианство, хотя в Евангелии мира от ессеев написано что заповедь не убей, распространяется и на животных и что плоть есть нельзя. Как же с этим быть?
— Евангелие от ессеев я не читал. Да и дело не в них. Хоть бы мне сам Иисус говорил, что мясо есть нельзя, всё равно бы его ел. Я по природе хищный человек. Или животное, не знаю уж, кто. Знаю только, что убийство оправдано только как необходимость, как у хищных зверей. Мне трудно рассуждать о птицефабриках — это всё ужасно — забоях свиней и коров и тому подобном... Это часть замкнутого круга цивилизации, в которой мы находимся. Это всё из области, как это ни мрачно и погано звучит, самообеспечения (хотя в идеале можно прожить и без этого). Кто меня по-настоящему бесит, кого бы я убивал своими руками, живьём зарывал в землю — это охотники. Те, у которых нет нужды в мясе. Те, которые убивают ради удовольствия. Что я бы сделал, если б у меня была власть — это открыл бы охоту на них самих. Говорю это как представитель дикого леса, коим себя считаю. Объявляю охоту на охотников — от имени медведей, лис, барсуков, волков, тех, кого не останется вовсе.
Егор Летов
22/ночь23.02.06