источник: | http://www.km.ru/music/8731c9f837d04af7985a3d1f8e00b7fa |
дата: | 2005.05.30 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/8731c9f837d04af7985a3d1f8e00b7fa |
дата: | 2005.05.30 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Вы заметили, что в последнее время в электричках метро всё чаще появляются таблички с надписью «Не раскачивайте вагоны — Гражданская Оборона»? В условиях наблюдаемой в последнее время повальной истерии вокруг летовского детища этот лозунг воспринимается как ещё один — тайный — PR-ход сибирского ансамбля. Тем более именно русские рокеры, как никто другой, мифологизировали поезд, объявив его символом смерти или же быстро текущей жизни. Выскочить из вагонов не удалось ещё никому (хотя многие потерялись уже по пути). А вот «Гражданская Оборона», кажется, стала единственной командой, которая время от времени, вопреки строгим предупреждениям, вагоны всё-таки раскачивает. И поныне эта легенда, преодолевшая в прошлом году 20-летний рубеж, неустанно будоражит, удивляет, разочаровывает и награждает.
Егор Летов воплощал тоску по излюбленным лесным полянам. Минули те прекрасные времена, когда выступления «ГрОб» сопровождались разбитыми стёклами кинотеатров, вырванными форточками хороших автобусов и вусмерть разгромленными электричками. Теперь «Гражданская Оборона» впервые пробует себя на сцене Лужников. По пути на стадион отдельные панки пытаются ухватиться за тормозящий на станции метро вагон — чтобы открывающаяся дверь оказалось ровно на их уровне. Символика поезда продолжает работать воочию — и тщетные потуги неформалов, застрявших в своём понимании «ГО» где-то в начале 90-х, искусственно приблизить музыку «ГО» до своего уровня, очевидны.
27 мая весь длинный путь от метро «Спортивная» к малой спортивной арене Лужников очерчен кордонами милиции и безалкогольными палатками. Менты гораздо доброжелательнее обычного, однако появление конных стражей намекает на заведомый провал любых попыток бучи. Лёгкий алкоголь настоятельно рекомендовано допивать ещё до входа под мост, поэтому недалеко от тоннеля мигом выстраивается внушительная батарея из пустой тары. Некие пивные челы стахановскими темпами уничтожают свои припасы и беспокоятся, что стали обладателями билетов на разные трибуны. Приходится их обнадёжить, что трибуны всё равно окажутся полупустыми, и совместная посадка на соседние места представится возможной. Немного успокоившись, челы начинают сетовать, что концерт «ГО» без разогревающей группы не может считаться полноценным. У первого входа на общую территорию Лужников девочки деловито собирают мелочь на билет. Так что попрошайкам мужеского пола, попадающимся спустя ещё 200 метров, уже не остаётся ровно никаких шансов. Находясь в непосредственной близости от двух спортивных арен, они несомненно аскают ради спортивного интереса.
Несмотря на то, что мероприятия в Лужниках задерживают обычно на 30-45 минут, прибывшим к половине восьмого приходилось с прискорбием констатировать, что концерт уже вовсю идёт (позже выяснилось, что в начале были «Вселенская Большая Любовь», «Насрать на моё лицо», «ДСЖ» и «Система»). Летов поёт «Белых Солдатов», что для разогрева, согласитесь, нетипично. Последовавшая далее «Тошнота» мигом всё водрузила на свои места. Отныне этот боевик подаётся столь же яростно, как и во времена «Русского Прорыва» середины 90-х. А ведь в эпоху сотрудничества «ГО» с Сергеем Летовым эта песня смягчалась — и заметно!!
В Лужниках «ГО» выступала в своём минимальном составе — без концертного гитариста Игоря Жевтуна, ещё 7 мая зажигавшего вместе с Летовым на концерте в Питере. Видимо, учитывая привычку Игоря прыгать в зал, на этот раз его просто пожалели. На юбилейном концерте после триумфального сигания в народ, Игорь лишился своей шикарной майки. В Лужниках же, где сцена высока, а под ней, кроме охраны никто не обретается, потери могли быть заметно ощутимее...
И в итоге наблюдали мы на сцене четверых. Ударник Андрюшкин, по обыкновению, компенсировал наготу свою пижонскими битловскими очками. Басистка Наталья Чумакова радовала глаз расписным батником. Евгения Чеснакова (гитара) либеральные критики уже не могли обвинить в нелогично подобранной для брутального панк-концерта футболке. В скрещении поломанных мечей на груди Евгения гордо светилась надпись «Dead Cennedys». Сам Егор Летов своей зелёной футболкой воплощал тоску по излюбленным лесным полянам, которых ему так не хватало в Москве.
Звук на концерте был близок к идеальному. То есть, если песня «Реанимация» начинается с глухих утробных ударов, намекающих на последний стук сердца умирающего, то эти удары передавались совершенно адекватно. Или если «Собаки» завершаются похоронной партией соло гитары, то такое соло звучало рельефно и обособленно. И хорошо, что сёрфовый инструментал «Песня Барсука» «ГО» решили впервые сыграть именно здесь. Ибо всем хороша «Горбушка», но её звуковое пространство для утончённых гитарных переборов приспособлено не очень.
В Лужниках «ГО» презентовали альбом «Реанимация». Из него было представлено семь песен, то есть ровно половина. Случай для «ГО», можно сказать, уникальный. Ведь вышедший три года назад «Звездопад» поддерживался на концертах 2-3 вещами. А несколько песен с альбома «Долгая Счастливая Жизнь» на ноябрьской презентации в Горбушке совершенно потонули в огромном количестве возрождённых раритетов. На концерте же 27 мая из «Реанимации», помимо перечисленных, прозвучали «Со скоростью мира», «Небо, как кофе», «После нас» (впервые!!). Особняком стояла народная «Любо», которую Летов пел в сопровождении электрогитары, а в финале появился Андрюшкин — и принялся покаянно жестикулировать на словах «Вы меня простите, вы меня простите...»
Новинки щедро разбавлялись проверенными деликатесами, вроде «Забота у нас такая», «Детский мир», «Про дурачка», «Зоопарк», «Как листовка», «Государство»... «Всё идёт по плану» исполнялась задолго до финала, после неё, спев ту или иную песню, Летов дважды порывался оставить гитару и уйти. Всякий раз его останавливала супруга Наташа. А перед «Раздражением» несколько человек из зала отчётливо и дружно взревели: «Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг».
Вообще, люди вели себя на удивление прилично. Драк особо не провоцировали, только несколько раз охрана спокойно выводила из зала особо нетерпеливых куряк. Флаг «НБП» был замечен лишь единожды. Файер зажгли тоже, вроде как, один раз — на «Мышеловке». Но быстро потушили — песня-то очень короткая! Эпизодически к сцене ломились две огромные девочки, явно пришедшие сюда только потому, что в тусовке это считается модным и крутым. Слов они не знали, рубились рьяно, но нелепо и даже иногда пытались палить зажигалочки.
Начав играть финальную «После нас», музыканты сбились. Егор гневно остановил свой бенд — и пришлось воспроизводить песню сначала. За кулисы музыканты уходили надолго, но на бис вышли. И понеслась: «Солнцеворот», «Привыкать», «Офелия», «Самоотвод», «Мёртвые», «Наваждение», «Без Меня», «Русское поле экспериментов». В последней перед словами «Орденоносный Господь победоносного мира» Егор отложил гитару — и в кои-то веки продемонстрировал в полную силу фирменные шаманские танцы. Вытянув руки вперёд, он требовательными кукольными жестами принялся закидывать «сани девичьим срамом». А потом резко отскочил назад — и пустился в пляс, чуть ли ни в присядку. «Вечность пахнет нефтью» — Егор просто сверлил глазами зал. Потом, выстрелив короткой очередью «спасибо — спасибо», стремительно удалился. Чумакова подхватила гитару, улыбнулась и многозначительно помахала в воздухе трек-листом, намекая на то, что это — окончательный финал.