Не так давно инициативная группа людей, неравнодушных к судьбам отечественного рок-н-ролла, затеяла издание многотомной антологии под раздражающим “продвинутую” молодежь названием “Поэты русского рока”. Издательство “Азбука” (в серии “Классика”, что показательно) выпустило уже 5 томов, содержащих тексты песен и стихи в основном петербургских и московских музыкантов. На подходе 6-й, “сибирский” том, а всего запланировано к выходу 11. Хотя не исключено, что и эта цифра — не предел, особенно если учесть, что талантливых поэтов в нашем роке гораздо больше, чем искусных музыкантов...
Половина пройденного пути была отмечена то ли макси-концертом, то ли мини-фестивалем, состоявшимся на следующий день после 17-й годовщины гибели Александра Башлачева. Возможно, именно на эту дату намекал Юрий Шевчук, начавший с песни-четверостишия про неудавшиеся похороны русского рока. Но уж Шевчук точно не походил на упомянутый в произведении труп, а качеством звука и общей мощью DDT превзошли всех выступавших, показав почти мировой уровень. Да и по реакции многочисленной публики сразу стало понятно, что именно эта группа была самой любимой и долгожданной. Пляски, крики, колышущийся лес рук, горящие зажигалки и фальшфейеры... Между двумя самыми ядреными номерами (“Красная Звезда” и “Я Ввязался В Бой”) Юрий Юлианович прочел стихотворение, а затем вопросил присутствовавших: “Книги читали? Каких поэтов любите?” Секунду подождал ответных криков и резюмировал: “Егор Летов? Прекрасный поэт! Александр Башлачев? Гениальный поэт! Борис Гребенщиков?.. Кхм. Местами тоже поэт”. А закончил программу — на фоне джазового проигрыша Дяди Миши — декламированием “Я вас люблю, любовь еще, быть может...” и громогласным воплем: “Да здравствует Александр Сергеевич Пушкин!!!” Тоже, в общем, поэт неплохой.
Можно думать разное о стихотворческих талантах Алексея Горшенева, но в рамках этого концерта оценить их оказалось трудно, — тексты прослушивались с трудом. Зато несомненно впечатлял его облик, напоминающий о Брэндоне Ли в фильме “Ворон”. Готическая атмосфера подчеркивалась и жестами, и зловещим фиолетово-синим светом, а от “Серебряного Сентября” и особенно “Кошмаров” повеяло прямо-таки настоящими THE SISTERS OF MERCY. Надо бы КУКРЫНИКСАМ определиться со стилем, и если выбор будет сделан в сторону строгой готики, а не суетливого поп-панка, они могут стать очень интересной группой.
От ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ некоторые ожидали провокаций (“Их не может не быть, ведь Егор Летов — это все равно, что неразорвавшаяся бомба!”). Провокаций не было, бомба решила на этот раз не взрываться. Сет ГО оказался составлен в основном из старого материала; из “классики” хуже всего прозвучал “Дурачок” (концептуально спетый в другой тональности, но по ощущениям — просто мимо), а лучше всего ё “Вечная Весна”. Чем новее была вещь, тем плотнее был звук, а вот нетленные хиты иной раз звучали весьма лысовато. На прощанье Егор быстро, но с чувством сказал: “Спасибо, спасибо, Питер!” и спокойно удалился. Провокатор...
К выходу на сцену КАЛИНОВА МОСТА публика несколько поредела, — насытившиеся гробоманы покинули мероприятие. Каждому, конечно, свое, но именно выступление МОСТА стало самым энергетически позитивным и, пожалуй, адекватным общему посылу и концерта, и антологии: гимн корням и светлая ностальгия. Группа подняла свой золотой запас и несколько песен посвятила соратникам по ремеслу: “Надо Было” — Янке, “Иного Не Надо” — Шевчуку, “Честное Слово”, — естественно, Моррисону: в этой вещи Ревякин был особенно роскошен, а Анаксагор исхитрился сымитировать абсолютно Манзарековский клавишный тембр. На прощание лидер КМ посоветовал слушателям сопротивляться и не зомбироваться, очевидно, имея в виду то, что поэзия и вообще книги сейчас не очень-то в почете. Как и словосочетание “русский рок”. Что ж, три гранда отечественного рока впервые в истории собрались на одной сцене, чтоб попытаться доказать не только осмысленность выхода в свет большого собрания поэтических текстов, но и, наверное, собственных долголетних трудов. Думаю, им это удалось.