источник: | http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=549471 |
дата: | 2005.02.22 |
издание: | Коммерсантъ № 31 (3115) «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Юрий Стрекаловский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=549471 |
дата: | 2005.02.22 |
издание: | Коммерсантъ № 31 (3115) «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Юрий Стрекаловский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
«Поэты русского рока» в «Юбилейном»
В петербургском дворце спорта «Юбилейный» в один вечер прошел фестиваль «Поэты русского рока», посвященный выходу одноименной десятитомной антологии рок-поэзии. На обещанное организаторами знакомство с «разными рок-поэтическими школами от советских времен до наших дней» отправился ЮРИЙ СТРЕКАЛОВСКИЙ.
Давно стало общим местом утверждение, что главная примета русского рок-н-ролла — его «серьезное» отношение к тексту. Юрий Шевчук как-то даже высказался в том смысле, что русский рок это и есть русская поэзия рубежа веков, по крайней мере ее наиболее живая и востребованная часть. То есть рок-н-ролл у нас — это как бы и не музыка, а словесность. Потому к музыке, пожалуйста, без претензий, а тексты следует напечатать отдельно. Сказано — сделано, первые тома поэтической антологии вышли из печати. Что и отмечается «грандиозным рок-фестивалем». Насчет грандиозности, конечно, сильно сказано: один вечер и четыре команды. Не Вудсток.
Открывалась программа и закрывалась динозаврами-ветеранами: «ДДТ» и «Калиновым мостом», в середине сыграли «Кукры» и «Гр.Об». Возможно, это была попытка продемонстрировать преемственность поколений слушателей и единство рядов рок-поэтов — тогда эта попытка не удалась. Аудитория четко делилась на две части. На меньшинство тридцати-сорокалетних, сидевшее на трибунах и в баре. И на активистов перед сценой, каких встретишь повсюду на рок-мероприятиях: постепенно обнажающиеся до пояса подвыпившие ребята призывного возраста. Первые пришли послушать, вторые — оторваться.
Вопреки обычному порядку хедлайнер не закрывал, а открывал фестиваль: первыми на сцену вышли «ДДТ», долгое и тщательное выступление которых юная часть аудитории использовала как возможность дернуть пивка и подзавестись перед выступлением «Кукрыниксов». Юрий Юлианович Шевчук, один из вдохновителей издательского проекта, в «Юбилейном» выступил в понятной роли генерала-патриарха цеха рок-поэтов и в конце своего выступления даже выстроил коллег по ранжиру: «Башлачев — гениальный поэт, Летов, представьте, прекрасный поэт, Гребенщиков тоже местами поэт». Как только «ДДТ» на сцене сменили «Кукрыниксы», папики из публики потянулись к выходу: кто в бар, а кто по домам. Их можно понять: «Кукры» меньше всего вписываются в формат мероприятия, в названии которого есть слово «поэзия». Но молодежь радовалась и калечилась перед сценой вовсю.
Потом была «большая перемена»: Егор Летов настраивался. Участие в одном мероприятии «ДДТ» и «Гр.Об», конечно, вносило некоторую интригу — известно, что они друг друга недолюбливают, да и немудрено. С одной стороны художник-оформитель Шевчук, в зрелом возрасте освоивший наконец-то музыкальную грамоту, с другой — Егор, брат фри-джазового идола Сергея. Соответственно, и музыка у них, мягко говоря, разная: «ДДТ» — ясно, что не попса, но музыка вполне гладкая, понятная и приятная, ее даже на «Радио ’Шансон’» услышишь. И аудитории у них не то чтобы разные, но... Юрий Шевчук может выступить перед кем угодно, и все его будут слушать: хоть десантники в Чечне, хоть революционеры на «оранжевом» майдане. «Гр.Об» же — отморозки-нонконформисты, людей в погонах ублажать не будут («убей в себе государство!»), равно как и соросовских либералов. К тому же Шевчук, как человек, сильно пострадавший от советской власти, слово «революция» на дух не переносит, он любит слово «добро-о-о...», а Летов, напротив — «р-р-революционер».
Никакого такого скандала поэты, впрочем, не учинили. Юрий Юлианыч похвалил Летова и не прибил, Летов про Юлианыча гадостей не сказал. Что касается выступления «Обороны», то, несомненно, оно было кульминацией вяловатого праздника, худо-бедно объединившей две фракции любителей рок-поэзии: «панки» эту группу боготворят, а «старые рокеры» терпят и даже уважают — за славное прошлое и героическое настоящее. Их творчество не обсуждается — если скучно, то скучно,— но несомненно одно: это музыка будущей революции и гражданской войны, именно эти песни будет распевать обдолбанная молодежь на баррикадах, если наступит наш 1968 год.
Уже ближе к полуночи на сцене появился человек в красной рубахе навыпуск, Дмитрий Ревякин, лидер «Калинова моста». Когда-то (в конце 1980-х) это была одна из самых ярких и многообещающих команд русского рока, с вполне внятной и качественной музыкой и яркими, странными текстами — былинно-языческими по содержанию и вполне себе изысканными по форме: с аллитерациями, внутренними рифмами и прочими поэтическими радостями. Собственно, такие песни и были предложены вниманию уцелевших любителей рок-поэзии, но, честное слово, основная масса оставшихся перед сценой не понимала, что вот песня была про Джима Моррисона. Так все и закончилось: отчаянным призывом постаревшего Ревякина «не сдаваться», встреченным пьяным уже энтузиазмом масс и призывом администрации «Юбилейного» поторопиться на выходе — метро закрывается.