источник: | http://rksmb.org/articles/culture/egor-letov-kak-zerkalo-russkoy-revolyu/ |
дата: | 2005.02.06 |
издание: | РКСМ(б) |
текст: | Александр |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://rksmb.org/articles/culture/egor-letov-kak-zerkalo-russkoy-revolyu/ |
дата: | 2005.02.06 |
издание: | РКСМ(б) |
текст: | Александр |
фото: | |
см. также: |
Не знаю, кто как, но что касается меня, то лично я делю всю панк-сцену на два направления. Одно направление представляет собой подгонку музыки под формат спроса на музыкальном рынке, оно работает на «социальный заказ» и призвано потешить поверхностных слушателей-потребителей, дать ему возможность ощутить себя неформалом. Как раз такую продукцию и выпускают большинство известных «панк»-групп, например «Король и шут», на основе панкового саунда и панк-эстетики сочиняющих нечто, весьма далекое от настоящего панка, зато имеющих высокую рыночную стоимость. Это направление, которое можно охарактеризовать как " стилизация под панк с различными вариациями«, главным образом преследует коммерческую ценность. Не больше, не меньше. Откровенная профанация панка — вот как это называется.
Другое же направление — полная противоположность первому. На него невелик общественный спрос, повсюду формат, эти панки, в своей массе малоизвестные широкой аудитории группы, идут напролом, не подстраиваясь под Систему, пытаются поломать застарелые устои и традиции, изменить окружающий мир. Эти люди в своем творчестве не избегают социальных тем, нередко они непосредственно занимаются политической деятельностью. Говоря о панке, требуется прямо сказать, что же под этим словом подразумевается, дать ему определение. Под панком я, прежде всего понимаю специфическую форму нигилистского мышления и мироощущения, экстремистский импульс которой направлен на подрыв социальной действительности, на разрушение «человеческого, слишком человеческого» в себе и вокруг себя, ибо, с точки зрения панка, только через разрушение и саморазрушение можно придти к подлинному самоутверждению. Иными словами, панк — это перманентная (непрерывная) революция в сознании человека, внешне проявляющая себя в крайнем эпатаже и антиобщественном поведении. Авангардом последнего направления, можно сказать без преувеличения, является Гражданская Оборона во главе с ее несменяемым вождем Егором Летовым, с именем которого неразрывно связано представление о революционно-коммунистической составляющей российского панк-движения.
Среди шушеры, вроде шевчуковых, кинчевых, кишей и проч. фигура бунтаря-ниспровергателя Егора резко выделяется неординарностью, мощью и искренностью таланта, непримиримым протестом против буржуазных отношений в обществе, сеющих среди людей семена взаимной злобы и зависти, семена насилия и отчуждения. «Капитализм, — говорит он, — самое сатанинское, что есть на земле.»
Рассматривая летовское творчество в свете проблематичности человеческого существования, Егора, безусловно, можно отнести к художникам-экзистенциалистам. Практически через все его тексты красной нитью проходит тема человеческого одиночества, тема, в которой автор пытается донести до своей аудитории жуткую в своей очевидности мысль об абсурдности социальной реальности, об уродстве и нищете жизни человека в ней. Наверно, нет ни одного нюанса экзистенциальной протяженности, который бы был обойден Егором вниманием.
Лирического героя Летова, как и самого Летова, явно не устраивает существующее положение вещей:
Все бы еще ничего
да что-то уж слишком, слишком
ВСЕ Х@ЕВО!!!
Как в творчестве, так и в политике, между которыми Летов не проводил грань и считал «одним делом», Егор всегда на первое место ставил борьбу с обывателем, ныне принявшим буржуазную личину, с присущим обывателю гнилым мышлением, Егор прав, идет война между светом и тьмой, между светлыми силами коммунизма, воспринимаемым им прежде всего как идея всеобщего собора и великого побратания народов, и сатанинскими силами коммерции и геноцида.
Если настроения ранних летовских песен глубоко пессимистичны, в более поздних работах — «более бодрых, более радостных» — сквозь злость и отчаяние пробивается лучик надежды. Пронзительно острая мечта о новом мире и новом человеке, переплетаясь с неприятием буржуазного общества — царства стяжательства, грызни и глупости, — делает эту надежду похожей на нечеловеческую тоску, нашедшей себя в отчаянной решительности:
На моей земле пахнет горечью.
Будет новый день...
Ясный, светлый день...
Однако Егор постоянно дает понять: пока существуют неравенство и неправда между людьми, пока в умах людей господствует mainstreem, новый день не наступит, а счастье и довольство одних будет оставаться несправедливостью по отношению к другим.
Было бы неправильным видеть Летова только лишь поэтом-философом, наделенным слишком тонким чувством социальной несправедливости, как это делают классовые враги трудового народа. Егора без преувеличения можно назвать подлинно народным поэтом нашего времени. Участь миллионов и миллионов людей нашей страны, простых трудящихся, перед которыми власть имущие ребром ставят дилемму — или работай за гроши, выполняй все прихоти хозяев, терпи их грубость и ложь, или иди побирайся, живи на улице, помирай с голоду, он воспринимает как свою собственную. Новое звучание получают даже перепетые им старые советские песни, как, например, в альбоме Звездопад.
Гражданская Оборона — это вообще исключительный культурный феномен, оказавший сильное воздействие на современное социокультурное пространство. Но гораздо важнее и , наверно, влияние Гр.Об. на умы лучшей части молодежи — на панков. В какой степени — каждый решает про себя.
Возможно, мои слова покажутся кому-то несерьезными, особенно тем, кому панк рисуется всего лишь этакой взрывчатой смесью нонконформизма и анархии, — да, так, но это будет только внешняя сторона. Глубиной же сущностью панка является подобный свежему ветру порыв к истине, путь к которой «так же труден, как путь по лезвию бритвы». Что же такое истина? Вопрос сложный, но все разрешающий.
Многие люди в результате долгих мучительных поисков истины приходят к мысли, что в мире одна истина и эта истина в коммунизме. Так случилось и с Летовым. Может быть, именно поэтому личность этого человека так и привлекательна для молодежи, что «он увидел Солнце».
Ветер зовет
пуля манит!..
небо поет
в небе пылает песня
Пой, революция!
Пой, революция!
Пой!!!
Я считаю, что сегодня у панков есть все основания бунтовать и делать революцию!