источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1101316976.html |
дата: | 2004.11.24 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1101316976.html |
дата: | 2004.11.24 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Алексей Жаров, г. Нью-Йорк:
Как Егор Летов относится к дохристианской Руси (языческой)?
Егор Летов: Вопрос с ней очень непонятен, потому что очень мало данных. Судя по Франклину-Шеппарду, ничего путного не было и не намечалось, о чем стоило бы говорить и рассуждать.
Андрей (Matthaus), Москва
1. С кем из музыкантов поддерживаете тесные отношения? Кого из них можете назвать своими друзьями?
Егор Летов: Тесные отношения из музыкантов поддерживаю только со своей группой... Да и вообще у меня друзей, наверное, человек 10 во всем мире, из тех, кто меня давно знает, с кем можно ничего не объяснять, а просто молчать или говорить о том, о сем... Потому что, чтобы человека хорошо знать, нужно вместе воевать, хоронить друзей, долго-долго жить. Или же просто пройти тем же путем. Такую духовную близость дает только сходный опыт и больше ничего. А ежели с человеком не погружался в глубины, не летал по небесам — тогда общение с ним представляет из себя мучительное сопоставление понятий, то есть процесс долгий и бессмысленный, сиречь болтовня.
2. Как реагируете на то, что «ГО» не звучит на «Нашем радио», позиционирующем себя как играющее «полную коллекцию рок-н-ролла»?
Егор Летов: Очень хорошо реагируем. Это принципиальная позиция — не участвовать в профанировании рок-н ролла, что делают наши радио и телевидение. Если бы у нас были независимые телеканалы, независимые радиостанции, я бы с удовольствием там участвовал, но этого у нас нет и не будет.
Евгения Михеева, Москва:
Егор, а почему вы перестали общаться с публикой на концертах?
Егор Летов: Трудно сказать... Я и раньше не особо общался, разве что на акустиках. Считаю, что концерт — это концерт, это как пластинка, на пластинке же никто не общается со слушателями между песнями. Он выстраивается как альбом, концептуально, как цельное произведение искусства. Считаю поэтому, что крайне глупо играть на бис, и мы очень это не любим. Это как если бы по окончании фильма Тарковского, например, публика бы начала хлопать, топать: «Давай еще!» и им бы показывали еще клип. В этом есть по своей сути нечто несуразное, хотя по-человечески, может быть, и понятно.
Raven Eyes, Донецк:
Игорь Федорович, в том самом, легендарном и любимейшем, интервью «200 лет Одиночества» вы говорили о том, что не знаете, что такое Надежда — сила это или слабость? То есть не можете определить до конца. Потом была «Невыносимая Легкость Бытия» и «никакой судьбы, никакой надежды»... А сейчас?
Егор Летов: Когда поется «никакой судьбы, никакой надежды», то это вовсе не значит, что нет никакой судьбы и никакой надежды. Иногда нужно зафиксировать свой полный проигрыш, чтобы победить, осознать. А кроме того, мой ответ — это один из множества ответов на поставленный вопрос, я уже об этом говорил. У меня на каждый из них возникает шесть, семь, восемь равноправных ответов. И уж менее всего мне хотелось бы, чтобы мои рассуждения в данный момент — являлись для кого-то руководством к действию.
У. Гоголь Ленинград:
Игорь Фёдорович, в своём интервью журналу «ФУЗЗ» в 1999 году Вы говорили, что готовых песен у Вас на тот момент на два альбома. Где они, ведь материал «ДСЖ» написан позднее?
Егор Летов: Не было такого интервью, я этого не говорил. Другое дело, что материал всегда есть, его и сейчас на десять альбомов, просто раньше записывалось и выпускалось все, что в голову придет, а теперь я подхожу к этому очень избирательно и ответственно и художественно. Можно сочинить кучу дерьма а ля Эксплойтед и им подобные, или же «yesterday», «california dreaming» или «Вселенская Большая Любовь». Пропало желание реализовываться, пришло время наносить точечные удары.
Yakness, Москва:
Как Егор оценивает контингент, ходящий на концерты и просто слушающий ГО. Если негативно, если многие из них лишние, то почему эти люди приходят на концерт ГО?
Егор Летов: Я люблю говорить, что я сочиняю вещи для себя и для таких же, как я. Но когда ты выбрасываешь вещь в мир, то возможны любые последствия, и мы идем на это сознательно. Чем больше людей находит для себя какие-то общие с этим грани, тем занятнее. Нельзя сказать, хорошо это или плохо — это необходимая составляющая всего, что РАБОТАЕТ. Все же, что воспринимается однозначно, по моим понятиям, представляет из себя явление дурацкое, и даже зловещее и вредное.
5ioner, Омск:
Егор, состоится ли в этой жизни концерт «Гражданской обороны» в Омске? Твое отношение к этому городу осталось таким же негативным?
Егор Летов: Я мог бы жить что в Омске, что в Сан-Франциско, что в Пекине и мое отношение к городу бы не изменялось. Я, например, Москву знаю лучше, чем центр собственного города, потому что бываю там гораздо чаще. Я вообще не урбанический человек, на все красоты архитектуры плевал, потому что это все поселения ЛЮДЕЙ, скопления домов, где люди произрастают со всеми выходящими отсюда последствиями. А в Омске не даю концертов потому, что в силу сложившихся обстоятельств здесь родился и живу. Я понимаю, что людям обидно, но пусть они правильно поймут. Мы и так испытываем последствия собственной известности, а концерт в этом городе привлечет огромное количество просто праздно любопытствующих, коих и так немало, и приведет к тому, что придется уезжать отсюда туда, где нас вообще не знают.
GK, NY USA
In one of you interviews you have mentioned that you?ll always work only with an independent labels refused to sign with the big ones, what happened lately? Why aren?t you on Hor Music anymore?
Take care!
Егор Летов: К сожалению, ситуация в нашей стране такова, что независимых фирм в ней практически не осталось. Фирма ХОР переживает сейчас жестокий кризис, не может позволить себе что-то выпускать, занимается собственным выживанием. А наша задача — чтобы то, что мы делаем, доходило до тех, к кому это обращено, и желательно вовремя, а не через 10 лет.
Ян Галкин, Петербург:
Считаете ли Вы себя человеконенавистником и как Вы относитесь к гуманизму, смиренности и иным христианским качествам, утверждаемым, в частности, в русской литературе (прежде всего, Вашим любимым писателем Достоевским)?
Егор Летов: Достоевский, надо заметить, человек вовсе не смиренного свойства. По моим понятиям, писатель весьма недобрый, а если и добрый, то не по человеческим критериям.
organblast, Саров.
Здравствуй. Ты говорил, что хочешь создавать то, чего еще не было на планете. С другой стороны через тебя прошел огромный поток музыки, литературы, кино. Не кажется ли тебе, что ничто уже не может быть принципиально новым(все в мире было уже в других словах высказано или сыграно в другом звуке) по сути? Или по-другому, — если бы не было на планете психоделики, авангарда, нойза, хардкора и панка, а только рок? н? ролл, смог бы ты прийти к той музыке которую играешь сейчас?
Егор Летов: Я не занимаюсь принципиально новым. Каждый новый барсук, который проявляет себя как барсук — это не принципиально новый барсук... Но это единственный барсук среди грызунов, травоядных, пресмыкающихся...
Валера, г. Находка Приморский край.
Здравствуйте Егор. Если бы у вас была возможность взять интервью у самого себя, какие вопросы вы бы задали себе, и как на них ответили?
Егор Летов: Раньше я так и делал. Самое лучшее так называемое интервью — это с самим собой, под названием «Приятного аппетита».
Сяржук Канаес’кі, Менск.
Интересно мнение Егора о творчестве Уильяма Сьюарда Бёрроуза.
Егор Летов: Слишком обширная и важная для обсуждения тема, очень много нужно будет сюда приплетать, в определенном смысле движение битников — одно из самых основополагающих для создания, в частности, Гражданской Обороны. Я в общем-то именно оттуда родом.
Александр Ануфриев, Питер
Егор, есть ли у вас какие-нибудь предпочтения (или наоборот, вызывает ли у вас кто-нибудь крайнее неодобрение) среди представителей питерской музыки?
Егор Летов: Есть такое понятие — корпоративная этика. Я никогда никого не хвалю и не ругаю.
Ливенский Андрей, Рига, Латвия.
Егор Вас не пустили в Латвию в своё время! Хотели ли Вы здесь серьёзно выступить, и есть ли сейчас приехать в эту дерьмократическую республику? А также как Вы относитесь к Латвии в целом и к Латвийской реформе образования (если Вам такая ситуация известна)?
Егор Летов: Ситуация не очень известна, но представление имею. Плачевно. А выступить хотел, и очень. В Риге никогда не был... И никогда не буду, что очень грустно, потому что въезд запрещен на 99 лет. Происшедшее воспринимаю как досадный курьез...
Мария, г. Москва
Егор, с вашей точки зрения, возможно ли ЖИТЬ в настоящее время в нашей стране? Или остается выбирать лишь между существованием и суицидом?
Егор Летов: Это все понятно, только при чем тут наша или какая-нибудь еще страна?
Всеволод Б., Ванкувер, Канада.
Егор! Хочу спросить вас как вы относитесь к творчеству колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса : ведь альбом «Сто Лет Одиночества» назван в честь его книги и еще, в одной из ваших песен, если я не ошибаюсь, присутствует маркесовская цитата. Читали ли вы «Осень Патриарха»?
Егор Летов: Нет, не в честь его книги, а как образ из некоего универсального языка, на котором общаются те, кто пишет, сочиняет, творит. Читал у него почти все, а цитатами мои произведения набиты так, что я не всегда фиксирую, где мое, где чужое, для меня разницы нет. Самое лучшее, что на меня произвело ошеломительное впечатление — это «12 рассказов странника», а также ранние рассказы — «Море исчезающих времен» и «Старый-престарый сеньор с огромными крыльями».
Геннадий, Екатеринбург
Егор, расскажи пожалуйста, откуда появилось у тебя первая аппаратура в ГрОб-студии (где ты их взял) и что это были за инструменты.
Егор Летов: Про это долго рассказывать... Могу только сказать, что я все время работал, всегда, когда было свободное время — дворником, сторожем, и зарабатывал на книги, пластинки, аппаратуру, инструменты. Если чего-то не хватало, то просто шел работать. Так же поступаю и сейчас, и другим советую. Всегда экспериментировал с тем, что есть под руками, записывался, играл на чем есть. Нет такого, чтобы из НИЧЕГО нельзя было сделать ЧТО-ТО. Это только от тебя самого зависит. Простор открыт.
Cinik, Смоленск
Егор, есть ли в планах проекты в других музыкальных стилях?
Егор Летов: Не знаю, делаю то, что нравится, не строю планов.
Алескандр:
В одном из интервью вы сказали, что считаете себя христианином, хотя и не принадлежащим ни к одной традиционной конфессии. Вопрос в следующем: как на ваш взгляд сочетается христианское мироощущение, основанное на терпимости и принятии мира таким, каков он есть с бунтом, разрушением законов мироздания, протестом и желанием изменить естественный ход вещей, в котором и состоит основная задача художника?
Спасибо.
Егор Летов: Почему Вы решили, что христианство — это смирение? Христианство — одна из самых бунтарских религий. «И будут двое против троих, и трое против двоих», «Не мир принес я вам, но меч», «Царство небесное силой берется»... Я потому и не приверженец какой бы то ни было ортодоксальной конфессии, потому что равно ценю все евангельские тексты, включая апокрифы.
Дмитрий, 19 лет, Саратов.
1. Вы любите рассказывать о своих музыкальных вкусах. А есть у Вас какие-либо пристрастия в живописи?
Егор Летов: Есть — примитивизм, экспрессионизм. А также Грюневальд.
2. Что из архива планируется издать в ближайшее время? И ещё: если издаваемые версии (отличающиеся от ходивших по рукам ранее) Вы называете оригинальными, что мешало с самого начала «запустить в народ» именно эти варианты?
Егор Летов: Я не знаю, было много версий, которые имели хождение, надо уточнять, что именно Вы имеете в виду. Оригиналы как раз начали выходить только сейчас, до этого они терялись, перепевались и т. д.
3. Будет ли продолжен проект КОММУНИЗМ? Какова судьба совместного проекта с ДК?
Егор Летов: С ДК проект завис, под вопросом, и вообще не я его инициатор, поэтому вопрос не ко мне. КОММУНИЗМ, скорее всего, продолжится — в следующем году с Кузьмой. Насчет этого есть предварительная договоренность, но скорее всего он будет называться как-нибудь умней.
Митрич и Пуф. Город: хайфа
Как относишься к вегетарианству?
Егор Летов: Есть 2 типа вегетарианства — у одних людей организм просто мяса не принимает, а другие не едят его по убеждениям. Они, я считаю, просто дураки, потому что убийство зверей от этого нисколько не останавливается. а вот отсутствие веществ, содержащихся в мясе, приводит к физическим и психическим патологиям самого агрессивного свойства (как, например, и питие мочи). И, кроме, того, любые запреты (вегетарианство, сухой закон, запреты религиозного или политического свойства) всегда кончаются такой хуйней, что и эпитетов не подберешь. Я, например, вообще без мяса не наедаюсь, не могу ни играть, ни сочинять, во всяком случае, ничего путнего.
Jaggernaut, г. Астрахань
Ужасно праздный вопрос, но, сколько знаю про студию ГрОб-рекордз, столько мучает любопытство: как студия, расположенная, как известно, в обычной квартире, решала проблему звукоизоляции от соседей по дому?
Или, может, соседи у Егора были какие-то необыкновенные, не сторожили с топором под дверью, не резали электропроводку снаружи, не вызывали милицию?..
Егор Летов: Вызывали, у меня самые обыкновенные соседи, имел неоднократные судебные иски вплоть до вопроса о выселении... Самые тяготы пришлись на альбом «Солнцеворот» — соседи били по батарее и это бралось микрофоном, ситуацию спас Махно, которому удалось временно обаять соседей, на что мы с Кузьмой были категорически неспособны.
Мирный атом, Монреаль, Канада
Егор, как ты относишься к Энди Уорхолу и его творчеству, и вообще к таким стилям как поп-арт и абстрактный экспрессионизм?
Егор Летов: К абстрактному экспрессионизму очень хорошо, к Уорхолу с уважением, но не более того. Как принцип творчества — не вдохновляет, сам принцип содержит столь мало возможности для развития, что практически исчерпывается манифестацией самого себя.
Gasol, Нижний Новгород
Почему на альбоме ДСЖ прозвучала кавер-версия композиции «P. S. Сам (Айя)»? Чем именно она привлекла Егора?
Егор Летов: Как только я ее услышал на концерте в исполнении Машнина, она меня поразила жутким соответствием тому, что я сам бы хотел выразить за последние годы. У него в песнях вообще очень много того, под чем бы я безоговорочно подписался. А «Айя» это вообще как бы сжатый манифест, концентрированная реакция на все в последнее время происходящее, на то, что касается непосредственно ТЕБЯ каждый час.
Алексей:
На каком концерте ты был в последний раз (в качестве зрителя)?
Егор Летов: «Машнин-Бэнд» в Москве в ОГИ.
Борода:
1. Как вы считаете, сильно ли влияют средства массовой информации на деградацию обществу?
Егор Летов: Никак не влияют. Свободная информация есть теперь вся, и влияют они теперь только на тех, кто к этому склонен. Поэтому то, что общество выбирает теперь — выбирает бессознательно СОЗНАТЕЛЬНО. Какое у меня к этому отношение? Любуюсь, наблюдаю.
2. Что для вас является критерием настоящей поэзии?
Егор Летов: Потрясение, который она производит. Ошеломление.
Виталий, Москва.
Егор, если можно, пара слов о том, как формировался альбом «Звездопад». Я имею в виду принцип отбора песен.
Егор Летов: Задуман он был еще в конце работы над «Солцеворотом», с Кузьмой. Песен должна была быть целая куча, двойник, а то и тройник. Причем не «ГО», а «Коммунизм». Среди прочих — песня из фильма «Король-Олень», «Все еще впереди», «Мы вращаем землю» Высоцкого и т. д. и т. п. Часть песен должен был петь петь Кузьма, он их подбирал под себя, часть — я. В то время он уже из студийного состава ГО фактически ушел, дабы заняться сольной карьерой. После этого идея концептуально изменилась, был задуман диптих — из любимых наших песен и из западных, составленный и исполненный по подобному принципу. Это родственные, во многих из которых меня как личности больше чем в собственных, песни, я об этом много уже говорил и не хочу повторяться... Но это только одни из прочих, отдельные проявления того, что мне глубоко свойственно по духу.
Максим, Братск
Что бы Вы могли посоветовать молодым людям, которые, во-первых, вполне осознали вредоносность насаждаемого повсюду порядка а-ля Америка; во-вторых, уже не чувствуют в себе силы спокойно взирать на глобальную человеческую деградацию и приближение эколого-сырьевой катастрофы; в-третьих, научились более менее воспринимать реальность, как она есть, то есть по буддийски, без объективации? Основная проблема таких людей в том, что любую деятельность в сложившихся условиях они воспринимают, как помощь системе, которую всем сердцем ненавидят.
Егор Летов: А что тогда ты вообще здесь делаешь? Почему ты зависишь от этой системы? Семечко попадает под асфальт — и оно пробивает асфальт. Семечко не задается вопросом, зачем оно это делает, растет себе, и пиздец. Потом, под старость, уже можно задуматься, почему я дерево, а не асфальт.
Алексей, 29 лет, Питер.
Егор, знакомо ли Вам творчество американской группы The CHANGES?
Егор Летов: Знакомо.
Доброго здоровья, Игорь Федорович!
Буду краток: в одной из песен вы сказали, что если бы Вы могли выбирать себя — Вы были б Гребенщиков. Кем сегодня хочет быть Летов?
С уважением, DOK из Новосибирска.
Егор Летов: Песня эта издевательского свойства, но к самому Гребенщикову отношения не имеющая. Это пародия на нашего бывшего директора, моего приятеля, который настолько был повернут на творчестве этого автора, что изъяснялся в любой простейшей жизненной ситуации сугубо цитатами из него. Про это и песня.
Фёдор Яшенев.
Егор, кто из современных писателей тебе нравится? Как тебе Пелевин?
Егор Летов: Меня вообще тошнит от так называемого постмодерна. Читаю много, но потрясений в последнее время не испытываю.
Андрей Белозуб, Москва
Егор! На двух последних концертах в Москве, в Горбушке обратил внимание на такую вещь: перед каждой песней басистка Наталья Чумакова что-то шепчет Вам на ухо, что, если не секрет? Неужели говорит, что петь дальше?!
Василий:
Егор, как вы решаете какие песни играть на концерте?
Егор Летов: Список мы составляем минут за 5-10 до концерта, все сообща — кто что хочет сыграть в этот раз, кто, может быть, категорически не хочет... Кроме того, многое зависит от того, что здесь играли в последний раз, или что играли в другом городе накануне. Все пишут списки, кроме меня, раскладывают, кому как удобнее — на комбики, на пол... я обычно списки не пишу, потому что играю без очков и все равно ничего не вижу. Так как мы играем по жизни нон-стопом, тот, кто находится ближе ко мне, быстро подходит и говорит следующую песню. Чаще всего это Наталья, потому что обычно ей сподручнее, или Чеснаков — это решается заранее на саундчеке. Иногда во время концерта вносим изменения в заранее установленный список, но это бывает крайне редко.
Егор Летов.
24.11.04