источник: | http://www.km.ru/music/611afbb2d19b41efbca8ac898088d3c3 |
дата: | 2003.10.27 |
издание: | Музыка KM.RU «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/611afbb2d19b41efbca8ac898088d3c3 |
дата: | 2003.10.27 |
издание: | Музыка KM.RU «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
«Гражданская Оборона» выступила в Горбушке в день победы ЦСКА в Чемпионате России. Фанаты Летова могли бы отдать дань футбольному увлечению своего кумира и покричать, например «ЦСКА — чемпион». Вместо этого они оголтело вопят «Летов, Летов» да «Дэцл — дох!». «Надо кричать не «Летов» а «ЦСКА», — исправляет их мой друг Артём. А я добавляю: «И не „Дэцл — лох“, а „Le Truke — лох“, потому что он уже переименовался».
Через некоторое время несознательные элементы прекращают скандировать и начинают петь. Причём, поют они столь же приблизительно: песен с авторством Летова они почему-то старательно избегают, исполнив сначала «Рок-н-ролльный фронт», потом «И вновь продолжается бой», затем... «Радостно на душе» и завершается всё неумоевской же «Малиновой девочкой». Параллельно ведутся содержательные диалоги в духе кондового панк-пессимизма:
— Ну и чего у нас тут получается?
— Да ровным счётом ничего хорошего...
Трек-лист ГО с апрельского концерта в Горбушке: «Мою Оборону» они тогда так и не спели, хотя планировали.Уже в помещении Горбушки неожиданно сталкиваемся с учениками люберецкого лицея, которым я полтора года назад читал лекцию о Егоре Летове. Панки рады встрече и с ходу начинают нам показывать местную достопримечательность: двух лиц женского пола, мирно ждущих начала концерта и по всем параметрам приходящихся друг другу мамой и дочкой. «Это прямо как в рекламе шоколадки «Пикник» получается: «Наши родители — нам не вредители», — восторгается один из лицеистов. Мы от души прикалываемся над удачной шуткой, а панк не унимается: «Ой, смотрите-смотрите, мама достаёт „Джин-тоник“. Ни фига себе — да она его пьёт!!!»
В это время звенит третий звонок (как в театре), и мы ломимся на балкон и усаживаемся рядом с толстым очкариком. Судя по всему, очкарик давно уже виснет между сном и явью, но при виде нас оживляется, подмигивает и задаёт крайне «уместный» вопрос: «Что — тоже отдыхаем?» Друзья очкарика пребывают в аналогичном состоянии, но при этом каждый из них имеет при себе непочатую чекушку «Флагмана». В каком виде они выползали с концерта — я даже не уточняю...
На сцене — испуганные, взъерошенные «Соломенные Еноты». Все — в толстых свитерах и шарфах. Чувствуют себя дискомфортно, потому что редко выступают. А выступают редко из-за лютого алкоголизма их лидера Бори Усова. В своё время Усов открыл для Москвы «Адаптацию» — и уже одним этим деянием полностью оправдал факт своего существования. Сами же «Еноты» никак не могут развернутся в полную ширь. Год назад они пытались выступать в московских «богемных» клубах, но заканчивалось это крайне плачевно. Последний раз я видел Усова в конце августа на концерте Александра Непомнящего, где он всячески бултыхался, спотыкался и пьяно кричал, пока его насильно не увели в гримёрку
Усов нетвёрдыми шагами приближается к микрофонной стойке и заплетающимся языком произносит: «Егор Летов выйдет на сцену не меньше, чем через 45 минут, поэтому, кому не интересно, могут пойти пока побухать, покурить травы или вмазаться героином». Мы с другом ничего из предложенного пока не желаем, а потому — остаёмся послушать. Пребывая под воздействием «зелёного змея», Усов половину песен посвящает этому существу. Сначала — «Облава на Чёрного Змея», следом — песня со странной концовкой «мальчик поступил во ВГИК и начал снимать кино про то, что ему рассказал Мудрый Змей».
Гитарист «Енотов» подпевает Усову голосом юмористки Елены Степаненко и зайца из «Ну, Погоди». Ещё это здорово смахивает на пение фольклорных бабушек, из-за чего неотступно начинает казаться, что мы пребываем на концерте «Ивана Купалы». С одной стороны это, конечно, очень смешно, а с другой — не покидает ощущение нереальности происходящего.
Усов тем временем раскочегарился не на шутку. Он машет шарфом, словно Чапаев шашкой, экзальтированно падает то на колени, то на спину и бьётся в конвульсиях. Толпа в него кидает огрызками яблок, а он истерически кричит: «Отвечаю вам — ещё один огрызок — и вы будете иметь дело лично со мной». Огрызков меньше не становится и Усов обращается к народу более официально: «Вам предлагается немедленно заткнуться».
Последняя песня — «Колыбельная», Усов, оказывается, поёт её для того, «чтобы все спали». Сразу же представляется мистическое зрелище в виде спящей вповалку Горбушки и разъярённого Летова, который тщетно пытается всех разбудить. Слава Богу, от песни Усова заснул лишь только наш сосед-очкарик.
Вышедший вслед за «Енотами» Летов начал привычно командовать звукорежиссёром: «Голос больше в мониторах». Звукач работал на 5 баллов, и каждая команда Летова исполнялась немедленно. По устоявшейся традиции опишу наряды «оборонцев»: Летов — в чёрной футболке с блестящими переводными картинками на груди, его супружница Наташка — в высоких блестящих туфлях на платформе... остальные одеты в своём привычном стиле.
Начало вполне предсказуемое: «Он увидел солнце». Летова прёт: во время проигрыша он резко отскакивает от микрофона и всецело уходит в гитарный драйв. Гитарист Чеснаков, как и было обещано, играет без перегруза, что позволяет выдавать ему чистые основательные гитарные соло в арт-роковом ключе. Благодаря новому амплуа Чеснакова, кажется, впервые в истории «ГО» был спет в электричестве «Самоотвод» — одна из немногих песен Летова, сыгранная за записи с чистыми лирическими гитарами. Новый саунд «Гражданской Обороты» позволяет делать главный упор на сакс, который и отвечает в конечном счёте за «грязные непричёсанные» звуки. Без дудки нынешний «ГрОб» больше бы походил на ВИА, нежели на панк-группу.
А Егор берёт крутой разгон, исполняя вторым номером совсем новую песню. Вот что запомнилось из неё:
Убегает мой мир,
Убегает Земля...
Без меня моя герань,
Без меня моя сирень,
Без меня моя тень...
Во время «Снова темно» над публикой начинает реять знамя Национал-Большевистской Партии. Ровно на словах «Ленин в Мавзолее вонял» разворачивается флажок поменьше — с символикой КПРФ. А на строчке «кто-то влез на табуретку» человек с флагом КПРФ взбирается кому-то на спину. После увиденного вы меня уже не сможете убедить в том, что Летов не умеет манипулировать толпой.
Однако дальше шаманизм «ГО» приобретает более угрожающие масштабы Какой-то парень скачет на втором ярусе балкона, имея явное намерение сигануть вниз. «Смотри — экстремальный стэйдж-дайвингист», — смеётся друг Артём. Парень ненадолго исчезает, чтобы объявиться уже на нижнем ярусе и, когда Егор поёт «Винтовка это праздник — всё летит в п...ду», начинает перелезать через перила. Окончательно «улететь в п...ду» ему не дала подоспевшая в самый последний момент охрана.
Песни из «Ста лет Одиночества» — «Офелия», «Вечная Весна», «Свобода» и «Евангелие» без перегруза звучат особенно трогательно. Панков немеряно цепляет «Евангелие», после концерта люди в туалете восхищались тем, то Егор поёт её отныне медленнее.
Впервые в электричестве спели «Со скоростью мира», представленную в апреле на акустике в Подольске. Разумеется, были и узаконенные на живых выступлениях «новинки» «Долгая счастливая жизнь» и «Собаки». «Мёртвые» и «Как листовка» — тоже уже по традиции, а, вот, «Моя оборона» вставила нехило. «ГО» планировали петь её постскриптумом ещё весной, но так и не осуществили тогда своего желания. На этот раз директор Летова Попков вовремя вынес для Егора полстакана пива. Заметно воодушевившийся Егор отыграл на этой тяге ещё минут 20. Пелись в основном, лёгкие для восприятия песни, вроде «Наваждения», «Зоопарка» (слышалось, будто Егор там поёт «Крутые двери у пустоты») и «Like A Rolling Stone». В последней ожидал добротный сюрприз, которым Летов не баловал на концертах минимум лет 6. К микрофону подошёл гитарист Чеснаков и повторял в конце песни вслед за Егором голосом Янки фразу «Like A Rolling Stone».
Прощался Летов, как водится, «Лучом солнца золотого». Расходились мирно, но возле метро наткнулись на отвратительную сцену избиения панков лицами непонятного происхождения. Один из пострадавших — с цветком (!!!) в руке и со следами тяжёлых ботинок на спине был повязан в метро сотрудником правопорядка. Романтика терпела поражение на наших глазах, но тут, откуда ни возьмись, к нам подошла старушка с пустыми бутылками и начала живо интересоваться группой «Гражданская Оборона», ценой билета на концерт и реакцией публики. Получив краткий, но исчерпывающий отчёт о концерте, старушка удалилась, рассыпаясь в благодарностях. «Уверен, Дэн, — говорил мне Артём, — за всё время работы музжурналистом ты НИ ОТ КОГО ещё не получал столь искренних благодарностей!!» Потрясённый, я молчал, потому что возразить мне было действительно нечего.