Рок — против диктатуры
Мы живем далеко не в лучшие времена. Такое время в учебниках по истории называют «реакционным». Тем ценнее для нас наши светлые праздники, поэтому мы с таким нетерпением их ждем и поэтому так любим. Трудно сейчас отыскать человека, который не вспоминал бы с теплотой и симпатией советские первомайские демонстрации, настоящее торжество Весны, Солнца, Мира и Труда.
В этом году Первомай в Москве удался. В первой половине дня при прекрасной погоде шествие и митинг на Лубянской площади собрали большое количество народу, прошли четко, ярко и организованно. У всех чувствовался какой-то эмоциональный подъем и, отмечу, как никогда было много молодежи, особенно красивых девушек (сами понимаете, что это бросалось в глаза).
При входе на Лубянскую площадь толкались полтора человека из СПС — видимо, тоже пытались изобразить митинг. У одного парня с плакатом «Пока другие говорят, СПС делает», мы поинтересовались, что же такого они делают, на что парень, по лицу которого было видно, что заплаченные ему деньги за участие в митинге он уже отработал, с тоской ответил: «Не видите, что ли? Фигней всякой маемся!» Сцена на площади была сооружена как раз у соловецкого камня с надписью «Сталин был прав!»
А вот во второй половине дня состоялось мероприятие, о необходимости которого так долго говорили, КПРФ при участии движения антиглобалистов «АТТАК-Москва» организовала большой рок-концерт на Лубянской площади под девизом «РОК ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ». Для КПРФ это была первая столь масштабная политическая рок-акция, однако серьезный подход к делу был виден буквально во всем.
Над большой сценой был укреплен красный плакат с надписью «Рок против диктатуры», а по бокам сцены на красной ткани были размещены логотипы коммунистических и патриотических газет (с их интернет-адресами), обеспечивавших информационную поддержку акции. Аппаратура обеспечивала хороший, мощный звук. Слева от сцены был установлен монитор, на который передавались крупные планы происходящего на сцене. Организаторами было налажено взаимодействие с милицией — за весь концерт не произошло ни одного серьезного инцидента ни со стороны собравшихся, ни со стороны милиции.
Список выступающих групп был подобран точно под политическое мероприятие. Группы не политизированные, но весьма профессиональные — «Манка», «Отрава», «Мамба Джа», «Фантастика» и «Палата Люкс» чередовались с группами, творчество которых носит ярко выраженный политический характер, — это «Эшелон», «Sixtynine», «Запрещенные барабанщики» и, конечно же, «Гражданская Оборона». О них я хотел бы сказать особо. «Эшелон» своим тяжелым гитарным звуком и мощнейшей энергетикой может «завести» любую аудиторию. Эта группа не потеряется ни на каком рок-фестивале и, думаю, не только в России. «Ленин! Партия! Комсомол!» — скандировали собравшиеся вместе с солистом «Эшелона» Иваном Барановым.
Для того, чтобы исполнить в рок-обработке народный гимн «Священная война», нужен не только талант, но и смелость. «Священную войну» вместе с «Эшелоном» в едином порыве пела вся площадь. После ухода «Эшелона» зрители долго скандировали: «Ре-во-лю-ция! Ре-во-лю-ция!»
«Sixtynine» были единственной рэп-группой на концерте и поэтому выпадали из общего рок-«формата». Однако остросоциальные тексты этой группы настолько сильны, что сделали бы честь любому из самых «раскрученных» российских музыкантов. Впрочем, если «Sixtynine» сделают свою музыку тяжелее, то и на рок-фестивалях им будет обеспечен успех.
Вообще об «Эшелоне» и «Sixstynine» следует написать отдельно и подробнее. А главное — реально появились НАШИ политизированные талантливые новые группы с большим потенциалом.
«Запрещенные барабанщики» с их суперхитом «Убили негра» и песней про народного героя Котовского в рекомендации не нуждаются, поэтому и прием у них был самый горячий.
Завершала концерт «Гражданская Оборона». До самого их выступления в толпе циркулировали слухи, что выступление Летова может не состояться. Тем более накануне с аншлагом прошел концерт «Обороны» в ДК им. Горбунова, культовом месте всех рокеров, который получил положительные отзывы в «демократической» прессе. Так, например, газета «Коммерсантъ» 28 апреля 2003 года в статье «Оборона» перешла в наступление«, назвала группу «одной из самых популярных и долгоживущих групп в стране» и, написав, что «„Гражданская Оборона“ исполняет просто рок — с сильнейшими риффами, продуманными соло и вообще безупречной техникой игры». При этом автор статьи отметил, что «контакты с большим шоу-бизнесом у группы традиционно сведены к минимуму. На радио песни не крутятся... на крупные фестивали группу не приглашают».
Все это правильно, жалко только, что автор не объясняет, почему у «Гражданской Обороны» такие отношения с шоу-бизнесом. А ведь все просто — после того, как Летов заявил о своей поддержке коммунистов, группа попала под жесточайший запрет и цензуру, и если бы не ее огромная популярность (по количеству надписей на заборах «Гражданская Оборона» уверенно обгоняет всех остальных, вместе взятых), верность поклонников и характер самого Летова, группу бы попросту задавили.
Летов начал выступление с «Родины»:
Вижу, поднимается с колен моя Родина.
Вижу, как из пепла восстает моя Родина.
Слышу, как поет моя Советская Родина.
Снова поднимается с колен моя Родина!
Что творилось на площади, трудно передать! Рядом со мной парень в камуфляже кричал: «Народ! Я видел живого Летова!» Почти весь концерт я находился в толпе и могу сказать, что столь мощного мероприятия, такого подъема не помню давно. Песни «Обороны» все знали и все пели. И при этом акция ни на один момент не переставала быть политической. Появившийся было в толпе власовский триколор куда-то пропал быстро и безвозвратно. А вот красные флаги развевались над толпой весь вечер.
«Гражданская Оборона» выступала 40 минут вместо запланированных 25, и закончился концерт песней «Все идет по плану». После концерта под дружный свист и песню «До свиданья, наш ласковый Миша» на воздушных шариках была запущена партийная эмблема «Единой России» и портрет Путина.
Можно подвести итоги. Первый опыт организации КПРФ рок-концертов получился на сто процентов успешным. Прежде всего и от себя лично, и от моих товарищей, и, думаю, от всех собравшихся, я хотел бы поблагодарить организаторов. Как сейчас говорят, все «оторвались» по полной программе. Для всех нас это был настоящий, надолго запомнившийся праздник.
КПРФ получила несомненные политические дивиденды. Безусловно, организация молодежных мероприятий требует гораздо больших усилий и сопряжена с риском — достаточно вспомнить хотя бы акцию «Антикапитализм-2002». Но и результат того стоит! Ведь как бы ни осветили концерт в «демократических» СМИ, факт останется фактом — достаточно просто можно даже в Москве собрать полную площадь молодежи, она будет скандировать «Ленин! Партия! Комсомол!» и «Революция!» (я наблюдал даже некоторое удивление организаторов). И при этом все может пройти без эксцессов, когда за организацию берутся профессионалы.
Идеология КПРФ не встречает отторжения у молодежи, нужно только знать, как к ней обращаться. Значительную часть молодежи «демократам», несмотря на все усилия, не удалось превратить в животных.
Правильно была задана идеология мероприятия — «Рок — против диктатуры». Коммунисты выступили как защитники свободы, противники диктатуры и милицейского произвола. Все эти темы очень близки молодежи. Ведь, несмотря на все декларации, власть рассматривает молодежь, особенно бедную, как своего потенциального врага. Молодежь нутром чувствует, что в начавшемся новом «застое» свободе нет места. Все поделено или делится между своими. Да и какая может быть свобода без гроша в кармане?
Соединить ностальгию по прошлому пожилых и недовольство настоящим молодых — задача важная и для партии вполне выполнимая.
КПРФ обладает солидным запасом прочности и может позволить себе некоторые эксперименты — ведь акция «Рок — против диктатуры» была именно экспериментом, первым опытом, который нуждается и в продолжении, и в более глубоком анализе и изучении.
Единственное, что огорчало: на площади явно не хватало еще одного зрителя — Феликса Эдмундовича Дзержинского. Я думаю, что ему бы концерт тоже понравился. И мне почему-то кажется, что у Дзержинского еще будет такая возможность.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ.
Электросталь,
Московская область.