источник: | http://www.km.ru/music/e76ad833542645f3ac5f6ee0a3e3a7a4 |
дата: | 2003.04.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/e76ad833542645f3ac5f6ee0a3e3a7a4 |
дата: | 2003.04.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
За месяц до означенного бессмертного действа по всей Москве расклеили скромные сермяжные плакатики с крупной лаконичной надписью Гр. Об. Я ходил и дивился, насколько не соответствует их стилистика пафосным горбушечным сэйшенам и как они уместны в контексте эстетики «ГО». Однако за день до концерта я неожиданно узрел многоцветную глянцевую афишу, которая тоже, как ни странно, вполне соответствовала развеситстой примитивистской стилистике обложек последних дисков «ГО». А уже по пути в Горбушку был обнаружен третий вид плакатов жёлтые и невзрачные. Их-то как раз я и не сумел вписать в летовскую концепцию, зато понял, насколько серьёзной оказалась реклама грядущего концерта. Поэтому стометровая очередь в главный вход Горбушки меня уже отнюдь не поражала.
В метро, по дороге на концерт мой друг тихо, проникновенно, не фальшивя и полностью исполняет песню «Хороший автобус». Окружающие упорно не желают эпатироваться, в лучшем случае посылая в его адрес сдержанные сочувственные улыбки. Мне приходит в голову мысль, что фанаты Летова едут сегодня на концерт своеобразными социальными слоями. Самые примерные (это, конечно же, мы!!) выглядят прилично, поют правильно, ведут себя скромно и придут в числе первых. Дальнейшие индивиды будут следовать на сэйшн в порядке возрастания маргинальности и люмпенизации, и последняя социальная группа окажется вдрызг пьяной и растрёпанной. Она будет кричать нестройно и бить стёкла хороших автобусов и плохих электричек.
Организаторы раздают журналистам крайне нетипичные проходки. Вместо привычного слюдяного бэнджа с наиболее удачной фотографией выступающего ансамбля нам вручают узкие лакмусовые бумажки с быстро смываемой надписью «Пресса / Фото». Символичного оранжевого цвета помесь жёлтой прессы и красного террора!! С этими подозрительными клочками мы направляемся к служебному входу, наивно ожидая от секьюрити «отрыва контроля». Деяния последних превосходят все наши ожидания: нам предлагают нацепить эти зыбкие творения на запястья в виде своеобразных браслетов!!! В полном шоке, ссылаясь на замёрзшие руки, я прошу мента помочь мне это сделать. Мент залихватским жестом срывает с бумажки не замеченную ранее наклейку и безнадёжно окольцовывает меня. Теперь очередь друга, который столь же жалобно взывает:
— Помогите, пожалуйста!
— Что, у вас тоже руки замёрзли?!
— Конечно холод такой!!
— А каково мне тут стоять, вы не подумали? — с лёгкой укоризной интересуется мент.
— Мы всё понимаем и очень вам сочувствуем, — невозмутимо реагирует друг.
— Сочувствуете?? — мент неожиданно встаёт в позу. — Мне ваше сочувствие по барабану. Вот пришли бы к мне с коньяком, тогда бы я вас понял.
1 : 0 в его пользу, на самом деле, но отыграться удаётся уже на следующем блюстителе. На его вопрос «Что у вас в сумке?» — друг лаконично выдал: «Чтиво». Мент потом долго и молчаливо обдумывал это, казалось бы, совсем непритязательное выражение.
«Эшелон» мы успешно проебали, потому что группа начала вовремя и выступала недолго. Поэтому в ложу вошли уже на саундчеке трепетно ожидаемых мной «Красных Звёзд». Их лидер Владимир Селиванов всегда проявлял себя как неисправимый бабник, самоуглублённый Нарцисс и непререкаемый эстет. Роскошную эту репутацию он подтвердил и на этот раз, представ перед залом в длинном почти до колен кожаном пиджаке, широких чёрных джинсах и пучеглазых тёмных очках имени Ихтиандра. Так вот он какой Христос-666!! Своим стильным прикидом и манерой поведения на сцене издали он сильно напоминал осанистого Ермена Анти. Остальные участники КЗ не отставали от своего лидера. Долговязый лысый гитарист Белов в зелёной футболке и светло-коричневых брюках держался так достойно, что любая поза, которую он принимал во время концерта, автоматически становилась картинной (должно быть, фотографы воспринимали его как некий клад). Флегматичный малоподвижный басист тоже оказался очень колоритен, но больше всех впечатлил красномаечный барабанщик, не поленившийся накануне первой песни выскочить из-за стойки и изобразить неведомый, весьма пластичный танец. Поздее выяснилось, что этим красивым жестом он заглаживал вину перед своими богами за нещадную лажу в игре.
— Я прошу прощения, но по дороге сюда я немного простудился и поэтому наше выступление будет недолгим, — заметно севшим голосом заявляет Селиванов. Если раньше его вокал был высоким, чистым и героическим, то теперь он больше походит на обольстительно-хриплое пение Сергея Михалка из Ляписа Трубецкого (кстати земляков «КЗ»). Первая же песня «Право убивать» зримо показала, что из привычного панково-блюзово-психоделического коктейля «КЗ» куда-то безнадёжно ушёл панк. Все песни стали протяжными и неторопливыми, из них напрочь исчез непокорённый дух ВИА 70-ых. Теперь Селиванов проповедует сочный увесистый блюз почти в духе «Морального кодекса». С учётом несомненной стильности всех музыкантов, «КЗ» оказались бы сейчас наиболее востребованными в самых респектабельных столичных клубах. Если бы не дисгармонирующие с этим обновлённым саундом революционные тексты, которые Селиванов исполняет с прежним запалом. На сцене он ведёт себя более чем сдержанно, однако чувствуется, как его прёт от каждого пропетого слова, от каждого взятого на гитаре аккорда. Периодически Селиванов поворачивается к радушному барабанщику и их инструментальная дуэль выглядит впечатляюще.
Рано или поздно (минут на 6!!) превращается в сложное драматическое полотно с очень напряжённым повествованием и развёрнутыми гитарными соло Белова. В зале практически все ознакомлены со словами: дружно подпевают и демонстрируют «козу».
За несколько дней до концерта в одном из чатов Селиванов обещал представить в Горбушке сет, на 60% состоящий из новых песен. Болезнь безжалостно скорректировала эти похвальные планы, поэтому количество свежаков пришлось сократить до одного. Очень достойная вещь под условным названием «Кровоизлияние в жизнь» тягучая, душераздирающая, с обличительными словами:
Родственные души
Алкоголь и суши
Излюбленный скинхедами гимн «Жизнь под названием песня» также теперь звучит излишне сдержанно. Особенно причудливо выглядит слоган «Слава, России!», по поводу которого Селиванов позволил себе неопределённый жест левой рукой то ли ставящий позорное клеймо на лоб врагов России, то ли вбивающий в землю излишне прямолинейных поклонников, норовящих узреть в этих словах фашистский подтекст.
Последнее лето детства исполняется в достаточно привычной манере. Раньше Селиванов любил с ней экспериментировать больше, чем с другими и даровал ей в 2000-ом году необычайно возвышенную аранжировку. Теперь же она начинается минималистичным гранжем, обрастающим в итоге неизбежными блюзовыми риффами. После песни Селиванов, наконец-то снял очки и, попрощавшись взглядом, немедленно удалился со сцены. Как сказал мой друг о «КЗ»: «Впервые слышу столь тщательно отзвученных панков».
Саундчек «ГО» воспринимался очень нетерпеливо. Андрюшкин профессионально долбил по барабанам, публика требовала Егора и ему приходилось общаться с толпой с помощью умиротворяющих жестов. Вышел заметно обросший гитарист Чеснаков и тут же издал недовольный пронзительный аккорд: мол, чего раскричались так, потерпите немного уж! Супруга Летова Наталья, как всегда, козыряла в ослепительных парчовых штанах. Сергей Летов был принят наиболее восторженно. Егор вышел заметно стесняясь, вперив взоры в пол. Но тут врубили неприлично яркий свет и Летов тут же бросил в сторону возможных осветителей мгновенный яростно-укоряющий взгляд.
Начало вполне традиционное «Он увидел солнце», «И снова темно», «Лоботомия», «Наваждение». Но, Боже мой, насколько круто им выстроили звук!!! Наверное, не ошибусь, если скажу, что в ДК им. Горбунова «Гражданская Оборона» ВПЕРВЫЕ за всю историю зазвучала так, как должна была звучать. Благодаря скрупулёзно продуманному звуку, саксофон Сергея Летова в первый раз перестал казаться несколько дисгармоничным саунду «ГО», а Евгений Чеснаков оказался нехилым гитаристом. Некоторые песни вообще было невозможно узнать: например, «Наваждение» я поначалу воспринял как новинку.
Егор богато интонировал, с особой брезгливостью пропевая фразу «а день был счастливый, как слепая кишкааау». Блок песен 80-ых сменился букетом из «Ста лет одиночества». На третьем куплете «Офелии» Летов вспомнил о своей судорожной жестикуляции и на словах «Дарёные лошадки разбрелись на заре на всем четыре стороны попробуй поймай» он совершил выразительные пассы вокруг собственного детородного органа. Типа хрен вам, а не лошадки. Вообще «Офелия» получилась очень многострадальной да и в зале именно под неё начали разыгрываться почти шекспировские драмы. Люди стали ломиться на сцену, а секьюрити пытались их за это наказать. Одна девушка на горделиво вытянутых руках соратников подплыла было к сцене, но, когда, охранник ухватил её за руку толпа начала утягивать её обратно. Неимоверными усилиями девушку удалось отбить, но последовавшему её примеру полуголому хлопцу повезло меньше. Он был вытащен, побит и спроважен прочь.
В «Вечной весне» Егор забыл слова, выдав неимоверную строку вроде:
Многохуйными домами и просторными церквями
В Наваждении тоже намудрил, спев в последнем куплете:
Сон наоборот
Я просыпаюсь на ровном месте
Сон наоборот
Блуждающих окон восковые огни
Впервые вживую была исполнена «Забота у нас такая», всех не на шутку загрузившая. Потом были пасхальные «Мёртвые» и новая песня с припевом
Такие долгие, счастливые дни
Для каждого из нас.
Это была мощная, непривычно светлая для Летова вещь, рождающая ощущение Праздника:
Горизонтов для праздников нет
Изменений для праздников нет
Исключений для праздников нет
А ещё там были яркие образные фразы вроде:
Истощённые ямы морщин
Марианские впадины глаз
«Про дурачка» Летов спел со всякими шаманскими закидонами, превратив к финалу текст в нечленораздельные завывания:
Хо-ходит дурачок по-по-по по лесу
Ищет дурачок хо-хо-хо-хо
Аналогичным образом трансформировалась и «Всё идёт по плану»
А при коммунизме всё будет по-по-по
О-он наступит скоро
Типа бисом традиционно прокатили «Зоопарк» и «Луч солнца золотого» (последняя без привычных излишеств). Потом, конкретно посовещавшись с супругой своей, Егор в рифму обрадовал: «Собаки — посвящается событиям в Ираке»:
Миром правят собаки
Меня догонят собаки
и подобным образом много-много раз. Известно, что из взятых в песню слов Летов обычно выжимает максимум смысла. Поэтому собаки тут не столько животное и не только ругательство но и символ наступающей виртуальной реальности (@ как интернет-знак). И всё это великолепие уместно заполировано умиротворяющим припевом:
Взмывает в небо за моим окном
Непокорённая страна.
После слов «Спасибо, Москва», Егор бесповоротно удалился со сцены. Сидящие в vip-партере гопники отвратительно требовали продолжения. Пиво у них ещё было не допито, именно поэтому им нужно было под этот процесс достойное звуковое сопровождение