источник: | http://www.km.ru/music/866f37c04f454e829efbd54b25b298b4 |
дата: | 2002.11.14 |
издание: | Музыка KM.RU «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/866f37c04f454e829efbd54b25b298b4 |
дата: | 2002.11.14 |
издание: | Музыка KM.RU «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Это «Свобода» — назвать CD по самой нехарактерной вещи.
Развесистый эстетизм Летова-младшего развернулся во всю мощь. По всему вкладышу диска разбросаны удивительной красоты фотографии, являющие Егора в начищенных «казаках» и его супругу Наташу в цветастых парчовых штанах. Затхлый московский кинотеатр «Улан-Батор» менее всего походит на то место, где можно вверять публике свои утончённые вкусы. Несмотря на это, Летов и тут пытается открыто заявить о своей непричастности к массовой истерии: «Товарищи учёные, уберите этот чудовищный зал, этот свет там, сзади!»
Ещё пятью годами ранее в «ГО» участвовали великие фронтмэны всесибирских панк-групп (Кузя УО, Аркаша Кузнецов, Евгений Кокорин), каждый из которых так и норовил перекричать Мэтра во всём: в «Винтовка — это праздник», «Тошноте» и «Солневороте». Апофеозом была неумоевская «Родина-Смерть» с «Концерта 1997 года», в которой, презрев все законы классического бэк-вокала, на передний план выдвинулся вдохновенный «чернозёмовец» Кокорин. Теперь же Егор более избирателен, он не допускает распределения шаманской энергетики по ролям, концентрируя её исключительно в себе. Те же песни звучат, на первый взгляд, более блёкло, но зато и целенаправленней бьют по шарам. Летов не позволяет себе ничего лишнего, исполняя редкий «Пластилин» так, как будто его приходится скреплять кусочками неподдатливого вещества, а в «Прыг-Скоке» пугает долгим запредельным смехом безумного «старичка».
Вся «Свобода» «ГО» — это неприкрытая игра на контрастах. «И снова темно» обращается антонимичной «Солнце взойдёт», а напряжённо умертвляющий «Прыг-Скок» оборачивается релаксацией в виде инструментала «О отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия». Каждая ремарка Летова бьёт точно в цель: после «Он увидел солнце» на сцене вырубилось электричество («Сделайте что-нибудь! — жалобно вопрошает Егор. — Вот, большое спасибо человеку, который сейчас полез на сцену. Из самых искренних чувств нагадил так, что — п$#@ц!!»). Многие тексты можно использовать как комментарии к аранжировкам. «Между нами снова вдруг выросла стена», — поёт Егор на фоне монолитной стены гитарного звука, а восход самого солнца озвучивает оптимистичный сакс Летова-старшего.
Несколько выбивается из общего контекста, как ни странно, заглавная песня, изрядно посыпанная рэггийными мотивами. Ну не пойдёт «Свобода» по укурке!! И не удивительно, что сразу же после этой песни Летова одёргивает телефонный голос некоего бога: «В зале не курить!!!».
...На обратной стороне дисковой суперобложки помещена весьма знаковая фотография. Увлечённый то ли песней, то ли разговором с залом Егор совсем не замечает расстегнувшихся и существующих как бы самих по себе наручных часов. Такая яркая иллюстрация к строкам: «Стремительно спешили, никого не таясь, часы в свою нелепую смешную страну»... А на заднем плане стоит добросовестный Сергей (у которого с часами всё в порядке) — и зорко наблюдает за своим непутёвым братом. Именно таково метафизическое состояние «Гражданской Обороны» на текущий момент...