источник: | |
дата: | 2002.05.13 |
издание: | ГрОб-Хроники |
текст: | Ната Потемкина |
фото: | |
см. также: |
источник: | |
дата: | 2002.05.13 |
издание: | ГрОб-Хроники |
текст: | Ната Потемкина |
фото: | |
см. также: |
[запись не с начала]
А есть какие-то...?
(перебивает, очевидно, продолжая предыдущий ответ) С точки зрения красоты, да.
С точки зрения красоты именно?
Да.
И only? А с точки зрения зрителей, которые принимали?
Трудно сказать. У нас зрители, по-моему, все во всём мире одинаковы, собственно говоря. Что в Нью-Йорке, что в Израиле, что в России, что в Киеве.
А есть у вас какие-то скорые ассоциации со словом Донецк?
Да, команда хорошая у вас очень.
То есть?
«Шахтёр».
Футбольная команда?
Да.
А с музыкой никаких ассоциаций не присутствует?
К сожалению, нет.
Ну, надеюсь, всему своё время, когда-нибудь это всё появится. Тур по Украине, который посвящается двадцатилетию существования коллектива...
Ну, двадцати лет ещё нет. Лет восемнадцать есть уже, где-то так.
То есть, это не круглая дата?
Нет, нет. Нет, это просто тур, собственно говоря, ни к чему не приуроченный, обычный тур.
А Россия каким-то образом задействована в туре?
Ммм... В Тамбове играли. Ну, сейчас ещё будет серия концертов. И до этого были концерты — в Москве, в Ленинграде. В принципе, мы играем постоянно лет пять уже, наверное, последних.
То есть, тур по Украине — это некая составная часть тура по бывшему Советскому Союзу?
Ну как бывшему? Он как бы такой виртуальный — как был, так и существует, мне кажется.
Ясно. Вопрос из серии звука, саунда. Грязный драйв, которому вы отдавали, по словам прессы, предпочтение, по крайней мере, года до 1995-1996, не знаю, может быть и сейчас, всё ещё в силе, в частности, на сегодняшнем концерте. Грубо говоря, профессиональная звукорежиссура и коммерческое продюсирование по-прежнему вызывают у вас отвращение? И что вы вообще вкладываете в понятие «продюсирование» в таком случае?
Ой... Сложный вопрос из очень многих составляющих. Лучше по отдельности если вы зададите — я на каждый вопрос отдельно отвечу.
Хорошо. Какие чувства у вас вызывает профессиональная звукорежиссура?
Что значит профессиональная, собственно говоря?
Это значит хорошее качество записи, отработанные варианты песен...
Ну что значит хорошее? Что значит хорошее качество записи? Я, например, не считаю, что Земфира пишет с хорошим качеством записи. Я считаю, что безобразно. Так же, как и Oasis.
Хорошо, сформулируем так: то, что большинством профессионалов от музыки считается профессиональным качеством.
Ой... То, что считается большинством профессионалов, меня до такой степени не трогает, не касается и никаким образом не задевает, что мне даже комментировать не хочется. Потому что всё, что касается большинства, к нам и, собственно говоря, к живому творчеству отношения никакого не имеет. Это из области товара, каких-то там отношений, и больше ничего. Это не искусство и не музыка. Это, ну, попс, собственно говоря.
А сохранились ли у вас предпочтения содержанию в ущерб форме музыки?
Так а у меня только содержание, собственно говоря, во главе угла и стоит всегда.
Значит сохранились. Ещё вопрос. В чём состоит, по вашему мнению, феномен сибирского панка, и связываете ли вы его как-то со спецификой территории? Ну, то есть грозный холодный климат, при этом — легендарный сибирский характер.
Ну, во-первых, не очень холодный, потому что летом у нас меньше 30° обычно не бывает, вот в чём дело. И зимой у нас где-то градусов −10°, ну −15° максимум. И то очень изредка, на самом деле. На новый год, например, было вообще +1°. Так что тут говорить о каких-то холодах сибирских — это определённая мифология очередная. Во-вторых, вторая мифология — что существует какой-то феномен сибирского панка. Никакого сибирского панка не было и нет. То есть, была «Гражданская Оборона», были какие-то отдельные команды. Была кучка музыкантов, которых я продюсировал и которые группировались вокруг ГрОб-рекордз так называемого. Ну и всё, собственно говоря. Они каждый занимаются своими вещами, каждый идёт своим путём — и сейчас, и раньше.
Хорошо, а специфика легендарного сибирского характера тогда существует?
Ой, я не знаю, вы задаете вопрос очень обобщающий. Я считаю, всё, о чём имеет смысл говорить — это только частности. Потому что всё, что касается обобщений — это очень вещь сложная и понимаемо только на уровне не людей, скажем, а каких-то других существ, которые над нами. Архетипов, может, каких-то.
Но считается, что такие черты, как подлость, пакостность, сибирскому человеку просто несвойственны.
Да не, народ везде поганый.
Угу. Хорошо, учтём. Ваш лучший и ваш худший альбом двадцати последних лет? Хорошо, восемнадцати, раз уж на то пошло.
Мне трудно сказать, потому что каждый альбом по-своему хороший. А худший я назвать не могу, потому что мне нравится всё, что я делаю, потому что делаю я в основном для себя, по большому счёту, и мне как-то трудно судить кроме как изнутри обо всём этом. Но мне, наверное, с точки зрения того, как мне удалось максимально выложиться — это, наверное, последнее. Начиная с «Прыг-скока» и кончая последним «Звездопадом» — это всё лучшие альбомы. Эстетически, наверное, самый лучший получился «Сто лет одиночества».
А, кстати, ваши некоторые альбомы называются, вот — «Сто лет одиночества», «Невыносимая лёгкость бытия» был такой, да?
Да, я люблю цитировать вообще. «Вечность пахнет нефтью», например — это из Бертрана Рассела цитата, из рассказа.
Давайте песенку, что ли, послушаем, время подошло.
Пожалуйста.
Песня называется «На дальней станции сойду» из альбома «Звездопад» Егора Летова. И пока она звучит — пожалуйста, можете звонить в студию, средства связи задействованы.
[«На дальней станции сойду»]
Продолжаем разговор. У нас на линии появился радиослушатель по имени... Женя, да? Алё!
Алё, здравствуйте!
Здравствуйте.
Как дела?
Да ничего, нормально.
Как вам донецкий город наш?
Красивый очень. Светлый.
А вот вопросик. Как и где вы собирались в самом начале, и не боялись ли вы играть такую музыку в те времена?
Ну как боялись? Это, в принципе, конечно, был вызов определённый. После этого у нас были очень большие неприятности со стороны властей. Очень долго причём, несколько лет. Пришлось нам даже в бега пускаться иногда. Ну, взялся за гуж — не говори, что не дюж.
А как вообще вы собрались, как это всё получилось у вас?
Ну, это сложно в принципе сказать. То есть, начинал вообще в Москве, играл у Курёхина на бас-гитаре. И у нас был такой авангардный проект с моим братом Сергеем, назывался «Оркестр нелёгкой музыки», я играл на контрабасе и на ударных там. Потом, опять же, были сложности в Москве с пребыванием там, пришлось возвращаться в Омск. Я собрал первую команду «Посев» — такое вызывающее название по тем временам было. Мы собрали такую типично гаражную команду тех времён, которая принципиально просто играла анти-«то, что можно было играть в те времена», и пела то же самое. А году в 1984 я встретил Кузьму Рябинова из команды... Была такая команда «Иван Морг и мертвяки». Это были, наверное, чуть ли не первые панки вообще в стране, потому что они играли панк с 1978 года аж. Ну и мы как-то вместе сошлись и решили собрать команду новую, именно совершенно конкретную панк-группу такую хардкоровского такого плана. И с 1984 года мы стали играть вместе, вдвоём, в принципе, на всех инструментах. То есть на ударных, на басе, на гитаре, и так далее. В 1986 году у нас начались очень массовые, такие плотные гонения, особенно в 1987. Кузьму забрали в армию, мне пришлось очень срочно научиться играть вообще на всём. И все первые альбомы — «Некрофилия», «Тоталитаризм» там, и так далее, «Мышеловка» — это писал я сам, играя вообще на всём. Но, в частности, «Прыг-скок» — это то же самое, то есть я играл полностью вообще на всех инструментах.
Да оно заметно, оно заметно — когда смотришь подкассетники ваших кассет, там написано, что вы играете... Практически все инструменты на вас лежат.
Ну да, это вот такая, к сожалению, у нас практика была, практически, наверное, до 1992 года, потому что у нас было как бы два вида команды. Одна команда концертная — это у нас играл такой Джефф Жевтун из «Инструкции по выживанию», Аркаша Климкин, Кузьма. И второй вариант студийный, где играли в основном мы с Кузьмой вдвоём. То есть Кузьма — гитара в основном, и иногда бас, а я — всё остальное. Но сейчас у нас наконец нормальный состав, где играют все, все пятеро.
А чем отличались группы «Гражданская Оборона» и «Коммунизм»?
«Коммунизм» — это проект первоначально наш втроём, то есть я как бы даже там не главный был. То есть, решили собрать такую некую антитезу такой легендарной группе московской — «ДК». Чисто концептуальный проект. Это был я, Манагер и Кузьма. Впоследствии Манагер ушёл после четвертого альбома — решил отдельно, свою команду собрал, и так далее. А с Кузьмой вдвоём так и продолжали.
У вас всё, Жень?
Да-да-да.
Спасибо большое за звонок, до свиданья. Егор, вот, по-видимому, вам принадлежит фраза: «Я верю во всё, потому что не вижу смысла во что-то не верить». Было такое?
Ну, в принципе, да, да, я говорил такое однажды.
15 лет назад, когда вы это сказали в одном из интервью, вы говорили о том, что верите в инопланетян, например, да?
Не то что даже я верю, скажем, но я предполагаю, что возможно вообще всё, даже то, что даже невозможно представить. Реальность — она гораздо шире, чем человек может представить вообще и помыслить.
Ну а вот вы в данный момент верите во что-то, с точки зрения обывателя невозможное? Например, в повторное пришествие Христа, скажем, или...
Не сказать, что я в это верю, но я это, например, и не отрицаю. Всё что угодно может быть. Наша реальность с каждым днём показывает, что происходит то, что представить ну невозможно совершенно! В настоящий момент происходит, я считаю, вообще, в принципе, революция, глобальная совершенно. Качественная, человеческая революция, в человечестве самом. Человечество в принципиально новое качество переходит. Буквально на глазах.
А вот, кстати, о новом качестве — в реинкарнацию, судя по всему, вы тогда тоже верите?
Ну, я тоже это допускаю. Может быть, такое и есть.
А вот если бы...
Скажем так, я считаю, что для каждого есть всевозможный выбор всевозможных путей, верований и вообще — чего только вот не может быть на самом деле. Именно для каждого. И каждый в силу определённых обстоятельств и, скажем, личных качеств, этого либо достоин, либо сам лично это сознательно выбирает.
А если да, если реинкарнация действительно существует, то кем бы вы хотели родиться в следующей жизни?
Ой, во всяком случае, не человеком. Скорее всего — либо деревом, либо животным каким-нибудь. Потому что мне с человечеством до такой степени в последнее время стало не по пути и душно, что единственное, где я чувствую себя нормально — это в лесах. И по возможности я хотел бы больше с человечеством дела не иметь вообще никогда.
Хорошо, представьте себе тогда такую ситуацию, что в некий предсмертный момент — у всех бывает, у всех будет, никто не властен это всё отменить — в предсмертный момент Вам является некое существо в белых одеждах, ну или наоборот — чёрт с рогами, скажем, и говорит: «Егор, подумай перед смертью о чём-нибудь в твоей жизни наиболее значительном». Вот о чём?
Ну, я думаю, во-первых, такого не будет, потому что там... Я в таких ситуациях был, то есть я умирал неоднократно, и там никто не является, и вообще ничего такого не происходит. Но если бы даже такое и было, допустим, я бы не стал ни о чём значительном в этой жизни думать, а стал бы думать о вещах, которые выше, чем я, больше, чем я.
Как то?
А то, что реальность собой являет. Потому что реальность — она больше и интересней, чем любое представление о ней — в частности, человеческое. Поэтому я, в основном, и интервью сейчас в последнее время никому... Ничего не пишу в основном, никаких статей, интервью не даю. Потому что чтобы... Реальность такова, что о ней ничего путного сказать нельзя. Потому что любой ответ, любое какое-то суждение о ней — оно будет уже изначально как бы ограничено. Смертельно, стало быть.
Вот по своей первой профессии вы художник. Художник-оформитель, насколько я знаю.
Ну, это не первая профессия. У меня профессий штук, наверное, двадцать было. Кем я только не был — и телефонистом я был, и даже мясо продавал однажды. Но в частности и художником был. Программистом работал одно время.
Ух ты! А вот какую книгу вы бы проиллюстрировали чисто из любви к искусству?
Ой... Честно говоря, трудно даже сказать. У меня очень много любимых книг, поэтому я даже не берусь. И тем более, как художник я, наверное, из области, скажем, беспредметной живописи. Мне ближе всего экспрессионизм, особенно немецкий. А он не иллюстративный, это скорее выражение собственно вот меня. То есть, я бы не стал никого иллюстрировать, потому что книжка — она, по-моему, в иллюстрациях не нуждается, если только сам автор не снабдил ее своими собственными.
А хотелось что-то такое сделать — вроде фильм снять или роман написать?
Да, хотелось одно время, но это натолкнулось на огромные финансовые тяготы. То есть, это просто нереально стало. Я хотел бы снять Кортасара «Игра в классики». Причем совершенно так серьезно и реально.
Денег нет, оттого все и проблемы, да?
Да, потому что я бы снимал очень масштабно. Это требует чудовищных совершенно затрат. Так что об этом можно только так, мечтать.
Хорошо, если бы это воплотилось — например, кто-нибудь денег бы, скажем, дал, если бы это воплотилось, если бы...
Но сейчас бы я снимать не стал, а в то время, когда я хотел — я бы снял, конечно.
И звуковую дорожку бы сами написали?
Нет, я бы не стал ничего писать, никакой музыки бы там не было. Вернее, если бы была — именно та, которая в книжке там звучит. Джаз вот, то, что они слушают, и так далее.
Вот есть такая цитата: «Человеческая жизнь есть постоянный выбор между одиночеством и пошлостью». Вот что в итоге? 2002 год, юбилейный тур. Что вы получили как результат двадцатилетней деятельности из этих двух пунктов?
Ой... Да я ничего не получил, потому что я принципе никогда ни от чего и не зависел. Вот в чём дело. Я считаю, что вообще, в принципе, всё человечество делится на два типа — это люди самодостаточные, которые живут сами по себе... Это, конечно, можно назвать одиночеством, но это не вынужденное одиночество, это естественное состояние, вот, меня. И мне на самом деле очень душно бывает, когда меня лишают этого состояния и заставляют что-то делать, с кем-то там общаться, что-то отвечать, и так далее. То есть, я по сути человек — нечто вроде степного волка, в буквальном смысле, не в гессевском, а именно вот как зверь, собственно говоря, всю жизнь жил. И поэтому, что мне дали эти двадцать лет деятельности — очень большое напряжение, потому что за мной постоянно, в последнее время особенно, стали охотиться всевозможные фэны какие-то, особенно молодёжные, которые постоянно что-то требуют от меня, какие-то звонки телефонные... И так далее, и так далее, то есть, это очень сильно, на самом деле, тяжело.
А чего они хотят-то?
А вот непонятно... Я так понимаю, что большинство хочет, как бы сказать... Ну я это называю дармоеды, собственно говоря. Хотят жить за счёт чужих мыслей, чужой идеологии, чужих идей, и так далее. Чужой вообще системы ценностей.
Девушки на левой груди расписаться не просили никогда? Не было такого?
Да нет, ну всякое бывало. Мне кажется, что в принципе всю свою сознательную жизнь я делал только то, что показывал людям, что нужно жить самостоятельно. Делать, как у Высоцкого поётся, «Чужая колея» песня: «Эй вы, задние, делай, как я! Это значит — не надо за мной!». А когда начинают делать то же самое, как я, копировать мою манеру, голос там... Есть целая куча команд, которые играют, пытаются играть, как мы, или специально грязно играют. Это на самом деле глупости очень большие. Потому что мне максимально хотелось всегда достичь того, чтобы возникла куча каких-то там творческих единиц, команд — кого угодно, художников, которые бы делали своё, ни на что не похожее. Потому что главный постулат нашей команды, когда мы начинали — делать команду, не имеющую аналогов в мире вообще, и, стало быть, — лучшую в мире, потому что аналогов не имеет.
Угу. Вот, кстати, вопрос из серии музыкальных... не аналогов, пожалуй, а последователей, что ли. Правда ли, что группа «Би-2» — была такая легенда... Знаете такую группу, да?
Да, слыхал.
Так вот, правда ли, что группа «Би-2» присылала якобы заявку на участие в одном из организованных вами фестивалей в Омске, и вы их забраковали?
Нет, это полная глупость. Я знаю, что они присылали очень смешную заявку на фестиваль акустического рока, который организовывал Колесов — это мой приятель такой — в Череповце. Это был первый и, по-моему, единственный... А не знаю, может даже не единственный, но во всяком случае первый в стране точно фестиваль акустического рока, по-моему, 1990 года. Но там было то, что они прислали, в виде такого демо, это была такая очень смешная блатота, и к сожалению она не сохранилась, потому что у меня есть такая идея — я собираю всевозможные демо разных таких вот команд доморощенных, и хочу на старости лет издавать серию, как вот сейчас на западе издаются серии, там, «Антология гаражного панка 60-х гг.» — я бы издавал серию «Исполины русского рока», так бы назвал. Вот я бы туда их сразу включил таких.
В одном из интервью — это очень-очень-очень давно было — вы предположили возможный конец деятельности Дмитрия Ревякина из группы «Калинов мост».
Ой, нет. Дело в том, что я на самом деле очень много чего постоянно говорил и болтал. Потому что у меня... как бы сказать... я считаю, что можно серьезно говорить обычно с людьми только тогда, когда с ними лет десять прожил, когда вместе кучу людей схоронил, и так далее, и так далее. Когда был на фронте, на войне, в каких-то ситуациях на грани жизни и смерти. Всё остальное — это, собственно говоря, мифотворчество, болтовня. Поэтому я мог, конечно, когда-нибудь что-то такое ляпнуть. А что вы имеете в виду относительно Ревякина?
Ну, имею в виду то, что он жив, здоров и даже раскручивается на радио.
Да нет, пожалуйста, слава богу, хороший человек.
А существует ещё одна, кстати, легенда — о том, что якобы вы специально ездили по стране, чтобы найти некую картину неизвестного художника, когда-то давно понравившуюся Янке, дабы приобрести её уже после смерти Дягилевой.
Нет, это полный миф вообще. Я, честно говоря, поражён даже.
Поджимает времечко нас, вот что. Последний вопрос давайте я вам задам.
Угу?
Дальше-то что собираетесь делать?
Ой...
Вот это юбилейный тур, это некое подведение какого-то итога, а вот что в дальнейшем-то?
Ну, лет пять мы играем вообще постоянно. Вот сейчас выходит, видимо, итог нашей деятельности последних лет. Дело в том, что то, что мы сейчас делаем в зале — это совсем не то, что мы делали раньше на концертах. К сожалению, мы не в полном составе сейчас приехали — отсутствует мой брат Сергей Летов. Ну и в основном играем смесь панка, авангарда и фри-джаза на концертах. То есть, у нас... Поэтому концерты... Мы играем одну и ту же вещь раз, допустим, двадцать, и каждый раз по-разному, вот в чём дело. Будут сейчас вот два зальника. Летом я планирую новый альбом из своих песен. Выходит книжка. После этого мы едем в Германию, во Францию и Норвегию — видимо, серия концертов. И, в принципе, я хотел бы очень сильно как-то вот удалиться от концертной деятельности, чтобы просто вплотную заняться чем-нибудь таким вот — в плане альбомов бы шесть-семь записал даже, но постоянно не хватает времени, катастрофически не хватает, все последние годы. А писать, когда сидишь на чемоданах и знаешь, что тебе через месяц куда-то ехать — ничего записывать невозможно, просто никак. Для этого нужно, ну, полгода, чтобы просто знать, что никто тебя не будет тревожить и дёргать.
А у вас мечта есть?
Мечта? Да, мечта у меня есть.
Из серии голубых и несбыточных.
Мечта — это у меня уехать куда-нибудь туда, где вот вне цивилизации. И жить как, допустим, ну, как фермер. Может, где-нибудь в Новой Зеландии.
Ну, за сбычу мечт.
Спасибо.
Огромное спасибо Егору, огромное спасибо всем, кто нас слушал. Очень жаль, что не удается пообщаться больше, потому что, не знаю, как кто, но ваша покорная с Егором Летовым беседовала бы часа три-четыре как минимум, будь такая возможность. Мы слушаем песню опять-таки с диска, который называется «Звездопад» — трек, который называется «Солнце взойдёт». Тоже из разряда главных песен о старом. Ну, скажите: «До свидания».
До свидания.
[«Солнце взойдёт»]
Подготовка текста для сайта: Николай Базиков
Комментарии
Уже после расшифровки нами записи на одном из форумов было обнаружено данное интервью в текстовом формате, но, естественно, существенно сокращенное и отредактированное. Из него, в частности, становится понятно, что в начале речь идёт про Киев. Судя по вступительному тексту, интервью было опубликовано в одном из местных печатных изданий, однако, к сожалению, не известно, в каком именно. Если вы располагаете какой-либо информацией — будем благодарны любому содействию: grobhron@gmail.com.
Текст статьи приводится ниже.
Егор Летов — интервью Нате Потемкиной (радио Точка, Донецк, 13 мая 2002 года)
Явление, не вписывающееся практически ни в какие рамки, не только музыкальное, но и социально политическое, культовая группа из Омска Гражданская Оборона отрабатывает сейчас юбилейный тур по Украине. Они существуют уже 20 лет, за которые успели выпустить рекордное количество (эксперты затрудняются назвать точную цифру) альбомов и провести массу скандальных акций по бывшему СССР, на которых активно присутствовала скорее демонстрация возможностей правоохранительных органов, нежели самих музыкантов. Тем не менее живы, здоровы, и до сих пор, судя по концерту, весьма любимы публикой. Лидер группы Егор
Летов (его ещё называют главным панком Сибири ) явление не менее эксклюзивное, на протяжение всего времени существования группы всячески препятствует тому, что называется раскруткой и в то же время умудряется сохранять свой статус живой легенды . Индепендент в буквальном смысле.НП Насколько мне известно, любимый город ваш Киев.
ЕЛ Да, с точки зрения красоты.
НП А с точки зрения публики?
ЕЛ А публика везде одинакова Что в Нью-Йорке, что в Израиле, Что в России, что в Киеве.
НП А есть какие-то скорые ассоциации с Донецком?
ЕЛ Команда у вас хорошая. Шахтер.
НП Россия как-то задействована в туре?
ЕЛ Да. Играли в Тамбове, в Москве будем играть, В Ленинграде.
НП То есть тур по Украине есть составная часть тура по бывшему Советскому Союзу?
ЕЛ Я бы сказал, по виртуальному Советскому Союзу, он есть и никуда не девался.
НП Грязный драйв, которому вы отдавали предпочтение всегда, до сих пор в силе?
У вас по-прежнему вызывает отвращение профессиональная звукорежиссура?
ЕЛ А что такое профессиональная звукорежиссура? Я не знаю. Качественная запись? Я не считаю, например, ни один альбом Земфиры записанным в хорошем качестве, считаю, что в безобразном.
НП Сформулируем так. ТО качество, которое большинство проффесионалов от музыки, считают хорошим.
ЕЛ Что думают профессионалы, меня совершенно не трогает и никогда не трогало. Вообще все, что касается большинства, к нам, и вообще, к живому творчеству ни малейшего отношения не имеет. Студии, записи, промоушн это из области товарно-денежных отношений. Это не искусство, не музыка — попс, собственно говоря.
НП Сохранился ли у вас приоритет содержания в ущерб форме музыки?
ЕЛ А у меня только содержание в голове всегда и было.
НП В чем состоит, по вашему мнению, феномен сибирского панка и связываете ли вы сие со спецификой территории грозный, холодный климат?
ЕЛ Нет никакого феномена, были какие-то отдельные команды, Гражданская Оборона там, ещё кучка музыкантов, группирующихся вокруг ГрОб Рекордс собственно, и все. А феномена никакого нет, все это мифология. Климат у нас — не очень холодный, вообще-то, потому что летом у нас меньше тридцати градусов не бывает. На Новый год, вон, вообще плюс один было. И вообще, все эти понятия сибирский панк, феномен все это обобщения. А все, что касается обобщений, действует не на уровне людей, а на уровне каких-то существ, стоящих над нами.
НП А легендарный Сибирский характер — то есть считается, что такие черты, как подлость, пакостность, сибирскому человеку вообще не свойственны?
ЕЛ Та не, народ везде поганый.
НП Лучший и худший альбом последних 20 лет.
ЕЛ Мне нравится все, что я делаю, потому что все это я делаю в основном для себя. И не могу судить об этом никак, кроме как изнутри. Максимально выложиться мне удалось, начиная с «Прыг Скока» и кончая Звездопадом — это мой последний альбом. Эстетически самым лучшим получился Сто лет одиночества .
НП Да вот, кстати, у вас есть альбом Сто Лет Одиночества , Невыносимая легкость бытия тоже имелся.
ЕЛ Да, я люблю цитировать. В песнях некоторых много цитат из Бертрана Рассела в том числе.
НП Страшно вам когда-нибудь было за то, что вы делаете?
ЕЛ Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Были странные такие времена, и в бега пускаться иногда приходилось.
НП Когда смотришь на подкассетники ваших кассет, читаешь, что практически все партии всех инструментов на вас лежат.
ЕЛ Когда Кузю, басиста нашего, в армию загребли, пришлось в срочном порядке учиться играть на всем, на всех
инструментах. Хотя не впервой. Вот когда ещё Гражданской Обороны не было, я жил в Москве, играл с Курехиным на бас гитаре, у нас ещё трио было, Оркестр Нелегкой Музыки — это был наш авангардный проект с братом, Сергеем (Сергей Летов саксофонист с мировой известностью — НП) я играл на контрабасе и на ударных там. Потом стало сложно с пребыванием в Москве и мне пришлось возвращаться в Омск, и я собрал первую свою команду Посев , Которая принципиально играла АНТИТО, что можно было играть и петь в те времена. А потом я встретил Кузьму, у него была такая команда Иван Морг и Мертвяки — это были вообще первые панки в стране, потому что они играли панк с 1978 года. И с 1984 года мы играли вдвоем на всех инструментах. Такая практика у нас была до 1992 года, когда было 2 варианта состава концертный и студийный. На концертах с нами играли ребята из Инструкции По Выживанию, но теперь вот, слава богу, мы снова собрались нормальным составом, где играют все. пятеро.
НП По видимому, вам принадлежит фраза я верю во все, потому что не вижу смысла во что-то не верить .
ЕЛ Да, я такое говорил.
НП Вы тогда искренне верили в инопланетян. Верите ли вы сейчас в то, во что не свойственно верить обывателю во второе пришествие Христа, например?
ЕЛ Не то, что верю, я предполагаю, что возможно вообще все, даже то, что невозможно. Реальность она гораздо шире, чем человек может представить вообще и помыслить.. Не сказать, что я в это верю, но я этого не отрицаю. Все, что угодно может быть. В сегодняшней реальности происходит то, что не может вроде бы происходить вообще. Я считаю, что сейчас происходит качетвенная человеческая революция в мире. Человечество принципиально переходит в новое качество. Чем все это закончится — одному Богу известно..
НП Кстати, о новом качестве. Вы верите в реинкарнацию?
ЕЛ Опять же, не отрицаю. Для каждого есть всевозможный выбор путей, верований, чего только не может быть! В силу своих личных качеств человек какого-то пути либо достоин, либо сознательно его выбирает.
НП Кем бы хотели родиться в следующей жизни?
ЕЛ Во всяком случае, не человеком. Либо деревом, либо животным. Мне с человечеством до такой степени последнее время стало не по пути, душно, скучно, единственное место, где я себя чувствую нормально — это в лесах. По возможности я хотел бы больше с человечеством дел не иметь.
НП В предсмертный момент к вам является существо в белых одеждах или же черт с рогами, не важно, и говорит Егор, подумай о самом значительном . О чем?
ЕЛ Во первых, такой ситуации не будет, потому что я в таких ситуациях был, я умирал неоднократно, и никто не являлся, и вообще, ничего такого не происходило. Но если б даже это и случилось, я не стал бы думать ни о чем значительно, а стал бы думать о вещах, которые выше, чем, я..
НП Как то:
ЕЛ Реальность, что она собой являет. Реальность она больше, интересней, чем любое представление о ней, в частности, человеческое. Я вот даже последнее время никаких статей не пишу, интервью не даю, потому что: что я путного могу сказать? Реальность такова, что ничего путного сказать нельзя. Любое суждение о ней уже изначально ограничено, а потому смертельно.
НП Ваше первая профессия художник..
ЕЛ Да у меня профессий штук 20 было. Кем я только не был, и телефонистом, и программистом, и даже мясо как-то продавал.
НП Какую книгу вы бы проиллюстрировали добровольно, из любви к искусству.
ЕЛ Никакую. Во первых, у меня слишком много любимых книг, во вторых, я считаю, что книга вообще не нуждается в иллюстрации, если только это не иллюстрации автора, который сам захотел нарисовать там картинки. Кроме того, как художник я ближе к беспредметной живописи, мне ближе всего экспрессионизм, особенно немецкий. Он не иллюстративный, это, скорее, выражение собственно МЕНЯ.
НП Фильм снять, роман написать?
ЕЛ Хотелось, но это натолкнулось на огромные финансовые тяготы. Это стало нереально. Я хотел бы снять Кортасара Игру в классики , серьезно и реально.
НП Проблемы только оттого, что денег нет?
ЕЛ Да, я б если снимал, то снимал бы очень масштабно, это потребовало бы огромных материальных затрат. Так что об этом можно только мечтать.
НП Если б кто-то денег, скажем, дал сейчас?
ЕЛ Сейчас бы я этого снимать не стал, вот тогда, когда это задумывалось да.
НП И саундтрек бы написали?
ЕЛ Нет, я б никакой музыки писать бы не стал. Там бы вообще никакой музыки бы не было. А если б и была, то та, что вот в книге у них там была джаз они слушали.
НП Человеческая жизнь есть постоянный выбор между одиночеством и пошлостью ..
К какому из этих пунктов вы пришли через 20 лет творчества?
ЕЛ Ни к чему не пришел, потому что никогда ни от чего и не зависел. Считаю, что человечество можно разделить на 2 типа люди самодостаточные, которые живут сами по себе, это, конечно, можно назвать одиночеством, но это не вынужденное одиночество, это ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕНЯ. Мне бывает ужасно душно, когда меня лишают этого состояния заставляют что-то делать, на что-то отвечать и т.д. Я по сути нечто вроде Степного волка, в буквальном смысле, не в Гессевском. как зверь живу. Что мне дали 20 лет деятельности — огромное напряжение, потому что за мной постоянно охотятся фэны какие-то, странные телефонные звонки в доме, это очень тяжело.
НП А чего конкретно они хотят?
ЕЛ Не пойму. Мне кажется, они дармоеды. Хотят жить за счет чужого творчества, за счет чужих мыслей, чужой системы
ценностей.
НП Девушки на левой груди не просили расписаться?
ЕЛ Всякое бывало. Мне кажется, всю свою сознательную жизнь я делал только то, что показывал людям, что жить нужно самостоятельно. А когда начинают играть как я, копировать мой голос, манеру, есть куча, кстати, команд, которые так играют, специально грязно играют это все глупости большие, потому что мне всегда хотелось видеть пусть немного творческих единиц, но чтоб они были ни на кого не похожи. Мы вот когда начинали делать команду ГО, мы ее делали как команду, не имеющую аналогов в мире, а стало быть, лучшую в мире, потому что она действительн аналогов не имеет.
НП Правда ли, что группа БИ 2 лет десять назад присылала свою заявку на участие в фестивале, который якобы вы организовывали в Омске, и вы их забраковали?
ЕЛ Нет, это полное говно. Не было их у меня на фестивале, но я знаю, что один такой фестиваль акустического рока — организовывал мой друг Евгений Колесов, в 1990. ТО, что они Би2 прислали в виде демо это была такая смешная блатота, к сожалению, это демо не сохранилось. У меня есть такая идея насобирать таких вот команд замороченных и на старости лет начать издавать серию как вот издают серии Антология Гаражного Панка 60-х , так и я бы назвал серию Исполины Русского Рока . Вот я бы туда их сразу включил.
НП В одном из интервью примерно пятнадцатилетней давности вы предположили возможный скорый конец деятельности и, возможно жизни Дмитрия Ревякина из группы Калинов Мост . А он вот, жив, здоров и даже на радио раскручивается.
ЕЛ Да мало ли чего я болтал. Вообще нормальные мысли можно только тому человеку излагать, с которым на фронте был, друзей хоронил общих, или просто знаком лет десять.. А так это все болтовня и мифотворчество. Мог я конечно, что-то такое и ляпнуть. А то, что он щас жив здоров, так я рад, хороший человек он.
НП Существует легенда о том, что вы якобы путешествовали по стране, чтобы найти картину неизвестного художника, когда-то понравившуюся Янке, с целью приобрести ее после смерти Дягилевой.
ЕЛ Полный миф, я, честно говоря, поражен.
НП Что дальше собираетесь делать?
ЕЛ Да и сейчас мы делаем совсем не то, что 5 лет назад. Мы, к сожалению, приехали не в полном составе, а вообще мы делаем теперь совершенно новую музыку, мой брат участвует, саксофонист, это смесь панка, авангарда и фри джаза. Мы играем одну вещь 20 раз и каждый раз по новому, вот собираемся летом новый альбом писать, скоро едем в Германию, во Францию и в Норвегию, выходит книжка скоро моя. И в принципе я хотел бы удалиться от концертной деятельности, чтоб заняться чем то таким, альбомов 6-7, может, записал бы, но постоянно не хватает времени. Писать, сидя на чемоданах, зная, что тебе через 3 месяца куда-то ехать, невозможно, надо минимум полгода, чтоб тебя никто не дергал.
НП Мечта из разряда голубых и несбыточных.
ЕЛ Оказаться где-то вне цивилизации и жить там как фермер.