источник: | http://www.km.ru/music/7656636ea9024a4fafbc60d34b4eb444 |
дата: | 2002.04.18 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/7656636ea9024a4fafbc60d34b4eb444 |
дата: | 2002.04.18 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
У этого альбома (как и у любой другой успешной работы Летова) есть минимум два глубинных слоя. Первый — для проФанов — вынесен в заглавие — дескать, упала ещё одна звезда, Летов сдулся, ангел устал. Хитрый Егор здорово поработал на подобную репутацию, надломленно спев «Город детства», уничтожив индустриальными шумами первозданную красу «На дальней станции сойду» и бессловесно исповедавшись в артемьевском «Свой среди чужих».
До второго же нужно докапываться ох как долго!! Наверное, Егор очень хорошо потрудился при подборе песен для диска, потому что любое подобие единого концептуального стержня на пластинке отсутствует напрочь. Начну с того, что песни — отнюдь не замыленные, и мне, например, изрядно пришлось полазить по Сетке, чтоб сыскать хотя бы малую толику первоисточников. Самая лобовая — «Песня красноармейца» из фильма «Кортик» — поставлена, как водится, в самое начало и призвана ублажать тех, кто до сих пор греет себя мыслью, что Летов пока не вернул в НБП свой членский билет. Собственно, поэтому же она — и только она с диска — активно светится на электрических концертах ГО. На другом полюсе — окуджавовская «Шла война», в котрой исходный патриотизм убран элегической аранжировкой и хиппистскими постанываниями. Тут уж не услышишь никаких заворожённых голосов, и рецензент «Лимонки» вряд ли вслед за «Солнцеворотом» назовёт «Звездопад» «типичным сборником национал-большевистских гимнов».
В последнее время Летов вообще не даёт интервью и крайне не любит вопросов об отношениях с НБП. Действительно, зачем напрягаться, когда есть анчаровская «Песня о циркаче», посредством которой можно сказать ВСЁ, что думаешь по этому поводу. «Вы видали когда-нибудь сабельный шрам?» — вопрос должен подействовать отрезвляюще на тех, кто слишком заигрался в войнушку и уже не удовлетворяется предложенным Лимоновым интеллектуально-политическим стёбом.
На фоне насыщенной политичности альбома крайне печально смотрятся две любовные баллады «Ветер северный» из репертуара «Поющих гитар» и «Солнце взойдёт» из «Бременских музыкантов». При всей старательности Летова, они всё же выглядят виньетками. Эксперимент удался, но не более. Всё-таки Летова слишком привыкли воспринимать как «ненавистника женщин». Может быть, этими вещами он и пытался разрушить подобную репутацию, но, увы, не очень уверенно. «Солнце взойдёт», вообще уже пели Юрий Шевчук и Алексей Ермолин — и вряд ли это у них получилось хуже. А Летов всегда эксклюзивен, но здесь, ей Богу, в мэйнстрим угодил...
Зато ох как мощно выглядят «Песня про чёрную гуашь и надежду» «Красный конь» и «Я принял решение», которые запросто мог бы написать сам Игорь Фёдорович. Поневоле забываешь, что он больше не сочиняет собственных песен — и безудержно радуешься новым удачным вещам.
... и новым выразительным средствам, кстати. Раньше Егор был чересчур прямолинеен: задумал использовать китайскую губную гармошку — получите её сполна в «Игре в бисер перед свиньями», понравилась гитарная «стена звука» — и насыщается ею весь «Солнцеворот», хочется вывести бас на передний план — следует целая обойма домашних магнитоальбомов. Теперь же появилась некая избирательность. Бэк-вокал супруги красуется только в «На всю оставшуюся жизнь», хотя вполне мог бы озвучить сакраментальное «билетов нет» в «Городе детства». Но Летов осознаёт, что в «Городе детства» он общается с самим собой, поэтому никому иному и не может доверить ролевую лирику. А провокационен он по прежнему. В «Городе детства», например, грустным голосом совершенно отчётливо произносит «Где-то есть город, тихий, как сЁн»!!
Теперь второй смысл альбома прозрачен и прост. Летов по-прежнему мешает спать сытому обывателю, считающему, что поэт, закончивший писать глубокие стихи, непременно должен уйти из жизни. Так было с Пушкиным, Лермонтовым и Блоком, так же случилось с Цоем и Майком. Своей смертью они закрепили миф о Недремлющем Творце, который живёт лишь до тех пор , пока ему есть что сказать. На Летове же споткнулись — он ЖИВЁТ и самим фактом невыносимого бытия разрушает этот безжалостный миф. Мало того, своим (??!!) «Звездопадом» он доказал, что ничего не созидая, можно высказывать свою позицию, поддерживать иллюзию творчества и даже оттачивать мастерство. Как тяжело нести этот бессловесный крест тоже сказано — в «Белом безмолвии » Высоцкого. «Но наградою за безмолвие обязательно будет день». Уж ТАМ за столь радикальное разрушение стереотипов ему точно воздастся.