источник: | |
дата: | 14–20 декабря 2001 |
издание: | Новое Дело № 56 (108), Нижний Новгород |
текст: | Татьяна Хрипкина |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 14–20 декабря 2001 |
издание: | Новое Дело № 56 (108), Нижний Новгород |
текст: | Татьяна Хрипкина |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Трагическая судьба талантливого человека всегда привлекает внимание. И получается, что некоторых людей вспоминают в первую очередь по обстоятельствам их загадочной смерти, а не по тому, как они жили и творили. И Янка Дягилева среди них. Пишут о ней всё больше весной, потому что в мае 1991 года её тело нашли в реке под Новосибирском, официальная версия — самоубийство.
К нам приходят письма с просьбой: «Напишите о Янке». Но нам бы не хотелось писать очередной слезливый некролог. Самое главное — её песни. Сейчас найти записи Янки Дягилевой не составит особого труда.
«Коммерчески успешно принародно подыхать,
О камни разбивать фотогеничное лицо,
Просить по-человечески, заглядывать в глаза
Добрым прохожим».
(«Продано», 1989)
«Если мы успеем, мы продолжим путь
Ползком по шпалам,
Ты увидишь небо,
Я увижу землю на твоих подошвах».
(«По Трамвайным рельсам», 1988)
Глава о её творчестве появилась даже в новой «Энциклопедии для детей», в томе о русской литературе ХХ века. И все же мы хотим выполнить ваши пожелания. Совсем недавно вышла уникальная книга «Янка», сделанная питерцами: рок-журналисткой Екатериной Борисовой (FUZZ) и музыкантом Яковом Соколовым.
Это не традиционная биография. Книга состоит из пяти частей: неопубликованные стихи, прижизненные публикации из официальной прессы и самиздата, посмертные публикации, воспоминания людей, знавших Янку, и иллюстрированная полная дискография. Множество фотографий: детские, тусовочные, концертные, редкие и не очень. Множество субъективных взглядов помогают приблизить объективную картину.
Мы решили напечатать несколько цитат из книги. Может быть, это позволит лучше понять Янку и её творчество.
«Я согласен с рыцарями Янки, что о ней надо писать особо и осторожно. Как о ранимом подснежнике. И все же эта Джоплин сибирского пост-панка одних пригвоздила к месту, других сорвала с него. Тянуло к самой колонке, впитать всё до капли, чтобы потом, в автобусе на Москву вспомнить, о чём песня: леший, девушка, бегство, смятение, горечь, победа? Нет, не то. «Я не люблю интервью, не наговариваю и не публикую стихи, только пою их», — скажет Янка потом. Подснежнику едино, кто его раздавит, белка или медведь. Янкин имидж, Янкин говорок («Эй, чо у меня монитором такоя?»), расшитая лямка поверх дождя волос — это уже и не музыка, а что-то от нашего несостоявшегося «я».
«Red Rose», 1990.
«Но как-то так получалось, что не выходило у неё это вот женское счастье. Хотя Янка детей очень любила. Когда ей было лет одиннадцать, всё в детский садик играла. Может быть, слишком уж много она провела в этой мужской компании. У неё, кстати, была бабушка, и Янка у неё переняла это: „Я пошёл, я сделал“. Наверное, это наложило какой-то отпечаток. Ещё и бытовое неустройство.
В конце 90-го начались какие-то раздраи — я не знаю всех тонкостей. Есть ли такое выражение „творческий тупик“? Может быть, всё шло у неё от этого или надо было избирать какую-то другую форму подачи себя. Плюс эта вселенская любовь ко всем, „как бы сделать, чтоб всем было хорошо“ — это её стандартная фраза. Она всегда любила кошечек, собачек, всё это тащила в дом...».
Станислав Иванович Дягилев, отец
«До встречи с Башлачёвым она писала всякие глупости — единственное, что известного осталось — „Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же мне х...во“ („Печаль Моя Светла“) — это её хит 85-го года. А „Нюркина Песня“ просто очень возникла: она приехала ко мне. А я, как нормальный человек, с нормальной женской судьбой, как всегда, страдающая от непонятной любви, начала ей жаловаться на то, что все не так и не эдак. Она бедная, ходила-ходила, ей так хотелось мне помочь, — она взяла и песню написала».
Анна «Нюрыч» Волкова, подруга
«Все думают, что это был такой серьёзный человек, трагический, что она с собой покончила. А она и не собиралась, она вообще собиралась альбом писать. Это был веселейший человек, веселее всех нас вместе взятых. Понимаете?»
Егор Летов
Яна Станиславовна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске. Её мама Галина Дементьевна умерла в 1986 году, Яна с отцом Станиславом Ивановичем тяжело переживали.
Первым человеком, повлиявшим на Янку, был рок-бард Александр Башлачёв, с которым она познакомилась осенью 1985-го или в 1986 году. Вторым человеком, повлиявшим на Янку, был Егор Летов, они познакомились в 1987 году и вскоре стали друзьями, «соратниками» в панк-экстремистской борьбе ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, какое-то время жили вместе. Янка выступала на фестивалях и концертах в одной связке с Егором Летовым, пыталась играть на басу в ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Её собственный проект назывался ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ.
Янка записала шесть альбомов: «Не Положено» (1987), «Деклассированным Элементам» (1988), «Домой» (1989), «Ангедония» (1989), и акустические «Домой/Продано» (1989), «Стыд И Срам» (1991). Сейчас почти все они реставрированы и изданы, плюс изданы концертные записи и даже видео.
После выступлений с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ на концертах памяти Александра Башлачёва в феврале 1990 года в Москве и Питере Янка вернулась домой. У неё прогрессировала депрессия.
Она пропала 9 мая 1991 года. Ушла вечером с дачи в пригороде Новосибирска. Яну нашли 17 мая в реке Иня и похоронили на городском кладбище рядом со сводным братом, погибшем за три недели до неё.
Книга «Придёт Вода», вышедшая два года назад, является первым неполным изданием материалов, вошедших в книгу «Янка».
Материал подготовила Татьяна Хрипкина