источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/25lmdg/25lmdg.html |
дата: | 2001.10.16 |
издание: | Ленин № 31: Легкая музыка для немного оглохших № 25 |
текст: | Миша Вербицкий |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/25lmdg/25lmdg.html |
дата: | 2001.10.16 |
издание: | Ленин № 31: Легкая музыка для немного оглохших № 25 |
текст: | Миша Вербицкий |
фото: | |
см. также: |
О продолжающемся молчании Летова ходит немало домыслов и сплетен; любители бытовых подробностей приглашаются в журнал Прогулки Раненых, бытовым подробностям посвященный.
Но и без бытовых подробностей, все понятно: молчание Гражданской Обороны является обязательной функцией избранного ей приема. Летов, последовательностью от раза к разу улучшающихся альбомов, загнал себя в угол. Панк был явлением и тематически и музыкально достаточно ограниченным; Гражданская Оборона в конце 1980-х выпускавшая по 10-20 альбомов в год — этой ограниченностью пользовалась блестяще. Подобно кускам головоломки, альбомы и концерты легли в основу единого дискурсивного поля, имя которому было — Егор Летов. В 1990-е, единственной реакцией почтенной публики на блестящие альбомы Красных Звезд и Адаптации была одна — «Егор Летов». И сие вполне адекватно, ибо русский панк а ля 1980-е Летовым был, окончательно и бесповоротно, исчерпан.
Году в 1990-м, после гениального «Прыг-Скока», «Хроники Пикирующего бомбардировщика» и «Инструкции по Выживанию», Летов заявил, что более записываться не будет, ибо лучше «Прыг-Скока» все равно ничего не сделает — выше головы не прыгнуть; летовские альбомы 1990-х именно этим и стали: прыжком выше головы. Мрачному умиранию «Прыг-Скока» Летов противопоставил прогрессив и психоделию «Ста Лет Одиночества», которые были лучше, и (де-факто, двойной альбом) «Солнцеворот» и «Невыносимая Легкость Бытия» — которые были еще лучше.
При недостижимом музыкальном качестве поздних альбомов Летова и Гражданской Обороны, Летов не развивает в этих альбомах нового дискурса — он оперирует теми же хорошими, старыми и проверенными темами (самоубийство, спасение, раздражение, солнечная ненависть, солнечная любовь, политика, смерть) и все теми же хорошими, старыми и проверенными образами; чуть ли не 1987-го года песня Самоотвод на одном из этих альбомов — чувствует себя на месте и дома. Отсутствие принципиально нового материала приводит к перфекционизму в отношении старого, и пространство для маневра катастрофически сужается. Чем реже выходят новые альбомы, тем больше ожиданий вкладывается в каждый из выходящих; и тем труднее оказывается его записать и выпустить.
...И бессмысленность существования
Точно так же терзает сознание
Жизнь проходит в тоске по Родине
И в бессмысленном накоплении...
Рыбьяков, вероятно, не имел в виду летовского печального молчания; но диагноз поставлен точнее некуда. Накопленное не служит ничему, не приближает ни к чему, и только — сужает пространство полета. Чтобы Егору Летову выпустить новый альбом Гражданской Обороны, не хуже предыдущих, потребуется прямое вмешательство божественного провидения либо что-то не менее экстраординарное.
Тем интереснее те обрывки материала, которые таки выходят из летовской кухни. Последним были (года три назад) несколько новых трэков на четырехтомной антологии «Коммунизма»; и вот сейчас выпущен целый диск «Психоделия Tomorrow», приписываемый Опизденевшим.
Опизденевшие — это достаточно логичное название для того же состава музыкантов (Летов, Кузя УО, Александр Рожков), который, под именем «Егор и Опизденевшие», записал «Невыносимую Легкость Бытия». Роль Егора в «Психоделии Tomorrow» минимальная — даже тексты и вокал принадлежат Рожкову; в этом смысле, коллектив «Опизденевшие» оказывается не ближе «Гражданской Обороне», чем ранний Коммунизм (под именем которого какие-то из композиций Опизденевших однако выходили). Действительно, «Опизденевшие» — наиболее естественное (хоть и не бесконечно удачное) развитие идей «Коммунизма».
Рассказывается, что Летов хвастался кому-то, дескать вот в Москве встретил лохов из «Ур-Реалиста» и подсунул им такую дохлую крысу, что самого стошнило; а они не поморщились дескать и выпустили. Доля правды в этой истории возможно есть, «Психоделия Tomorrow» продукт действительно не самый характерный даже и для летовского Коммунизма, который знающие люди записывают в ярчайший образчик русского индустриала. «Психоделия Tomorrow» — 70 минут шаманских декламаций, шепотов и абстрактного амбиентного звуколандшафта, из которого разве что на 2-3 трэках кристаллизуется нечто ритмичное или мелодичное. При этом, и к индустриалу как мы его знаем оно имеет отношение отдаленнейшее — блуждающая флейта Рожкова и орган Рябинова четко отсылают слушателя к бесформенным джемам поздне-хипповской эпохи; а в тех редких местах, где прорывается гармония и ритм, это гармония и ритм — отчетливо джазовые (за вычетом непоименнованой композиции за номером 15, скорее напоминающей инструментальную обработку какого-то из трэков «Ста Лет одиночества» либо «Невыносимой Легкости Бытия»).
В целом, название «Психоделия» — выбор донельзя удачный; ибо оно с первого прослушивания наводит на мысль об англо-американских пост-джазовых психоделических электронных хипповских экспериментах начала 1970-х в духе групп Smegma и AMM; и фанатам этих самых групп (а также Егора Летова, Юрия Морозова, адмирала Нельсона и других исторических фигур) рекомендуется сердечно.
ОПИЗДЕНЕВШИЕ
ПСИХОДЕЛИЯ TOMORROW
Ур-Реалист
URCD 010
1. | И улетел | 2:27 |
2. | 2:16 | |
3. | (часть 1) | 3:27 |
4. | Ждать | 4:28 |
5. | 1:42 | |
6. | С понедельника на пятницу я рассчитывали быть, а со вторника суббота подошла к концу опять |
4:30 |
7. | 4:03 | |
8. | Кто будет со мною тама? | 3:39 |
9. | 5:06 | |
10. | 5:26 | |
11. | 3 (часть 2) | 4:07 |
12. | 3:39 | |
13. | Зачем снятся сны | 2:40 |
14. | Шла война | 4:17 |
15. | 15:37 | |
16. | Психоделия tomorrow | 3:35 |
total time: 71:02
Все тексты: А. Рожков
Придумано и записано в ГрОб-студии Александром Рожковым,
Константином Рябиновым и Егором Летовым в июле 1993
кроме 10, 13 и 15 записаны в разное время во время
работы над альбомом «Сто лет одиночества» Егором
Летовым и Константином Рябиновым
«Шла Война» записана в 1999г. Е. Летовым, К. Рябиновым
и Е. Пьяновым.
Продюсер: Егор Летов и Константин Рябинов
Сведено и впервые составлено в данном виде 10-11.12.2000
в ГрОб-студии Егором Летовым
Ассистировали: Наталья Чумакова и Александр Чесноков
Александр Рожков: голос, флейта, перкуссия, гитара (1,2,12,16)
Константин Рябинов: электроорган, басс, голос (3), гитары, эффекты.
перкуссия
Егор Летов: ударные, голос (3), гитары, эффекты
В «Шла война»: Евгений Пьянов: гитарный перебор
В 15: Игорь Жевтун: гитара
(c) 2000, ГрОб Records