источник: | http://www.litrossia.ru/archive/40/culture/943.php |
дата: | 2001.05.18 |
издание: | Литературная Россия № 20 (1996) |
текст: | Николай Ивеншев |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.litrossia.ru/archive/40/culture/943.php |
дата: | 2001.05.18 |
издание: | Литературная Россия № 20 (1996) |
текст: | Николай Ивеншев |
см. также: | Изображения |
ПО ВОЛЕ РОКА
Не послушались мы прозорливого русского писателя К.С. Аксакова, плохо читали его сказку «Аленький цветочек». Если уж куда-то уезжать за границу, то везти оттуда надо только быстро вянущий пустячок, а не «Троянского коня».
А что сотворили? Как только железный занавес подлетел, так живо в стокгольмы и стамбулы, а оттуда — за маленькие доллары джинсы да магнитофон-двухкассетник, эту электробалалайку да крашеные индиго портки.
Теперь ходим в джинсовых брюках, в турецко-китайско-эмиратской коже, но счастливы ли?
Импортные магнитофоны орут изо всех подворотен: «Срубили вишню в саду у дяди Вани». И «три сестры» на панели не только в Москве, но и в Урюпинске.
Эка невидаль — вишня. Срубили. А теперь возле каждого пенька — по медицинскому шприцу. Иду на работу, давя ботинками эти пластмассовые приметы нашего времени. Ну не «скорая» же на пустыре работала. Ещё десять лет назад сельские парни по утрам шприцевали комбайны и трактора солидолом. Сейчас ночью втыкают в свои вены дурной керосин.
Да что вы, строгая Марь Пална, толкуете шестикласснику Пете про Машу Троекурову и Дубровского, смех один — сношались письменно, через дупло. Хихикает стервец. Понимает по-своему, что значит «сношались». Взрослые информационные дяди разъяснили, что строить узкоколейку, как коммуняка П.Корчагин, старомодно и стыдно, а вот детально изучать «Кама-Сутру» престижно. Но это тема другого разговора. Мы сейчас о музыке.
А музыка у нас, как колготки на рынке в Лужниках, самая разная. Есть телевизионная. Тут субтильные «Иванушки» машут ладошками, как малохольные лебеди. Один взмахнул и в суицидном памороке слетел с высокого этажа. За ним — целая цепь «модных» уже девичьих самоубийств. А вот наша всенародная Алла Пугачёва со своим любимцем, демонически стриженым Филиппом Киркоровым потчуют «Рождественскими вечерами». А что завёрнуто в этот фантик? Не отнять таланта у Аллы Борисовны, медовым голосом причмокивает: «За таблеточку... малолеточку». Так талантливо поёт, что многим малолеточкам, я стопроцентно уверен, захочется такого наркотического цитрамона.
У другой части молодёжи «Иванушки» и Пугачёва вызывают стойкую аллергию. Они — скептики. Они — Базаровы. Они в конфликте с батюшкой и матушкой. Они читают Пелевина с завихренной Пустотой. Вот в г.Краснодаре только что прошёл спектакль по роману В.Пелевина «Чапаев и Пустота». Платили за билетик 300 — 500 рэ. Вышли из театра — стыдно признаться, что за нос водили, бормочут: «Что-то такое-эдакое есть, замутили, вам не понять».
И всё же книги — не главная суть молодёжной жизни. Главная — рок-музыка. В ней целиком увязли калоши юных, обдумывающих житьё. «С кого начинать жизнь?» А вот с кого — с группы «Нирвана» да с лидера её Курта Кобейна. О нём ведь даже журнал «Крестьянка» с пиитетом соболезнует. Мол, рано скончался то ли от передозировки наркотиков, то ли от несчастной любви, то ли покончил с собой.
Душу саднит. Больно писать об этом. Я был знаком с красивым, высоким, умным, вежливым парнем, увлечённым «Нирваной». Кумир — Кобейн. Вкрадчивый шёлковым ужом вползающий голос.
Как только жизнь этого студента-гуманитария стала некомфортной: проблема со сдачей экзаменов, так он тут же и сотворил с собой, повесился на брючном ремне в умывальнике общежития. Он нацарапал на столе перед смертью строчку из «творчества» К.Кобейна. И приписал: «Ненавижу себя!».
Саднит душу. Не могу представить себе его одинокую мать, с мёртвыми глазами носящуюся по этажам казарменного типа общаги. А виноваты ли они, эти длинноногие юные существа, читающие Ф.Ницше о смерти всех Богов, кроме бога собственного «Я»? Да, конечно. Но в большей части виноваты взрослые, зрелые умы. Мы, я имею в виду российское общество, предали своих детей. Отвернулись от них. Поглядите-ка, какие довольные сытые лица у наших политиков. Просто за сытость их надо в книгу Гиннеса занести.
А ведь эти пышущие животным здоровьем чиновники не приняли ни одного закона, запрещающего разврат. Не закрыли газетные киоски, сующие нам под нос ягодицы всех мастей со всех волостей, не цикнули на независимые телекомпании, крутящие в семь вечера порноролики гешефта для. И вот дожили до видеокорпорации «Голубая орхидея», торгующей сюжетами садо-мазохистского толка, видеообразчиками педофилии и скотоложества. Малюсенького закончика нет, и не предвидится. Зато каждый день вся страна с кукольными телеведущими во главе вздыхает о горе-горьком Гусинского, переживает за больного гипертонией Бородина. Госчиновники беспокоятся: «Не хочет молодёжь служить в армии». А молодёжь не вся дебильная, не желает в Таджикистане защищать канарскую дачу телемагната.
Вот и идут с горя, с растерянности, со скуки смертной, от нищеты, по разным причинам идут за понюшкой кокаина, за затяжкой марихуаны. Ложатся, как писал поэт-нигилист В.Высоцкий «на дно колодца».
Высоцкий теперь не кумир, устарел. Кумирша — проститутка, привезшая из соседней Турции три тысячи баксов. Ну, покувыркалась она с пронафталининными сморчками, зато теперь как прикинута!
Мы привезли из-за бугра молодёжи нашей, нашим кровинушкам джинсы, кроссовки, двухкассетник. А вместе со всем этим, как джинсовую вошь, киллерскую мораль: «Только башли тверды в этом мире, а сердце — хлипкий тряпичный мешочек. Какая в нём душа!»
И кажется кругом одни Свидригайловы-развратители.
Включаю радио России. Песня «Я маленькая лошадка. Мне в этой жизни несладко». Сожалеешь: «Эко нагрузили бедолагу» Романтический придых, лирика: «Я везу кокаин». Над гимном России полгода бились, а гимн наркокурьеров придумали смаху. Следом за песней — разговор с психологом: «Вы знаете, анаша — это почти что не наркотик. В Голландии на каждом углу продают. Анаша стрессы снимает». Прямо не дурь, а «Баунти», только лучше. И ни слова о том, что анаша-марихуана размягчает мозги, тупит память.
Зато, когда прикажут, объявим месячник, будем массово с воодушевлением воевать с наркоманией. Ф-у-у-у! Да её почти и нет, не зарегистрировано. Хмм, это только за чубайсовскими ваучерами толпами регистрировались, а российская молодёжь едет в Крым, в «Казантип». Тут она вся, золотая, серебряная, медная, в шахтах недостроенной отцами атомной электростанции вкалывает в вены героин, а на экстатических танцах глотает якобы невинные наркотаблетки «Экстази». Это долгожданная рок-культура. Не моги против неё ничегошеньки шепнуть даже. Тут опять гешефтом, наживой пахнет. Ретрограды, тупицы, что вы тут суётесь со своей чистой любовью. «Агата Кристи», «Текила-джаз», «Камикадзе», старушка Алла — все поют осанну наркотику. И так мощно! Вон оно куда электричество уходит, на озвучку ЛСД, героина, опия, «Экстази», кокаина. На музыкальный террор!
Казуистично: самая крутая рок-группа «Гражданская оборона» «работает» под прикрытием коммунистической идеи. Я не скажу, что Зюганов благословляет лидера группы Егора Летова (провокация, естестественно) и всё же, всё же тексты песен гражданской обороны красны: «Вихри враждебные веют над нами. Мы пожираем гордое мясо беззвучных времён». И дальше — эпатажно уже вразрез с коммунизмом: «Стыдно быть хорошим! Человек человеку волк».
Я прослушал две кассеты и, ей же ей, чуть не задохнулся, в полном физическом смысле слова. Мне стало не хватать воздуха. От «каши кровавой медовой сласти», от «щедро наточен народный топор», от «Общество „Память“, святой наш отец, нас поведёт раздирать и колоть».
А альбомчик-то называется «Поле русского эксперимента». «Гражданская оборона» итожит: «У тех, кто много замечает, мы выкалываем зенки. Пылающей тропой мы идём к коммунизму». После этих ужасов — рок-реклама: «Я сяду на колёса (таблетки), ты сядешь на иглу».
Спасибочки! Отдельная тема у музыкального террориста Егора Летова всевозможная мерзость. Вспоминается ведьма-колдунья из «Макбета» В.Шекспира. Дерьмо, сопли, слюни, гной. «Вечность пахнет нефтью». Поэтому, зачем двигаться к помойной яме, надо вот что сделать: «Скрути верёвочку между пальцев», «Земля смердит от самых звёзд». А ещё «Накрой подушкой лицо соседа, заткни ей тело сырой собакой», «Набив до отказа собой всю могилу. Это значит наследовать землю». Бррр! Вот именно. Недаром ведь этот рок-коллектив называется сокращенно «ГрОб» — «Гражданская Оборона».
Не на этом ли навозе, не на этом ли дусте махрово в станицах и столицах распустился суицид? Самоубийства юных — в школах, в вузах, в благополучных домах и в хилых халупах. Так где же наши убелённые сединами чудаковатые с виду правозащитники Ковалёвы, где психиатры, когда-то резво ловившие инокомыслящих? Ведь тут — явная клиника... или большие бабки.
Подстрекатели, растлители жуют бутерброды с икрой, в каком-нибудь московском или питерском казино, а не в чеченских горах.
— И в нашем районе, в станице Полтавской, растёт количество самоубийств. Молодые какие-то потерянные, — горячо утверждает опытный психиатр, депутат Иван Петрович Конов, — шизоидные состояния, депрессия, паронаидально-суицидальный синдром — сплошь и рядом. Как не быть тому. Дремучее бескультурье, информационная подкачка порно-продукцией, агрессивной по тону и дьявольской, бесчеловечной по смыслу музыкой. С одной стороны кролики — с другой удавы. Массовое озверение! Ситуацию, как катастрофическую, комментирует работник прокуратуры Людмила Валентиновна Давыдова: «Но у нас запрещена пропаганда насилия и над другими, и над собой. За это тяжёлая статья в кодексе». Оказывается, что и законы-то можно использовать. Нет воли. Ведь кассеты, диски эти тихохонько расползаются по всей стране. Их не самолёты НАТО кидают, за кассетами — наркомания, следом — СПИД. Рейтинги рок-групп публикуют все молодёжные газеты, журналы. Музыкальная пропаганда наркоты, убийства, самоубийства смывает всё: Тургенева, Неточку Незванову — всё тёплое, родное, своё. Педофильскую «Дикую орхидею» хоть как-то разогнали, а вот этих работников гитар «в форме топора» не трогают. Они, как хамелеоны перекрашиваются, выступают под комсомольским лозунгом «Рок против наркотиков». Заявление весьма странное. Всё равно что «проститутка против половых сношений». Вот он, духовный Чернобыль, на развалинах другой АЭС, в Крыму. А теперь уже по всей Украине, по всей России. Апоплексический «Казантип».
Говорят, в Краснодаре появилось общество, нечто вроде «Клуба самоубийц». У них правило: «Мы в ответе за тех, кто нас покинул. Покойники ждут не дождутся нас на том свете». Миф? Правда? Склонен считать — последнее.
«Орденоносный Господь Победоносного мира», — издевается над Православием Егор Летов и иже с ним, все «Текилы» и «Камикадзе», все «Агаты».
Наш нетерпимый к дьяволиаде станичный священник почти приказал мне эти кассеты сжечь. Каюсь — я ослушался. Простите, отец Симеон, я этим музыкальным консервам нашёл более достойное применение. Я отнёс кассетные «бомбы» за угол и утопил в вонючем сортире. Ведь «Гражданская оборона» так жаждала этого г... пусть им и захлебнётся.
Много чего вспомнил я, когда шёл топить эту моральную, вернее, аморальную гниль. Я вспомнил и замечательные стихи чеха Людвига Ашкенази: «Если бы улицы могли говорить, то они бы задохнулись в женском крике». Да — истошно вопят сердца матерей и отцов. Потерянное поколение, потерянные сыновья и дочки ушли навсегда: в наркозависимость, в психосиндромы, в СПИД. В нашем маленьком Красноармейском районе уже 50 ВИЧ-инфицированных. Приблизительная цифра. Эти случаи только известны главному врачу Николаю Павловичу Смоликову. Больных, естественно, гораздо больше.
— Лоботомия! — и по сию пору орёт на кассетах и лазерных дисках лидер «ГрОба». Лоботомия — эти хирургическое вырезание нервных волокон в мозгу. Вырезают эти рок-хирурги счастливые улыбки детей, бабочек на лугу, первую влюблённость. Оставляют — агрессивно зовущее, смердяковское «Скрути верёвочку между пальцев. Накрой подушкой лицо соседа»...
ст. ПОЛТАВСКАЯ,
Краснодарский край