источник: | http://www.no-press.ru/article.php3?id=21 |
дата: | 2000 |
издание: | Новый Отсчёт № 2 «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Афанасий Бочкарев |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.no-press.ru/article.php3?id=21 |
дата: | 2000 |
издание: | Новый Отсчёт № 2 «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Афанасий Бочкарев |
фото: | |
см. также: |
Корреспонденту «NO» удалось застать знаменитого поэта-революционера во время его краткого пребывания в первопрестольной — г-н Летов возвращался на историческую родину в Омск из поездки по Соединенным Штатам. Трудно было поверить, что этот человек небольшого роста, спутанными волосами, слегка уставший и измученный дорогой, и есть тот самый Егор Летов, выступавший идеологом панк-рока и музыки андерграунда еще с начала 80-х годов. Да-да, это он пел с полузатертой кассеты под ужасный звук ужасной гитары с ужасной примочкой песню, которую выучило наизусть больше половины молодежи по всей стране: «А на границе ключ переломлен пополам!» (Am\F\C\E). Теперь Егор выступает довольно редко, его имя публика уже успела слегка подзабыть. Но — все идет по плану...
— Егор, большинство альбомов «Гражданской обороны» вы записали сольно. Можно ли вообще говорить о существовании рок-группы «Г.О» или это лишь ваш самый долговременный сольный проект?
— Коллектива как такового у нас вообще никогда не было. Группу я набирал на определенные концерты. На студии же я вообще ни в ком не нуждаюсь. Были, правда, Рябинов и Жевтун, но где они помогали? Только на «Русском поле эксперимента». А играл я более чем в 50 подпольных и полуподпольных группах. Допустим, проект «Егор и опизденевшие» можно легко назвать той же самой «Гражданской обороной». Сейчас, выступая один, я тоже должен как-то по-другому называться.
Если говорить о самом процессе записывания сочиненных мной песен, то я могу сказать, что всегда оставался один на один со стихотворениями и мелодией. К сожалению. Если же участвовали сессионные музыканты, я просто кому-то говорил, что играть и все. Хотя мне очень не хватает идей со стороны. Мне это не очень нравится. Потому что, когда работаешь один, так или иначе приходится в собственном соку варится. Как будто играешь в комнате, полной зеркал. Сплошные собственные отражения получаются. А творчество должно быть многополярным (определение Е. Летова — прим. ред.), чтобы можно было отталкиваться от разных идей.
— В 1987 году вас буквально травили. Повлияло ли это каким-либо образом на творческую жизнь «Г.О.»?
— В один прекрасный момент начались гонения, и мне пришлось пуститься в бегство. Был объявлен всесоюзный розыск. Я находился больше года на нелегальном положении. Тогда я и в Питере и в Киеве был... Где я только не был! Всю страну объездил. Находясь в том же нелегальном положении, я записал «Все идет по плану», «Так закалялась сталь» и «Боевой стимул». Все три альбома я «сделал» за неделю. Очень быстро работал, потому что боялся, что соседи выдадут. У меня большие неприятности были обычно с записями барабанов — весь дом слышит, что играет какой-то ансамбль.
— Сейчас в состав группы «Гражданская оборона» вошел ваш старший брат — знаменитый джазовый саксофонист Сергей Летов. Изменится ли от этого музыка «Г.О.»? И как так получилось, что Сергей от музыки совершенно противоположной направленности пришел к панк-року?
— Он еще во времена СССР понимал происходящее в стране, но просто занимался другими вещами. Сейчас у нас с ним дорожки пересеклись. Мы, в принципе, оба авангардисты. Только я с позиции ультра-примитивизма и шумовой музыки к этому подошел, а он с другой стороны. Проект будет не то чтобы панковским... скорее, полуавангардным. Бас-кларнет в «Гражданской обороне»? Почему бы и нет? Мне всегда нравилась авангардная музыка! И то, что я делал в группе «Коммунизм», — это тоже авангард!
— И вы собираетесь с ним что-то записывать?
— Целых три альбома. Материал на три альбома есть точно. Просто как-то все не хотелось писать, точнее, выпускать. Сложности заключаются в том, что брат в Москве находится, а я обычно работаю дома, в Омске. Серега работает в театре на Таганке и в отношении свободного времени связан по рукам и ногам. Но он мои идеи полностью разделяет, причем политические — очень сильно. Что это будет за альбомы? Я человек суеверный и пока не сделаю запись, боюсь о ней говорить
— «Новому Отсчету» стало известно, что вас постигло разочарование в радикальных левых партиях. Это связано с переменой ваших политических взглядов?
— Взгляды у меня, в общем-то, те же остались... Я просто считаю, что политикой сейчас заниматься бессмысленно, потому что все произошло и происходит, как должно происходить. Наши пришли к власти. То есть сейчас у власти радикалы, которые преследуют национальные интересы. Пока то, что делает Путин, — правильно. Путин — националист, это очевидно. То есть национал-государственник. Я не могу ни в чем его упрекнуть. Зюганов представляет из себя то же самое. Просто сейчас поделены все роли. Один будет называться так, другой сяк. Программы-то у всех одинаковые.
— А статьи в газеты вы уже не пишете?
— Это стало бессмысленным занятием. Делать дело надо, когда оно будет иметь хоть какой-то резонанс. Тогда это имеет какое-то продолжение. Но само занятие — это обыкновенная болтология. Зачем этим заниматься? Зачем какие-то гневные статьи писать, зачем это надо?
— Тур в честь 15-летия группы «Гражданская оборона» был сорван. Известно то, что организовывался он с помощью движения Виктора Анпилова «Сталинский блок — за СССР».
— Просто Анпилов в один прекрасный момент решил нас использовать и испугался, потому что в Москве был скандал, когда фанаты «Г.О.» устроили погром в одном из концертных залов. Даже не он испугался, а его окружение. Начали говорить, что якобы это печально скажется на голосовании, что партия устраивает скандалы, что это все под их эгидой. Там же ведь старики в основном. Причем такие темные, безумного свойства (определение Е. Летова — прим. ред.). После этого выступления у нас должен был быть концерт в Пензе. Мы уже туда приехали, настраивали аппаратуру, когда партийцы позвонили и приказали все отменить. Таким образом тур был сорван. По всем городам был дан строгий запрет на все концерты. То есть это такая глобальная подстава была. Ну как теперь к Анпилову относиться? Человек показал себя во всей красе. Ощущение возникло, что это умелый провокатор. Устраивает массовые потасовки, безобразные выходки какие-то и в последний момент смывается. Бросает всех своих ребят и оказывается как бы ни при чем.
— А ваше движение — «Русский прорыв» — сейчас тоже потерял актуальность и распался?
— «Русский прорыв» сейчас существует. Все сработало, как должно было быть. Зачем бы тогда на концерт приходили коммунисты, и в Америке полный зал был, красными флагами все махали.
— Судя по всему, единственный политик, в ком вы не разочаровались, — Эдуард Лимонов.
— К Лимонову у меня хорошее отношение. Несмотря на то, что я не согласен со всем, что он там делает. Особенно в методах. Он действует, как художник, а не как политик. Зато ему тоже наша музыка по-настоящему нравится. Он даже какие-то песни сочинил, хотел с нами записать. Такой панк-рок, спетый голосом Вэтти из Exploited.
— Правда ли то, что на ваш литературный стиль повлияло творчество поэта-эмигранта Александра Введенского?
— Введенского я впервые прочитал году в 1993-м, наверное. Из Германии пришел двухтомник. А до этого только, может, читал парочку стихотворений, но это не влияло на мое творческое развитие. Стихи я начал писать в 1980-м году. У меня есть принцип в поэзии и в музыке. Принцип оттолкновения (определение Е. Летова — прим. ред.). Чтобы это было ни на что не похоже. Какой смысл делать то, что имеет какие-то аналоги? Поэтому каждый раз получается некий авангард... Если что-то создано — это уже бессмысленно, это можно обыгрывать, как веяния постмодернизма, иначе — это действительно бессмысленно.
— Летом прошлого года вы впервые выехали за пределы территории бывшего СССР на гастроли в США. Как вам держава — оплот капитализма?
— Там все, как в СССР. С одной стороны — хорошо, с другой стороны — плохо. Мы туда приехали и были поражены двумя вещами. Во-первых, очень много русских, русская речь везде слышна. Как в Питере, только еще более спокойно и свободно. Никакой опасности, никакой агрессии, ходишь, везде лес, на конях люди ездят. Товары такие же, как у нас, то есть везде все китайское, корейское. Гитары такие же... Как будто я вообще никуда и не уезжал. Там очень мощная государственная тоталитарная машина, только строй очень резиновый — то есть типа резиновой камеры такой. Ты находишься в этой камере, только об нее нельзя голову разбить. Антиамериканский настрой так и остался, в принципе, ничего не изменилось. Я просто посмотрел, как люди иначе живут. Если там жить обывателю, то это коммунизм, это очень хорошо. С другой стороны, художнику там делать нечего. Я в Швеции, в Дании не был — там, наверное, еще лучше. В Германию поедем — увидим.
— А почему «Гражданская оборона» куда-то выехала только на 15 год своего существования?
— В 90-м нас приглашали в Америку, Германию. До этого я не ездил, потому что смысла в этих вояжах не видел. Играть в маленьких клубах для людей, которые не понимают ни языка, ни культуры? Сейчас мы известны среди эмигрантов, а в то время кто бы пришел? Сомневаюсь, что эмигранты. Пришли бы просто панки какие-нибудь. В данный момент нас даже в Бразилию приглашают. Потому что наши песни постоянно входят в различные всемирные панк-сборники.
— Обо всех странах поговорили, кроме России. Скучаете ли вы по ней в ваших гастрольных поездках?
— Это уже не та страна, в которой я родился, это в определенном смысле даже не Родина. Эта страна стала действительно другой! Она полностью поменяла менталитет, дух народа другой, люди живут по другим законам. Изменилось абсолютно все. Природа? Да наши природные ресурсы, думаю, закончатся лет через пятьдесят. А то, что сейчас происходит, — это такой дикий варварский капитализм. Через какое-то время мы будем сырьевым придатком Запада, не больше. Ежели конечно революции не произойдет... Я сомневаюсь в этом. Война уже проиграна.
Афанасий Бочкарев