источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/23lmdg/23lmdg.html |
дата: | 2000.12.20 |
издание: | Ленин № 30: Легкая музыка для немного оглохших № 23 |
текст: | Миша Вербицкий |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/23lmdg/23lmdg.html |
дата: | 2000.12.20 |
издание: | Ленин № 30: Легкая музыка для немного оглохших № 23 |
текст: | Миша Вербицкий |
фото: | |
см. также: |
Гражданская Оборона концертная существует в последнее время как-то по инерции. По инерции приходят фанаты, плюют на сцену, срут в проходах, бьют друг другу морды и кидают бутылки в музыкантов; по инерции Летов и компания поют и играют, много лет одно и то же. Если кому-то хватило усердия прочесть про аутентичность в начале сего, то может понять, о чем речь. Летов дает своим слушателям кусок аутентичного бытия; а чем непригляднее зрелище, тем адекватнее оно задачам и результату. То есть довольно глупо жаловаться на то, что концерты повторяются, как и на то, что музыканты, Игорь Федорович в первую очередь, иногда не вяжут лыка. А что вы, собственно, хотели? Песни ГО все на компактах, да? Купите и слушайте.
На концерт мы ходили не за этим.
Если все будет идти как положено, оно будет ненастоящее.
12 ноября 2000 года в Москве выступала Гражданская Оборона. Последние гастроли ГО происходили год назад перед думскими выборами, а организовывали их ампиловцы, которые позорно эти гастроли сорвали (даже в Москве отменили концерт). Также группе не дали денег, не вписали их и кушать даже им пришлось за свой счет. Понятно, что после этих малорадостных событий, группа категорически закаялась иметь с этими гадами дело. Но не тут-то было.
Этот концерт организовали те же самые ампиловцы.
А что делать.
Никаких почти афиш, ни даже рекламы в «Досуге» и прочих мусорных изданиях не было, но тем не менее подвалила дикая толпа полупьяного люда (встречались майки с Аквариумом и Пургеном, хотя в основном граждане были фанаты ГО с Летовым Манагером и Кузьмой на груди). Происходило это в кинотеатре Марс, что за 15 минут езды на троллейбусе от Алтуфьевской (в ужасной жопе, то есть). Минут через 20 после объявленного начала концерта я туда приехал, Перед кинотеатром была толпа ужасная. На концерт я попал без проблем, единственно что пьяные охранники хватали меня и сумку руками, чего я не переношу. Впоследствии оказалось, что пришедшие раньше меня товарищи были дико помяты в толпе и не могли просочиться через вход на протяжении чуть ли не полконцерта. Еще оказалось, что толпа побила витрины в кинотеатре и ее разгоняли пожарным водометом.
На сцене было нечто невероятно унылое, под названием «28 героев памфиловцев» (28 героев ампиловцев, шутили товарищи панки). Ампиловцы стояли вдоль сцены через равные промежутки статично с инструментами, человек 8, с двумя вокалистами, гнусные, мелкие и какие-то чернявые, и изображали из себя эпигонов Гражданской Обороны. Публика выла «Ле-Тов! Ле-Тов!» ибо терпеть героев-ампиловцев было никак невозможно. Мне единственно запомнилось из их стихов про то, что у них песни такие все бугристые. Почему бугристые не знаю, может Фрейда начитались? Впрочем, сомнительно, что граждане вообще грамоте обучены.
В фойе висела стенгазета комсомольского объединения Красный Еж, с большим количеством фотографий московской сатано-металлической группы Satarial, с голыми бабами, как у этой группы заведено. Тоже, наверное, ампиловцы.
Наконец помфиловцы прекратили позорить доброе имя 28 участников ВОВ и показался Летов сотоварищи (каковыми были жена Летова Наташа на басу, Саша Андрюшкин на барабанах, Сергей Летов на саксе и новый гитарист). Звучало оно весьма здорово. Я не любитель летовской концертной гитары (мне это звучание, холодное, металлическое и по-плохому скрежещущее, напоминает о Dead Kennedies, которые, по-моему, одна из самых тупых, попсовых и отстойных групп панка). Новый гитарист тоже был далеко не Кузьма, то есть понять, где он играет, а где Егор, было трудно. Сергей Летов занимался чем-то на грани его работы с ДК (заумных импровизаций, оттеняющих музыкального наива) и ортодоксальной прогрессивной музыки. Граждане из продвинутых сравнивали это дело с Кинг-Кримсоном, а отстойные панки ругались на мужика с трубой. Периодически оно было не просто здорово, а совершенно убойно. Так, Летов С. с Андрюшкиным превратили Офелию в нечто промежуточное между кримсоновским «Epitaph» и медленным, торжественным похоронным маршем — получилось доселе не слыханное.
Очень интересно вела себя охрана. Она стояла весь концерт вдоль сцены и подплясывала в такт музыке, размахивая резиновыми дубинками. Меня настолько огорчил час, проведенный с памфиловцами, что я начало летовского концерта грустил на скамеечке, покуда Егор не запел «Все идет по плану». Эта песня до того возбудила охрану, что очередного дебила, лезшего на сцену, граждане схватили и стали втроем под музыку мутузить дубинками. Зрелище было, после памфиловцев, радостное до изумления (лучше бы конечно они их или друг друга отхуярили, но в сущности, как отличить одного дебила от другого? да никак... «there is only one answer — kill them all»).
Граждане звуковики оказались дебилы не лучше остальных организаторов, в результате чего звук пропадал непрерывно. Еще кто-то все время включал свет в зале, в ответ на что Егор объявлял, что больше петь не будет и иногда действительно переставал. На песне про дурачка звуковики охамели до того, что вырубили все нафиг. Зал, знавший все песни наизусть, продолжил это дело в тысячу глоток, под барабан Андрюшкина, а Егор медвежьим образом плясал по сцене — получилось безумно хорошо и по содержанию один в один совпало (гениальная песня про дурачка, если кто не понимает, принадлежит не только и не столько искусству, сколько церемониальной магии). Вообще, публика знала все песни и зачастую пела их громче Летова — что, при таком безумном бардаке со звуком, было скорее отрадно.
Интересно, смог бы хоть один официальный рок и поп артист собрать безо всякой рекламы концерта 1000 человек оголтелых фанатов, знающих наизусть все его песни? Сомневаюсь. Популярность Гр.Об. может и не такая, как была в 1993-м, но все равно: Летов, внесенный во все вообще черные списки, Летов, которого непрерывно кидают, которого со всех сторон замалчивают и изо всех сил пытаются игнорировать — продолжает, однако, оставаться самым популярным культовым музыкантом России. Что, скажите, отрадно, да.
Вот как описывает раздачу публике аутентичного бытия участник процесса. Пунктуация авторская.
...Один паренёк увидел бабку, собирающую бутылки и со словами «Бабусь, есть бутылочки?» вытащил из её пакета несколько штук и пустил их в сторону «Марса». Сотрудники кинотеатра вышли на улицу и встали к уцелевшим стёклам, заслоняя их грудью. Но и это публику не остановило. Далее вызвали ОМОН, но их было немного, по сравнению с ментами.
...После концерта толпа двинулась на авт. остановка, там простояли минут 10, пришёл автобус. Наш, советский, скотовозник.
Несомненно, битком забитый автобус панков — это интересно. Поначалу водитель остановился, публике это не понравилось и два десятка кулаков забила по крыше, запели «Добровольца», дверные стёкла начали вылетать. Вслед за ними вылетело большое заднее стекло, (выбитое моим другом) номера маршрутов, лампочки, проводка и т.п. На ост. м. Алтуфьево толпа с криками ринулась в метро. Бежали по железному переходу-ограждению, долбя мощными ботами в стенки перехода. Раздавались призывы бить «черножопых» и прохожих. Прохожих бить не стали, «черножопых» не нашлось. В метро панки начали снимать рекламы-наклейки и приклеивать их на двери. Двери из-за этого не открывались и случайные пассажиры в панике бегали по вагону.
Кто-то откручивал прибор для связи с машинистом, кто- то выдирал проводку и лампочки, кто-то яростно и сильно долбил «гриндарами» стёкла вагона, но они не поддавались. Потом в вагон зашла «красная шапочка» с жезлом, мол чё такое? Все быстро начали удаляться из вагона, прибежал космонавт с наивным желанием кого-то поймать.
Также см. вот (Московский Комсомолец, в неподражаемой лакейской стилистике).
Вот еще довольно любопытное письмо на форум Гр.Об. (орфография, ясный пень, авторская).
Димка (сиди бу): Летов устал
После концерта сложилось впечатление, что Летов устал. Все обыденно. «Ты приходишь на работу, уходишь с работы, постоянно забывая откуда и кто ты». И фразу, случайно брошенную Летовым по поводу очередного включения света: «когда же все это закончится», можно отнести и ко всему действию. Что бы они не играли, чтобы не говорили, все равно все время приходит абсолютно одинаковый народ в некий Бойцовский клуб. Скорей всего раньше было весело, но сейчас ... Немного жаль исплеванного Сергея, самого Егора, который плевки не замечал и не вытирал их, Наташку-кандита наук (или кто она там), которая по-мойму уже не получает никакого удовольствия от концертов и стояла с безразличным лицом, наблюдая летящую в нее бутылку и очередную драку. Кстати драки провоцировали и дети тоже. Для большинства народа, стоявшего в первых рядах — концерт не главное, главное попасть плевком в охраника и не попасть под дубинку. Под дубинку же попадал в основном первый ряд, те для кого Егор — Jesus.
Из разговоров рядом стоящих со мной людей:
«Что это за мудак с трубой. -Ты что, это же ЕГО брат. -Тогда круто». Вот концовка порадовала. Впревые за все концерты ГО на которых я был публика не разбегалась понимая глупость вызывания на бис а провожала ребят овациями и скандировала «Спасибо!».
Назначенный на 20-е числа декабря концерт ГО в кинотеатре Улан-Батор был отменен, когда осторожная администрация оного Улан-Батора позвонила в Марс и расспросила о произошедшем, а те им рассказали о разгоне толпы водометами и прочих ужасах.
Меня всегда интересовали причины безумной популярности Гр.Об. среди публики, по уровню интеллекта не сильно отличающейся от инсектов или рептилий. Самая простая причина — бивисо-батхедовский восторг перед возможностью произнесения матерных слов; такого же рода популярностью пользовались уроды типа Хуй-Забей, Красной Плесени и прочих, имя им легион. Но фэнская база ГО была качественно и количественно совершенно другая, чем у Хуй Забей (непонятые лирически-алкогольные подростки Савенко на концертах ГО против жирных пивных пост-хипповских даунов у Хуй Забей и компании).
То есть восторг, вызываемый обсценной лексикой, в случае ГО совершенно другой природы.
Бардак на концертах отчасти проливает свет и на это. Разложившееся (сгнившее на корню) фэнское сообщество Обороны видит концерты эти как предлог побуянить и чегонить разломать. Эсхатологическими суицидальными текстами с обсценной лексикой Оборона легитимизирует это настроение; недаром самой популярной песней ГО была и остается «Русское Поле экспериментов», сто с лишним строчек, определяющие русский эксперимент как желание «Покончить с собой, уничтожить весь мир/ Покончив с собой, уничтожить весь мир». Функция мата (вполне по Бахтину) — опосредование суицида и эсхатологии, перевод устрашающих моментов мистерии в плоскость карнавального бытия. Разломав десяток троллейбусов и разбив витрину кинотеатра, панк отправится домой в скучное ПТУ и к скучным делам у прилавка.
Публика Гр.Об. не стареет — дебильные панки, слушавшие Оборону во время учебы в ПТУ, забывают об этом после армии либо женитьбы; для рок-группы это феномен совершенно уникальный. Пространство суицидной эсхатологии, которое открывается в концертах ГО воспринимается как нечто запретное, тайное и стыдное; естественно, что повзрослев, дебильный панк не поведет свою жену и детишек на концерт ГО, да и сам постарается забыть о порывах. Гражданская Оборона воспринимается народом как секс и наркотики — нечто грязное, запретное и на наиболее базовом уровне бытия — бесконечно желанное.
Дима Толмацкий рассказывает интересные истории о посетителях пластиночного магазина. Приходит, говорит, к ним в магазин такой типа буржуа чиновник интеллигент, не очень трезвый, просит Гр.Об. На вопрос о том, какую именно, говорит, что нужна ему самая грязная. Помолчав, добавляет: «Я хочу опуститься». Толмацкий ему всучил, кажется, Некрофилию, а к тому же и эту, из Воронежа, как ее, Сектор Газа, и Красную Плесень к тому же. Дипломат, в который буржуа чиновник интеллигент совал свои покупки, был пуст, за вычетом трех бутылок водки и селедочного хвоста.
Ясно, что гражданин решил возобновить молодость, найти на вокзале шлюху подешевле и погаже видом, и совместно с тремя бутылками водки погрузиться в запретное карнавально-эсхатологическое пространство панковской юности.
И надо сказать, что предложение Толмацким Сектора Газа, а также Плесени, Хуя Забей и прочих псевдо-панков было здесь совершенно неуместно. ГО берет не тем, что оно грязное, а тем, что выход в суицидное пространство предлагается на полном серьезе и во всеоружии крови, почвы и философской доктрины, а остальные — только «шутят».
Ну и «хуй» с ними.
Про Сектор Газа имеется такая легенда. В Тюмень, общероссийский центр панк-культуры, приехал этот самый Сектор Газа, расклеив по всему городу афиши «Лучшая панк-группа России Сектор Газа». Тюменские панки все как один восстали на возмутительное и не просто оборвали все афиши, они еще накостыляли музыкантам и сорвали концерт. Однако если «декоративный панк» это панк, то Борис Моисеев это мужчина, а Хакамада женщина. Нет уж.
Ни за что.
Русское поле экспериментов.