источник: | http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2000/03/28/15623 |
дата: | 2000.03.28 |
издание: | Ведомости № 55 (137) |
текст: | Максим Александров |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2000/03/28/15623 |
дата: | 2000.03.28 |
издание: | Ведомости № 55 (137) |
текст: | Максим Александров |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Сергей Федорович Летов — брат старший. Новоджазовый саксофонист, флейтист, кларнетист с мировым именем. Слон серьезной импровизационной музыки.
Игорь (Егор — псевдоним) Федорович Летов — брат младший. Певец, поэт, гитарист, лидер главной русской панк-группы «Гражданская оборона». Кит бесшабашного сибирского панка.
В русском роке никогда не было супергруппы. Впервые объединившиеся братья Летовы ее автоматически породили, и команда уже сыграла два уникальных концерта — в Рязани и Петербурге. Собственно, Сергей Летов не новичок в роке — играл в свое время и в «ДДТ», и в «Аквариуме», и в «ДК». Однако то были права и возможности сессионного музыканта. Здесь же все поровну. Тандем, дуэт, слияние двух лун. Предполагаемое объединение порождало массу опасений. Не выйдет ли дельце братоубийственным в смысле звука? Не грохнутся ли шальные гармонии Егора под напором саксофона исторического значения? И наоборот — не сгинут ли тренированные фри-джазовые рулады в бешеном «арджуна-драйве» «Гражданской обороны»? И вообще — кто здесь самый главный анархист?? Оба оказались главные. Оба — лучше.
Питерский концерт — это полтора часа чистого времени и 20 песен. Классический репертуар «Гр.Об.»: «Все идет по плану», «Про дурачка», «Оптимизм», «Харакири», «Моя оборона» и др. Для традиционной затравки — поразительная композиция «Мертвые». Невзначай еще сыграли старую-старую, веселую-веселую песенку «Некрофилия».
Обнаженная натура несложных егоровских песен, прикрытая визгливым и виртуозным саксофоном, несказанно прибавила в весе, росте, убойной силе. Вволю раскатиться импровизациями Сергею удавалось всегда — не только в долгих «Вечной весне» и «Русском поле экспериментов», но даже и в самых кратковременных вещичках.
Казалось бы, получившаяся музыка — по уму — должна называться панк-джазом. Направление довольно-таки избитое. Раньше его много было в Америке, а, к примеру, в какой-нибудь Швеции и поныне хватает. Как братьям Летовым удалось в столь хрестоматийных рамках изготовить искусство, ни на что не похожее и ни на кого не ссылающееся, — вот вам тайна двух океанов. Вроде бы произошел обычный, легко узнаваемый концерт «Обороны»: микрофоны отключаются, голоса не слышно, каша в голове у звукорежиссеров, месиво подростков у сцены. И вместе с тем решительно у всех присутствующих обозначилось чувство нового, грандиозного, большеголового. Рождение духа музыки из трагедии, да и только.
Многозначный пафос, рвущийся из каждой песни Егора, можно соотнести с глумливой русской идиомой «приказать долго жить». В этом выражении вся философия «Гр.Об.» — с ее надрывным «красным» смехом, приказным порядком и черными вёснами. Очарованная смертью и разрывающаяся от воли к жизни. Именно эти смыслы Сергей и догадался озвучить — со всей своей страстью, дурью и сноровкой. В результате взошла она, звезда пленительного несчастья.
Сергей Летов после концерта сказал, что не испытывал ничего подобного со времен игры в курехинской «Поп-механике».
Егор Летов после концерта сказал, что стряслось лучшее выступление «Гр.Об.» за последние 10 лет. Так точно.