источник: | |
дата: | ноябрь 1999 |
издание: | Загубленное детство № 2 «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Сергей Жариков |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | ноябрь 1999 |
издание: | Загубленное детство № 2 «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Сергей Жариков |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Ура! До нулевого года осталось всего две зарплаты, и эти деньги мы решительно предлагаем вложить сразу во все 21 лучших «компакта», список которых принёс в редакцию лидер группы «ДК» СЕРГЕЙ ЖАРИКОВ, имеющий прямое отношение к производству музыкальных консервов. Кому-то его вкусы могут показаться субъективными, кому-то агрессивными, тем не менее это мнение профессионала, отнюдь не страдающего ложной скромностью и тем более — любовью к попсе. Этот список, если хотите, можно считать альтернативой недавно вышедшей книге А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Критерием отбора Жарикова стала не «важность» того или иного проекта, а его ценность как самостоятельного артефакта, включающего в себя музыкальный материал, продюсирование, оформление и т. д. без учёта тусовочной репутации того или иного деятеля.
Итак, строго в алфавитном порядке:
АКВАРИУМ «День серебра» (Триарий)
Если какой-нибудь негр спросит вас, что такое «Аквариум», предложите ему этот альбом. И пусть от некоторых его песен пахнет битловской «Элинор Ригби», это — хрестоматия русского рока.
АКВАРИУМ «Дети декабря» (Триарий)
Лучший альбом группы. «Аквариум» состоит как бы из трёх компонентов: КВН + КСП + Алхимический словарь. Здесь всего в меру и вкусно. Нельзя не согласиться с Кушниром, что это — «лебединая песня поколения дворников и сторожей». Оба альбома хорошо смотрелись бы «двойником».
АКВАРИУМ «Снежный лев» (Триарий)
Добротный альбом «for sale». Уступает, конечно, в свежести первым двум, но звук на «пять с плюсом». Опять же отличное оформление, что, в общем-то, традиционно для Гребенщикова. Альбом рекомендуется тем, кто эту группу недолюбливает: здесь всё гладенько и «хорошо».
АУКЦЫОН «Жилец Вершин» (SNC)
Это один из самых удачных проектов русского рока на CD. Альбом музыкален, в хорошем смысле концептуален, и его просто приятно держать в руках. Хвостенко не просто удачно вписался в группу — он сумел отослать слушателя к более «высоколобым» слоям русской культуры, что немаловажно для борьбы с пьянством, наркоманией и проституцией среди кретинов и дебилов.
ВА-БАНКЪ «На кухне» (Фили)
Очень сильный альбом, так сказать, на тему жизни. А. Ф. Скляр убрал Майка в драйве и почти всех «блатарей» в точности интонирования. «Невсамделишный» панк Скляр здесь как нигде аутентичен: он слишком умён для того, чтобы быть популярным среди поклонников эстрады, и слишком дипломатичен, чтобы раствориться в роке. Восхищает в этом альбоме характерный для хорошей музыки «непрямой посыл» эмоций, так сказать, засурдиненность эмоционального давления. Стильное оформление.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ «1985 — 1995» (Фили)
Конечно, этот альбом далеко не для всех, хотя в аннотации и утверждается, что в нём собраны «самые известные песни группы». Запись на уровне лучших европейских фирм! Огорчает лишь бездарное оформление прекрасного музыкального материала. Срочно переиздать по-человечески!
ВОПЛИ ВIДОПЛЯСОВА «Краина Мрий» (Гала)
Суперальбом отечественного «культурного» панка. Хохляцкий вариант раннего ДК: очень много музыкальных находок из танцплощадочного «джентельменского» урлового набора, исполненного абсолютно со знанием дела. Альбом необходимо освободить от первого трека, стереть этот трек любыми способами!
ВОПЛИ ВIДОПЛЯСОВА «Танцi» (Гала)
Как известно, танцплощадочный репертуар наполовину состоит из «шейков», а наполовину — из «медленных». Этот альбом точно отражает суть нашего, рока, где «медляков» всё же больше «шейков», а пьяных слёз гораздо больше пьяной крови. Пять с плюсом!
ВОСКРЕСЕНЬЕ «Кто виноват?» 2 CD (Magic)
Этот пиратский проект — библия для волосатых. Его основная сила в великолепной подборке вещей, далёкой от перегруженности, но чётко передающей атмосферу конца 70-х. Хочется обнять какую-нибудь тётку и впотьмах помять ей сиськи. Хочется также бороться со злом и стать хорошим человеком. Это наша музыка, ставшая нашей историей.
ВЫХОД «Непрерывность простых вещей» (Отделение Выход)
Вот, оказывается, откуда пошли все майки и крематории! Выход — это наиболее стильное явление в так называемой «акустике», здесь ирония вокалиста — не приём, как у очень и очень многих, а смысловая посылка, слэнг. Очень стильно и неплохо оформлено.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА «Русское поле экспериментов» 2 CD (BSA)
Данный «двойничок» открывает и закрывает весь наш «гаражный» рок, который каким-то странным образом коррелирует с судьбой страны, в которой нам довелось жить. И хотя целиком его прослушать почти невозможно, этот альбом необходимо иметь в любой коллекции. Альбом отличен во всех отношениях, но «Прыг-Скоку» всё же уступает.
ДК «Лирика» (SS Records)
С этого альбома началась вся отечественная рок-антисоветчина. И если сегодня рок выродился в эстраду, то тогда, в контексте 1982-го, эстрада становилась роком. В таком невообразимом сплаве зарождался оригинальный русский рок-стиль, когда коллажи из кича превращались в самые настоящие зеркала, в те самые, из хозяйственного магазина...
ДК «Чёрная ленточка» (SS Records)
Беспрецедентный для отечественной рок-контр-культуры полуторачасовой «радиоспектакль». Это звуковая летопись эпохи, которая закончится ещё очень и очень не скоро. Это алхимическая колба, в которой после ряда процессов, инициированных «партией и правительством», зародились чудовищные, но до боли знакомые «инкубы» и «суккубы». В записи участвовала группа «Ва-банкъ».
ДК «Пожар в Мавзолее» (SS Records)
Безусловно, это — лучший альбом ДК. Такого не было и вряд ли будет после. Прислушайтесь и сравните с тем, что произошло потом с нашей страной. Дата выпуска альбома — 1990 год.
ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ «Прыг-Скок» (BSA)
Архетипично здесь абсолютно всё: это евразийское нутро России. Это то, за что борются чукчи, кавказцы и казахи. Здесь ключ к известным московским терактам и к ментальности газеты «Завтра». Здесь всё нерусское. Это — рекламный клип КПРФ. Это — самый удачный проект Егора Летова и один из лучших альбомов русского рока. Летов — «водяной» и силён именно в условиях биполя. В качестве «огня» здесь выступил Роман Неумоев. И — понеслось...
ИННА ЖЕЛАННАЯ «Водоросль» (General Records)
А вот это, собственно, и есть русский и ещё раз русский рок. Блестящая работа певицы, творчество которой столь самобытно, что не попадает ни в одну рубрику музыкальных изданий. Желанная — это министерство иностранных дел русского рока. Желанная делает нас европейцами. Ох, эта желанная Европа!..
ЗВУКИ МУ «Простые вещи» (Мороз)
Гениальность Мамонова в его фольклорности: наложите тюркские мелодии на финно-угорские ритмы и получите сборник рассказов из жизни работника московского ДЭЗа.
КАЛИНОВ МОСТ «Пояс Ульчи» (SNC)
Почти все работы Ревякина страдают какой-то недоделанностью, сыростью и фрагментарностью. Один из самых оригинальных наших музыкантов всё время соскальзывает в тривиальность такого толка, что диву даёшься! Насколько хорош «Дарза», но страдает фирменным летовским звуком. Остаётся «Пояс Ульчи».
Неужели нет в стране продюсера, способного помочь столь яркому таланту? Я бы поднял в «Дарзе» «серёдку», издал бы двойничком и, как коллекционер, успокоился.
КОНСТАНТИН НИКОЛЬСКИЙ «Один взгляд назад» (DL Lota)
Крепкая работа. Это то, что называется «музыкой». И хотя налицо все признаки коммерческого подхода, Никольскому удалось то, о чём иным приходится только мечтать: его песни — визитная карточка поколения. Это честный «мэйнстрим» без каких-либо претензий на альтернативу. Просто мы жили.., да и сейчас живём в системе, где слово «честный» — синоним слову «альтернатива».
Хулиганы из ДК свою грязную стилизацию под советскую эстраду называют «лирикой», а настоящая лирика, настоящая романтика тиражируется подпольными «писателями»...
НОЛЬ «Песни о безответной любви к Родине (Фили)
У вас в руках — шедевр. Особенно выделяется суперхит всего русского рока — «Улица Ленина», начинающийся с цитаты из известной песни Марка Бернеса, исполняемой на баяне и балалайке. Такой отвязности и такого вкуса Дядя Фёдор ни до, ни после не демонстрировал никогда. Подчёркнуто эклектичный подход к музыке и оформлению альбома родил неподражаемый и самобытный стиль, отсылающий нас к унитазам нашей собственной жизни (на этом альбоме есть два лишних трека, которые совершено обесценивают весь проект, а без них — просто супер!).
ЯНКА 3 CD (BSA)
Совершенно очевидно, что выпущенные по отдельности эти три альбома («Стыд и Срам», «Домой!» и «Ангедония») надо рассматривать как один проект. Здесь Летов опять выступил как выдающийся продюсер. И снова — творческий летовский биполь, где роль «огня» взяла на себя Янка Дягилева. Всё это очень свежо и одновременно трагично. Вся музыка как бы полыхает, горит, обжигая слушателя, что для тинейджера сродни посвящению во взрослые. То, что делал и делает Летов со своими друзьями, не сделает ни семья, ни школа, ни церковь. Есть тут что-то от Андреева, Достоевского: «душонку детскую растоптать»... «ручонками-ручонками»... «а кишочки-то красненькие, а глазёнки-то голубенькие»... Рекомендуется всем тем, для кого ни мамка, ни папка уже не авторитет.
Злые вы все, уйду я от вас...