источник: | |
дата: | 1999.11.17 |
издание: | Саратов |
текст: | Марина Анатольева |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1999.11.17 |
издание: | Саратов |
текст: | Марина Анатольева |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Фауст, Фауст, бедный Фауст. И зачем он променял свою грешную, окаянную жизнь на вечную молодость? Несчастный — он пожелал себе бессмертия для великих свершений. Бесконечно трудный путь! Полёты вокруг земного шара на плаще Мефистофеля... Зачем, зачем он не родился Летовым?
Подобная белиберда может прийти в голову, когда стоишь рядом с Фаустом, то есть с Летовым, я хотела сказать. Сергей ЛЕТОВ — Фауст, ограниченный небессмертием. Маг джаза и музыки вообще. Со своим духовым ансамблем «Три «О» побывавший почти на всех джазовых фестивалях Советского Союза. В Италии, Австрии, Швейцарии, Германии, Польше, Болгарии, Голландии, США, Норвегии, Финляндии остающийся Летовым. Имеющий страсть ко всем картинным галереям, поэзии, проектам, перфомансам и хепенингам концептуалистов. Справляющий свои дни рождения не иначе как в Интернет-кафе «СКРИН»... Так много ещё неизвестно о Фаусте сопрано-, тенор-и баритон-саксофонов, флейт и кларнетов, что нельзя удержаться, оказавшись с Сергеем Летовым на расстоянии его саксофона, от любопытства — какими проектами он занят сегодня?
— Вообще я очень много играю. Если будете в Москве, приходите на спектакль «Марат и Маркиз де Сад» в Театр на Таганке. Достойный спектакль. Такая джаз-опера. Ближе к року, к панку. Я автор музыки. А сейчас заканчиваю музыку к «Ромео и Джульетте» для МХАТа, очень электронную. Надеюсь, это будет нечто.
— Виолончелисты, трубачи, скрипачи, пианисты — вот далеко не все, с кем вы играли. И теперь — электронщик Алексей Борисов, с которым вы озвучиваете немое кино. Что свело вас вместе?
— С Борисовым мы работали раньше. Наше сотрудничество Гёте-институт и увидел. Но начиналось всё с моего проекта «Новая Русская Альтернатива». Это что-то типа Поп-Механики курёхинской (в 1983–1993 гг. С. Летов играл с Сергеем Курёхиным в дуэте малая Поп-Механика и большая Поп-Механика. — М. А.). Но основана «Альтернатива» не на роке, а на техномузыке. На индастриал, на таких звуках, которые делает Борисов. Иногда я привлекаю ещё двух ди-джеев — Романа Лебедева, известного как Костыль в «Коррозии металла», и электронщика Ричарда Норвиллу. И плюс ещё ансамбль имени Дмитрия Покровского. Получается борьба русской народной музыки со всяким техно... Ещё можно туда же пригласить танцовщиков, людей, играющих на гитарах. Кино добавить, движущиеся объекты. Получается проект «Новая Русская Альтернатива». Это существенное. А когда нам платят меньше денег, когда меньше возможностей, то мы играем вдвоём.
— Почему после выступлений на всевозможных джазовых фестивалях вы вдруг занялись мультимедийными проектами?
— Пианист Алексей Любимов 14 лет назад организовал в Москве фестиваль «Альтернатива». И на этом фестивале играли люди, которые представляли собой альтернативу официальной советской культуре. И хотя фестиваль создавали музыканты академического направления, они привлекали
и новоджазовых людей. Вот меня, с моим ансамблем «Три «О». Но впоследствии «Альтернатива» переходила из рук в руки, и в последние годы фестиваль утратил характер альтернативной музыки. Мне кажется, ещё немного, ещё чуть-чуть, и там будут Алёна Апина, Влад Сташевский...
А я, пользуясь приглашением принять участие в фестивале, решил сделать «Новую Русскую Альтернативу». Во-первых, «новую» — чтобы там была новая музыка. Во-вторых, чтобы там всё-таки прорезалось русское звучание. Я немного беспокоюсь, что слово «русский» у нас считается неприличным, меня всё время поправляют с «русского» на «российский». Но быть русским — не стыдно. Нечего это скрывать, этого бояться.
Мне нужно придумать, найти новое яркое предложение. Это будет обязательно сочетание модерн-данса, архаического пения, кино, видео, компьютерной графики, электронной музыки.
— Будете ли вы выступать со своим братом Егором?
— В прошлом году мы записали пять песен. В этом году он выступал вместе со мной на моём дне рождения. К тому же Егор несколько раз говорил в интервью, что приглашает меня и Михаила Жукова принять участие в «Гражданской обороне». Но пока речь идёт о том, чтобы сделать «Гражданскую оборону», может быть, менее панковой, более авангардистской. Но я хочу привлечь его и в свой проект. Потому что Егор — человек, обладающий высокой личной энергией. А какое она находит выражение на сцене — в общем, не принципиально. Не обязательно играть на музыкальном инструменте, можно просто быть, существовать правильно. Думаю, это возможно. Потом мы вместе уже выступали раз. На бас-гитаре играл Егор Летов. Я — на саксофоне. То была маленькая, закрытая Поп-Механика в Москве в 1984 году.
— Что вас связывает с авангардными поэтами и писателями?
— Я люблю поэзию. Но я бы не сказал, что все поэты, с которыми я выступаю, авангардные. Я бы не сказал, что Татьяна Щербина — это большой авангард. Это, скорее по эстетике ближе к Бродскому. Я просто люблю сотрудничество с поэтами. Часто в последнее время выступаю с Дмитрием Александровичем Приговым. Вместе мы планируем «Первую Пушкинскую симфонию». Сейчас ищем, кто возьмёт это под крыло. Выступаем и трио с Алексеем Борисовым. И в этом году я планирую издать наши аудио- и видеовыступления с Приговым. Также хочу выпустить компакт-диски выступлений со Львом Рубинштейном и эмигрировавшими из России в Германию Сергеем Бирюковым и Ры Никоновой. Вообще люблю наших концептуалистов, люблю участвовать в перфомансах.
— Картинная галерея — тоже своего рода любовь?
— Да, да. Во всех провинциальных городах, где я бываю, во всех странах мира я посещаю галереи и по возможности краеведческие музеи. Люблю современное и староитальянское искусство. Ваш Радищевский художественный музей — это очень достойно. Там я нашёл картину редкого автора — Монтичелли.
Вопросы задавала
Марина АНАТОЛЬЕВА
Комментарии
К сожалению, не известен номер издания.
Если вы способны как-либо помочь, будем очень благодарны: grobhron@gmail.com.