источник: | http://gazeta.aif.ru/oldsite//994/page8.htm |
дата: | 1999.11.10 |
издание: | Аргументы и Факты № 45 «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Владимир Полупанов |
фото: | Эдуард Кудрявицкий |
см. также: | Изображения |
источник: | http://gazeta.aif.ru/oldsite//994/page8.htm |
дата: | 1999.11.10 |
издание: | Аргументы и Факты № 45 «Егор Летов. Всё, что не анархия» (Сборник публикаций) |
текст: | Владимир Полупанов |
фото: | Эдуард Кудрявицкий |
см. также: | Изображения |
НАД сценой захудалого столичного кинотеатра кумачовая растяжка с надписью — «Авангард красной молодёжи». В партере беснуется та самая «красная» молодежь. На сцене восседает длинноволосый человек в очках с гитарой, поёт песни. Через несколько минут толпа заведётся настолько, что учинит в кинотеатре настоящий погром.
ЗАКОНЧИТСЯ всё приездом ОМОНа и арестом нескольких десятков человек. Это сценарий почти каждого выступления анархо-коммуниста, лидера культовой омской группы «Гражданская оборона» Егора Летова.
— А что плохого в том, что люди активно ведут себя на концертах? — поясняет он. — Раз уж ты пришел на живое выступление любимой группы, надо плясать и орать. Я бы тоже не сидел спокойно. Поэтому на своих концертах новых песен никогда не пою — люди же их не знают. Тут же перестают подпевать и орать, стоят и слушают.
— Ты всегда держался особняком, не вписываясь в рок-братство. Это принципиальная позиция или просто никто не хочет с тобой «дружить» из-за твоих политических взглядов?
— Разумеется, это моя принципиальная позиция. Во-первых, сам ни к кому на поклон не ходил. «Гражданская оборона» — первая команда, которая не стала играть по западным правилам шоу-бизнеса (если это можно назвать бизнесом). Мы создали свой независимый лейбл «ГрОб рекордс», куда помимо нас вошел ещё десяток сибирских команд, которые близки нам по духу.
Во-вторых, когда я читаю в музыкальной прессе высказывания коллег, у меня сильно портится настроение. Мне скучно. И возникает чувство стыда за всё, что они говорят. Один из немногих людей, которого я уважаю, — это Шевчук. Под всем, что делает, он подписывается. Это очень важно. А вот по поводу того же Гребенщикова я не могу так сказать, он курьёзный человек. Читал какие-то его дурацкие высказывания про карму, которые он надергал из разных источников. Он просто хорошо знал английский язык в то время, когда мало кто им владел. Много слушал и понимал, о чем, к примеру, поют Циммерман, Костелло, «Спиро Джира» и т. д. Но я тоже много слушал. Поэтому понимаю, у кого и что именно спёр Гребенщиков. Он просто талантливый компилятор. По российским масштабам его даже можно назвать гениальным. А то, что он полез в религиозно-мистические дела, это вообще не поддается никакой критике. Я с этим знаком не понаслышке, сам практикую. Но, как любой практик, предпочитаю об этом молчать. А Гребенщиков говорит на каждом углу. Причём и рассуждения у него совершенно бредовые. Хотя не хочу разубеждать людей, которые любят БГ и льют слёзы, слушая его.
Но самая вопиющая халтура за последние годы — это Лагутенко и его «Мумий Тролль». Я вообще не понимаю, почему такие группы становятся популярными. Тексты песен совершенно неосмысленные, галиматья какая-то. Причём совершенно бездарно написанные даже с точки зрения лингвистики. Отвратительный имидж, который у сознательной части населения вызывает глубокое отвращение, — очень манерно и провинциально, так же как у Земфиры. Хотя она достаточно талантливая девчонка, но правильно кто-то из зрителей в программе Диброва «Антропология» сказал: «Песни мне ваши нравятся, а от провинциального хамства душу коробит». Я подписываюсь под этими словами.
При этом у меня очень хорошие отношения с «АукцЫоном». Нравится их эстетика, и люди они прекрасные (при встречах мы по возможности напиваемся вместе). Люблю группы «Не ждали», «Вопли Видоплясова». Из того, что за последнее время услышал, на меня произвела впечатление питерская группа «Монро и Кеннеди» (девушка исполняет рок на домбре). А лучшей нашей группой считаю «Любэ», хотя, к сожалению, мы даже не знакомы. У меня есть все их компакт-диски, и во время алкогольных возлияний мы часто слушаем их. У меня вообще огромная фонотека старых советских песен, начиная с пятидесятых годов и заканчивая Миансаровой и Пьехой.
— Чем тебе близка эта музыка?
— Ну как же? У нас дома радио вообще не выключалось, и я вырос на этих песнях. В три года многие уже знал наизусть и пел их. Сегодня слушаю и джаз, и электронную музыку.
— А как же наша попса?
— У меня дома два телевизора, которые не выключаются день и ночь. И попс тоже мимо не проходит. Очень нравятся Салтыкова и Черникова. С точки зрения идиотизма это самые крутые певицы. Мы даже с женой составляем свои хит-парады. Я тут недавно смотрел по телевизору живой концерт «Иванушек». Ох я диву давался! Если единственный раз кто-то из них в ноты попал, это было хорошо.
— Ты таким образом ведёшь борьбу с засильем поп-культуры?
— Бороться с этим всё равно что отказываться от фруктов или конфет.
— С кем или с чем ты тогда борешься?
— С тем, что происходит. Скажем, с развалом и тотальным пессимизмом, который охватил всё общество.
— Но и с тем и с другим нужно бороться конструктивно.
— Деструкция тоже конструктивна. Падающего толкни, утопающего утопи. То, что должно рухнуть, нужно обрушить, для того чтобы дать простор новому движению.
Владимир ПОЛУПАНОВ