Пресс-конференция группы «Гражданская оборона».
20 мая 1999 года, 17.00, офис фирмы «ХОР».
Вопрос: Предложение о гастролях по США поступило с американской стороны или вы сами проявили инициативу?
СЕРГЕЙ ПОПКОВ (директор Г.О.): Предложение было с американской стороны, от двух компаний одновременно. После обсуждения условий была выбрана одна из них.
В.: Чем они руководствовались, выбирая именно Г.О.?
С. П.: Тем, что мы интересны тамошнему народу.
В.: Это первые гастроли Г.О. за рубежом, не считая Украины и Белоруссии. Разве вам не понятно, что там несколько не та публика, не те люди?
Е. ЛЕТОВ: Почему же?! Отчего же?! Война идет! Началась третья мировая война, вы понимаете или нет? И люди там находятся в состоянии гораздо худшем, чем мы. Потому что мы — по эту линию фронта, мы защищаем свою землю, а они — в тылу, в интервенции, в плену, собственно говоря. Вот ради этих людей мы и едем играть. Ради всех, кто оказался по ту сторону границы: ради сербов, китайцев, евреев, болгар.
В.: На какую аудиторию вы там рассчитываете: только на тех, кто понимает русский язык?
Е. ЛЕТОВ: Русский язык понимать не обязательно, по большому счету они нас не понимают, а принимают.
В.: Приглашающая фирма — это американцы или русские?
Е. ЛЕТОВ: Это русские эмигранты.
В.:Они представляют, кого они зовут, и что Г.О. за собой несет?
Е. ЛЕТОВ: Конечно. То, что мы делаем — это не музыка, к музыке это отношения не имеет, это нечто другое. И они знают, что делают.
В.: Но ведь зовут Г.О. как музыкальный коллектив, а не как политических деятелей.
С. П.: Приглашают «Гражданскую Оборону».
Е. ЛЕТОВ: Как угодно назовите. Как танцевальный коллектив, например. Как текстовой коллектив. Как визуальный коллектив. Мы много чем на сцене занимаемся.
В.:Вам хотелось бы чисто по-человечески просто посмотреть Америку без концертов? Другой образ жизни?
Е. ЛЕТОВ: Нет, абсолютно. Дело в том, что еще в конце 80-х годов нас приглашали в Германию, во Францию, в Голландию, в ту же Америку раза три. Каждый раз мы отказывались, потому что перед буржуями мы принципиально не играем. Сейчас ситуация абсолютно другая — началась война. В стороне мы оказаться не можем. Мы не должны обороняться, мы должны атаковать.
В.:По логике вещей уместнее было бы выступить в Белграде, а не в Нью-Йорке.
С. П.: Я еще по поводу Америки замечу: не мы, а сами организаторы назвали этот тур антивоенным. Относительно Белграда — еще проще: первым делом, первым движением души было естественное, нормальное желание выступить в Белграде, бомбежки там или нет, — все равно. Но оно споткнулось о наши реалии. Поскольку у нас нет достаточных средств, чтобы туда доехать, мы обратились к нашим политикам, к тем, которым мы близки.
Е. ЛЕТОВ: Якобы близки. Которых мы, скажем так, поддерживали долгое время.
С. П.: В частности, к Сергею Николаевичу Бабурину. Они не отказывали, а даже обещали, но потом мы узнаем, что они уже там с «НА-НА» и прочими. Вот и все.
В.:Планируется ли тур по России?
Е. ЛЕТОВ: Мы постоянно играем. Только что приехали из Новосибирска. Вернемся из Америки и будем играть в Киеве, Москве. Мы играем везде. Нас пригласили в Израиль — и там сыграем, там тоже есть «Русский Прорыв» так называемый. Там очень много команд, которые поддерживают наше движение. Собственно говоря, мы коммунисты в самом широком смысле этого слова. Мы — интернационалисты, для нас коммунизм — это вся планета, весь мир. Мы — советские коммунисты. Мы и в Китае бы сыграли. Есть предложения из Германии, будет возможность — поедем и туда.
В.:Я слышала, что в Германии какой-то особенный интерес к Г.О. и Янке, чем это обусловлено, как ты думаешь?
Е. ЛЕТОВ: Здесь очень много реалий. Нас многое связывает в течение веков, сами понимаете, что. Все эти бесконечные войны и так далее. Вспомните реалии последнего времени.
В.:Какие песни будут играться в Америке?
Е. ЛЕТОВ: В основном, старые. Люди, которые придут на наши концерты все-таки ожидают старых песен, старых хитов, информация доходит до них с определенным интервалом во времени. Ради этой поездки мы вспомнили очень старые песни, те, что мы давно уже не играли.
В.:Какие там будут залы?
С. П.: Рок-залы на 1000 и 1500 стоячих мест, где работали такие команды, как «Smashing Pumpkins», Marilin Manson и т.п.
В.:Неужели, Егор, это для тебя всего лишь обычная гастроль, еще один концерт?!
Е. ЛЕТОВ: Что за вопрос такой издевательский, извините меня, пожалуйста? Почему такой цинизм-то в вас? Я еду к людям играть, чем они отличаются от новосибирцев, допустим? Кроме того, что они находятся на чужой территории.
В.:Я видел этих людей, которые бегали на Гребенщикова только из-за ностальгии по России.
Е. ЛЕТОВ: Ну, мы же не Гребенщиков, мы несколько другое.
В.:Будут ли новые альбомы в этом году?
Е. ЛЕТОВ: Конечно. Один-то точно будет, он в принципе готов. Мы записали его вместе с моим братом, там осталось только наложить партии гитары Кузьме, нашему гитаристу. Но это, в основном, будут ремэйки старых песен. У меня готов материал для записи как минимум двух новых альбомов. Дальше будет видно.
В.: Сергей играл в «ДК, не является ли ваша совместная работа слиянием Г.О. и «ДК»?
Е. ЛЕТОВ: То, что Сергей играл в ДК, к ДК имеет очень косвенное отношение. Он пришел туда, когда уже было записано около 10 альбомов. У них был определенный стиль, принцип построения музыки и т.д. И это был уже второй состав ДК, от первоначального состава половины уже не было. Он внес совершенно противоположную им струю, фри-джазовую. А то, что он играет на самом деле, это вообще к ДК отношения не имеет. Я от него, собственно, этого и просил, так вот и записывались: такая спонтанная импровизация, очень живая и веселая.
В.: Альбом песенный или там есть элементы авангардного джаза?
Е. ЛЕТОВ: Ну, давайте, я сейчас буду вам по тактам рассказывать, где какой элемент. Я никогда не говорю о том, что еще не готово. Когда это будет готово, вы сядете между собой, за столом, вечером, будете водку хряпать и рассуждать, какие там элементы, что они имели в виду, что они здесь такое наворотили. Это будет уже не наше, а ваше дело. А мы будем сидеть и руки потирать.
В.:Многие люди за рубежом, знающие Г.О., интересуются: Егор Летов — фашист? И вообще группа близка к фашизму?
Е. ЛЕТОВ: Что вы имеете в виду под понятием «фашизм»? Я — не фашист, я — коммунист, и постоянно говорю об этом! Фашизм сейчас — это Клинтон. НАТО — это фашизм. Если возникает линия фронта, причем совершенно бескомпромиссного и безжалостного, то каждый друг друга называет фашистом: Клинтон — Милошевича, мы — Клинтона. Это что, перебрасывание мячика туда-сюда? Это понятия. Дело не в них.
В.: Как ты сам себя называешь, Егор: музыкант, человек, кто-то еще?
Е. ЛЕТОВ: Зачем мне себя называть? Я что, должен ходить по улицам, лежать в постели и сам себя как-то называть? Зачем мне это надо? Пусть другие меня как-то называют. Я сегодня такой, а завтра другой.
В.:Чем официальная страничка Г.О. будет отличаться от многочисленных любительских фанатских сайтов?
МАКСИМ ХАСАНОВ (веб-мастер): Качеством и количеством материала. Будет и эксклюзивная информация.
ЕВГЕНИЙ КОЛЕСОВ (директор фирмы «ХОР»): Информация на любительских сайтах не всегда достоверна. Наша же страничка будет постоянно обновляться и содержать точную и свежую информацию. В ближайшие месяц — полтора выложим музыку в формате RealAudio, пока процентов по 20 с каждого альбома. Возникнет, наконец, обратная связь, которой до сих пор не было, если не считать записок на концертах. Теперь все желающие смогут получить ответы на любые вопросы из первых рук.
М. Х.: Первое время, скорее всего, будут использоваться и материалы с любительских сайтов, по договоренности с ними, в основном тексты. Но все, конечно, будет проверяться. И всех заставим ссылку поставить. Это обязательно.
Е. ЛЕТОВ: Страничку делают люди, которым я доверяю, с которыми я работал очень много лет. Кроме того, у нас огромный архив, вы не представляете, какой у нас мешок за плечами. Материала, скажем так, достаточно.
В.: Я знаю, что выходят новые книги с текстами и стихами.
С. П.: Выходит сборник «30 песен Г.О. с аккордами. И двухтомник стихов Егора Летова.
М. Х.: В этом двухтомнике порядка 500 страниц со стихами, половина точно никогда не издавалась, в частности, не входила в книгу «Русское поле экспериментов».
Е. ЛЕТОВ: Поясню: было очень много вопросов, почему между альбомом «Сто лет одиночества» 1992 года и альбомами 1995 — 1996 годов мы ничего не делали. В это время было создано несколько сотен стихов, собственно говоря, я занимался только поэзией. Наконец, это будет издано и будет показано, чем мы занимались все это время, чем занимаемся, когда не выпускаем альбомы. Потому что мы не только пишем песни. По моим понятиям, каждый наш альбом — это некий шаг. Я не должен повторяться. Все альбомы 1987 года — это один альбом. Они записаны в одном звуке, в одной тематике, с одним принципом построения текста. Следующие альбомы, 1988 года — «Все идет по плану» и т.д. — другой звук, все совершенно иначе, ближе к готике. Специально плохо записаны и так грязно звучат. Альбомы 1989 года — «Русское поле экспериментов» и т.д. — совершенно эпатажное звучание, специально записано на перегрузе, как никто не писал в то время. Все тогда старались записаться максимально попсово. Мы полностью разрушили эту стихию. Каждый раз народ этого не понимает. Понимает через какое-то время, год или два. Начинает кричать: «давай Русское поле...!» или «давай Винтовка — это праздник!» А поначалу все говорят: «ой-ей-ей! Да что же это за звук?!» Далее, все ожидали от нас чудовищного панка, — и вдруг возникает «Прыг-Скок». Ну, совершенно ни в какие ворота не лезет. При этом название меняется на какое-то совершенно безобразное. Следующий альбом — «Сто лет одиночества». Я считаю, самый красивый альбом за всю историю нашей группы. Мы с Кузьмой над ним просто дико работали вдвоем, полтора года, изо дня в день. Потом мы просто работали над текстами, каждый работал над стихами. Постепенно рождался новый тип построения музыки. Мы в принципе сделали то, что называется «стена звука». Записали два альбома, «Солнцеворот» и «Невыносимую легкость бытия», в истории рока с таким звуком никто еще не записывался. Поколения это еще оценят. Это опять никто не понял, это опять поймут через какое-то время. То, что мы сейчас сочиняем — опять будет новое и совершенно непохожее на предыдущее. Параллельно занимаемся кучей проектов, пишем авангардные проекты типа «Коммунизма». Хотели выпустить серию из 4 альбомов под названием «Передозировка», то, что никуда не вошло, по тем или иным причинам: или материал концептуально не подходил, либо нам просто не хотелось это никуда вставлять. У группы «Посев» было записано 8 альбомов.
В.: Ты упомянул проект «Коммунизм»: не собираешься его возродить?
Е. ЛЕТОВ: Я бы хотел, да не получается. Для этого время прошло, дух уже не тот. Весело уже не получится. Человек, который, скажем, прошел войну, он иначе начинает смеяться. Это было ясно на «Хронике пикирующего бомбардировщика». Когда ты хоронишь половину своего народа, выходишь из окопа — и из всего взвода пять человек с винтовкой — после этого хохотать особо, честно говоря, не получается. Не выходит клоунады такой.
В.: А разве «Коммунизм» был таким веселым проектом?
Е. ЛЕТОВ: Да, изначально это было очень весело, мы даже хотели сделать совместный проект с Жариковым — «ДК» и «Коммунизм» вместе.
В.: Ты читаешь то, что о тебе пишут?
Е. ЛЕТОВ: Раньше читал постоянно, то радовался, то как-то противно становилось, а последнее время читаю про себя — и что-то мне смешно становится. Особенно вот эту книжку про Янку я читал — меня такой смех разобрал, я сидел и хохотал до слез. До какой степени нас народ воспринимает совершенно не так, как это было на самом деле. Как Янка писала, кто она была, как мы с ней дрались, т.е. что это было на самом деле. Все думают, что это был такой серьезный человек, что она, в частности с собой покончила, что это была такая трагедия. Это был веселейший человек, веселее всех нас вместе взятых. Все это нагромождение того, что происходило, кстати говоря, ко мне имеет очень косвенное отношение. Я иногда помогал, когда меня просили, а вообще она жила своей собственной жизнью, иногда мы встречались, а большее время я ее вообще не видал, только слышал, как про нее всякие чудеса рассказывают.
В.: А кому вы сейчас помогаете?
Е. ЛЕТОВ: Я не скажу. Но я помогаю.
В.:А не проще ли самому о себе написать, автобиографию?
Е. ЛЕТОВ: Ну... (поет) «Скоро стану я седым и старым, вот тогда и напишу свои я мемуары...» Вот когда я стану старым — тогда, может быть, и напишу. А скорее всего, что и писать не буду. Потому что это глупо все. Я читал эту книжку: каждый пишет что-то, все смотрят — и ничего не видят. А на самом деле смотрят-то не туда. Человек совсем в другом месте находится. Все смотрят в какую-то точку, которую создали они сами и хотят видеть именно такой персонаж, который там. Таким же образом все смотрят и на меня. Думают, что я такой серьезный человек. Как же! Мое описание меня стережет.
В.: Т.е. для тебя чье-либо мнение в оценке твоего творчества абсолютно не важно?
Е. ЛЕТОВ: Да нет, конечно. Что, Леонардо Да Винчи, когда писал «Джоконду», думал: «Ух, как меня похвалят!»; или когда Пиросмани рисовал свои картины, думал: «Ой-ей-ей, как меня полюбят!», что ли?!
В.:Но ведь всегда есть люди, чье мнение может оказаться важным.
Е. ЛЕТОВ: А вот Марадона побежал к воротам гол забивать, потом пошел посоветовался с Пасарелло: «Правильно я бегу по флангу, или нет?! Я вот все детство в футбол проиграл, и до сих пор его люблю. Это дело момента, дело случая. Это из области охоты, когда человек либо охотник, либо нет. С кем ты будешь советоваться, когда ты сам охотник, и при этом на тебя охотятся. Если ты не поймаешь — тебя поймают, ты будешь просто убит, раздавлен. Вот и все.
В.: На сайте будет много музыки, которую можно использовать в коммерческих целях. Как будет решаться вопрос о копирайте?
М. Х.: Музыкальный материал будет использовать невозможно, качество не позволит — явно не CD.
В.: Вышли огромные пиратские тиражи Г.О. и рынок до сих пор не насыщен. Как вы собираетесь это остановить?
Е. К.: Пиратство вокруг Г.О. имеет такую же длинную историю, как и история группы. Появились записи — и их начали пиратить.
В.: Но в 80-е годы самиздат имел характер дружеского распространения.
Е. К.: Дружеское распространение отличается от пиратского тем, что пираты продают свою продукцию за деньги, а друзья нет. Все началось со студии «Колокол». Потом их много было, но самый злостный и наглый пират, ворующий и по сей день, это фирма «BSA-records» во главе с Александром Олейником, который действует на основе липовых договоров и умудряется обманывать кучу народа, и в первую очередь слушателей и группу. Месяц назад вышел пиратский CD с альбомом Г.О. «Война» под лейблом все той же BSA. Я уже не говорю о том, что происходит на Украине. Есть такая фирма «Moon-records» в Киеве, которая выпускает пиратские кассеты огромными тиражами с безобразным качеством полиграфии и записи, с кучей ошибок в оформлении и в аннотациях. Всю Украину завалили. Только по кассетам пиратские тиражи Г.О. исчисляются уже миллионами. Это на порядок больше, чем издано и продано официальных изданий. Мы, естественно, с этим боремся, и думаю, в ближайшее время разберемся окончательно.
С. П.: Не платя гонораров авторам и продавая продукцию отвратительного качества, пираты ударяют и по нам, и по потребителю.
Е. К.: Подготовить официальное, легальное издание дольше и труднее, оно гораздо тщательнее делается. Пиратам в этом смысле легче. Но ведь досадно, когда на кассете песня «Красный смех» превращается в «Красный мех»
В.: Может быть, прибегнуть к помощи РАО?
Е. К.: РАО не помогает в таких вопросах. Это в компетенции фискальных органов. На данный момент официальными издателями Г.О. являются две фирмы: «ХОР» и «БОМБА-ПИТЕР». А с деятельностью так называемой «BSA-records» и им подобных мы намерены разобраться в ближайшее время.
В.: В США вы не будете отдавать свой видеоматериал на MTV, допустим?
С. П.: Я думаю, что MTV это даже снимать не приедет.
Е. ЛЕТОВ: Да и ни к чему это.
В.: Есть ли в Сибири новые интересные группы?
Е. ЛЕТОВ: Да нет, я не знаю. Я считаю, что если группа чего-то стоит — она тут же становится известной, не может быть неизвестной.
В.: В основном становится известной всякая попса, поддержанная деньгами.
Е. ЛЕТОВ: А какими деньгами были поддержаны мы или группа «БОМЖ», к примеру?
В.: Это было в 80-е годы, другой разговор.
Е. ЛЕТОВ: Да мы и сейчас бы вылезли. Как раз сейчас намного проще.
С. П.: Локальную известность можно завоевать и без денег. Вот сейчас все носятся с «Черноземом», слушают его, переписывают — точно так же все и происходит.
Е. ЛЕТОВ: Или «ИПВ», ну какая у них была раскрутка, да и до сих пор никакой. И хотя у них не вышло ни одной пластинки, они работают, записываются, а мы — слушаем. Была такая группа «SPECIALS». Знаете, нет? Они играли ска, записали в 79 году некоммерческий альбом с продюсером Элвисом Костелло, «новая волна». Тут же он попал в хиты. Записали второй альбом — еще больше в хитах. Они испугались и поменяли название. Я примерно то же самое решил проделать в 90-м году, когда назвался «Егор и Опизденевшие», извините за выражение. Специально назвал таким образом, чтобы невозможно было распространять. Так вот. Поменяли они название — и еще известнее стали, первый альбом — в хитах, второй — в хитах, причем никто не знал, кто это такие, они все имена сменили, имидж, подстриглись иначе. Записали третий альбом — просто первые места. Третий раз сменили название — и опять в хитах. То же самое и тут, назовись «Инструкция» или «Чернозем», как угодно. А возникают или не возникают новые группы — это другое дело.
В.: Егор, ты никогда не задавался вопросом, почему Г.О. так популярна, каждый год подрастают новые поклонники?
Е. ЛЕТОВ: Я, конечно, могу много полезных слов сказать в свой адрес, бить себя кулаком в грудь — вы этого хотите? Все заложено в названии. Мы — «Гражданская Оборона». Вы читали статью Гессе «Закат Европы Шпенглера. Братья Карамазовы»? Там рассуждения относительно того, что появляется новая формация людей, он назвал это принципом мышления Братьев Карамазовых. Из пяти братьев, среди которых пятый — Смердяков. А еще есть их папаша, тоже Карамазов. И вот они начинают все законы этого мира рушить, плевать на них, нарушать постоянно и везде. Не ради чего, а как жук в муравейнике у Стругацких.
В.: Это юношеский максимализм.
Е. ЛЕТОВ: Нет, это не юношеский максимализм, мне 35 лет, кому-то по 50, вот Генри Миллеру сколько было, когда он в 80 лет писал книжки? Это что, юноша, что ли? Ну, хорошо, юноша — среди стариков. Об этом писал Шри Ауробиндо и пр. Вот поэтому за нами люди и идут, как мне кажется, потому что понимают, что мы умирать не собираемся.
В.: Будет ли продолжен «Русский прорыв»?
Е. ЛЕТОВ: Он существует, куда он денется. Мы запалили огонь, вот он и горит, и пускай себе горит. Я же не должен его постоянно поддерживать. Я пошел дальше, иду, поджигаю.
В.: Что означает «творческий вечер Егора Летова» 30 мая в Нью-Йорке?
Е. ЛЕТОВ: Я буду отвечать на записки, разговаривать с людьми, песни петь, если они захотят.
С. П.: Нас пригласили еще и потому, что там огромный информационный голод и огромнейший интерес у людей разного возраста и разного социального положения.
В.: А прозу ты не пишешь, Егор?
Е. ЛЕТОВ: Я писал раньше... но этого мало. По большому счету, я — художник. Я мыслю, как художник. Это ближе к восточной поэзии, к восточному искусству.
В.: Где тебе интереснее выступать — на квартирнике или в большом зале?
Е. ЛЕТОВ: Разумеется, в большом зале. Энергии больше. Это своего рода наркомания. Почему про нас говорят, что мы шаманы? Это же не значит, что мы из людей лепим, как из пластилина нечто. Идет постоянный обмен энергией. Слова всегда мне кажутся гораздо меньше, чем я подразумеваю, поэтому мне сложно об этом говорить. И для них, и для меня идет что-то эдакое, если этого нет, — концерт проваливается. Такие были, но очень мало, процента два из ста.
В.: Почему все-таки так мало концертов? В Москве и вообще?
С. П.: После кризиса число промоутеров сократилось катастрофически, а уж тех, кто занимается подобной музыкой — и подавно.
Е. ЛЕТОВ: На нас очень часто ломают залы. Мы — группа, на которой разламывают стулья, разбивают залы, бьют охрану.
В.: Вы часто общаетесь с Дугиным?
Е. ЛЕТОВ: Последнее время не часто, но отношения хорошие, просто очень редко видимся. Он занимается какими-то своими вещами.
В.: Можно ли себе представить личную колонку Егора Летова в «Лимонке»?
Е. ЛЕТОВ: Я предлагал, но это не вышло. У нас с Лимоновым хорошие отношения и мы с ним этот вопрос как-то выяснили. Я хотел сделать колонку «Война» и вести ее из номера в номер. Приглашать разных интересных людей, вести с ними разговоры на разные темы, записывать стенограмму, нарезая яркие и интересные куски из диалога. Колонка была бы не очень большая, но яркая и интересная. Лимонову это не понравилось. Мне было просто интересно поучаствовать в газете, по большому счету, мне и так достаточно много есть, чем заниматься. Это был бы новый опыт, более того, я бы просто помог делу. Если делу это не надо — ну, пожалуйста, я плечами пожал и дальше пошел.
В.: Какие партии или движения ты поддерживаешь?
Е. ЛЕТОВ: По идее, официально, я принадлежу к партии Лимонова, у меня даже есть партбилет под номером четыре. Я в принципе его поддерживаю, хотя мы ругаемся иногда, пишем друг про друга гадостные статьи в разных газетах, но по большому счету мы делаем одно дело, только разными путями. Он, мягко выражаясь, прямолинейно. Я — более хитроумно, что по моим понятиям гораздо более действенно, чем у него. Мы ориентируемся на разную публику, но делаем одно дело.
В.: А какова цель?
Е. ЛЕТОВ: Цель — победа революции.
В.: А потом?
Е. ЛЕТОВ: А потом будем жить хорошо. Жизнь хорошая начнется, деревья будут зеленые, а не такие вот, как сейчас, листья будут распускаться, цвести все начнет, земля под ногами цвести начнет. Было же после революции хорошо? Было трудно, но было хорошо. А сейчас... Я бы сказал, конечно, но не при женщинах.
В.: Но ведь потом будет реакция, и может стать еще хуже, чем было до революции?
Е. ЛЕТОВ: Ну и что? Во время реакции находится определенный контингент людей, которые выстаивают, остаются живыми, не смотря ни на какую реакцию, за счет них хранится огонь, который все может. Народ ради этого живет и терпит эту ужасную зиму, безобразную, вековечную. Я вообще за тотальную революцию. Дело к ней идет.
В.: Вам ближе всего коммунизм?
Е. ЛЕТОВ: Видимо, это должно уже называться иначе, другой термин. Почитайте Евангелие и какую-нибудь другую хорошую книжку одновременно, допустим, по дзэн-буддизму. Все эти вещи, ради чего человечество все это создавало, из чего оно возникло, они наконец-то из области мифологии станут реальностью. Они встанут ногами на эту землю. Человечество, бывшее в виде мифа, встанет твердо ногами на эту землю, и все это воплотится.
Подготовил А. Коблов