источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/lukich.html |
дата: | 1999.04.27 |
издание: | Ленин № 10 |
текст: | Элла Кацмельбоген |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/lukich.html |
дата: | 1999.04.27 |
издание: | Ленин № 10 |
текст: | Элла Кацмельбоген |
фото: | |
см. также: |
В начале 1986 года Вадим Кузьмин (будущий «Чёрный Лукич») работал инженером на новосибирском заводе «Сибсельмаш», выпускающем снаряды, а его институтский приятель Роник Вахидов — на заводе им.Чкалова, выпускающем самолеты. Они и стали организаторами группы «Спинки мента». Затем к ним присоединились Дюпре на бас гитару и Андрей Буданов на барабанах. Группа сделала программу, но до записи дело никак не доходило. Вместе с группами «Бомж» и «Путти», «Спинки Мента» входили во фракцию панк-рока новосибирского рок-клуба, президентом которого в то время был Валерий Мурзин. Но в отличие от прочих групп у них ничего кроме энтузиазма и огромного желания играть не было — ни инструментов, ни репетиционной точки. Играли в основном по квартирам друзей.
«Ребята из группы “Бомж”, — вспоминает Дима, — рассказали, что в Омске есть наши братья... Такой Егор Летов, который поет песню: “Старый дедушка тихо плачет...”. Потом оказалось, что это песня не Летова, а Кузи Уо. Ну в общем так или иначе мы о них узнали». Весной 1987 года на первый Новосибирский рок-фестиваль прибыла шумная компания омичей — Эжен и Бэбик Лищенко (группа «Пик-Клаксон») с проектом «Адольф Гитлер». Кроме братьев Лищенко в нем принимали участие Егор Летов в качестве барабанщика и вокалиста и Олег Судаков в роли менеджера. Именно на этом фестивале к Олегу пристало имя Манагер. Омичи произвели впечатление людей очень энергичных. Они уже успели выпустить несколько альбомов. А в Новосибирске обстановка была вялая: несмотря на существование групп ничего не воплощалось. Сразу после фестиваля Дима Кузьмин, Янка Дягилева, Ирка Летяева, Костя Рублев, Женя Данилов и другие новосибирцы поехали в Омск. На квартире братьев Лищенко они записали акустику, попели там-сям и разъехалась по домам. Через некоторое время Дима вместе с Мишей Поздняковым снова посетили Омск и пытались организовать у Егора группу «Комитет Государственной Опасности», но в статусе этой группы им удалось записать всего одну песню.
Вскоре после поездки в Омск Диме из-за семейных неурядиц пришлось покинуть родительский очаг и отправиться путешествовать по стране. Он поехал в Москву, потом стопом в Питер, Таллинн, Ригу пожил на Гауе, а затем решил наведаться в Крым на Семфиропольский фестиваль. Там он встретил Егора, который предложил записать у него в Омске все песни, накопившиеся за это время, включая самые ранние.
В результате трехдневного ураганного творчества в 1988 году на свет появилось три альбома. Их в полной мере характеризует высказывание Е.Летова: «...это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто — хороших песенок». Альбом старых песен «Эрекция лейтенанта Киреева» вышел под маркой «Спинок мента», а два дальнейших — «Кучи в ночи» и «Кончились патроны» — уже под «Чёрным Лукичём». В одном из интервью Дима рассказал, как появилось это название: «Сначала была песня про “Чёрного Лукича” — “Мы из Кронштадта”. Тогда мы писались с Егором и Кузей Уо как одна группа и порешили, что “Спинки мента” не шибко серьезное название, надо его как-то осерьезнить». Казалось, группу ждет большое сотрудничество, но их пути разошлись.
Лукич удалился в Юргу и сочинял песни. Он работал старшим лаборантом в машиностроительном техникуме и создал там группу «Передний край», в которой активного участия не принимал, а только помогал с аранжировками. В Юргу к нему приехал Дима Селиванов, в Новосибирске человек очень известный. В 1984 году он был одним из основателей группы «Калинов мост», в 1985 — участвовал в создании группы «Путти». Лукич и Селиванов решили сделать совместную группу. Осенью 1988 года Селиванов собрал команду «Промышленная Архитектура». Лукич вместе с Селивановым делали для нее тексты и параллельно у него существовало несколько проектов. 22 апреля 1989 года Димы Селиванова не стало. Через два месяца Лукич предложил себя «Промышленной архитектуре» в качестве гитариста. Бывшая «Промышленная архитектура» в составе Димы Кузьмина, Олега Чеховского, Евгения Скуковский и Рената Вахидова решила делать свои вещи и поменяла название на «Мужской танец». Под этим именем они записали три альбома. Концертов не давали, а были чисто студийным коллективом. В 1990 году по итогам опроса новосибирского радио «Мужской танец» признали лучшей командой Новосибирска.
В 1991 году на новосибирской «Интернеделе» Андрей Бурлака предложил «Мужскому танцу» выпустить пластинку на ленинградском филиале фигмы «Мелодия». Дело зашло давольно далеко, были подготовленны запись и обложка, предполагаемая пластинка уже имела индекс в каталоге «Мелодии», но начались финансовые проблемы. Пластинка так и не вышла. У музыкантов наступило разочарование и группа распалась. Дима остался один и пытался записываться в аккустике.
Пути Е.Летова и Черного Лукича вновь пересеклись осенью 1994 года. Возник проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома «Они сражались за Родину», куда должны были войти песни Летова, Манагера, Ромыча Неумоева и Черного Лукича. Но и этому проекту, так же из-за финансовых трудностей, не суждено было воплотиться в жизнь. Летов предложил включить в новый альбом «Гражданской Обороны» несколько песен Лукича. Причем часть из них должен был петь Егор, а часть сам Лукич. Но потом было решено, поскольку это все-таки альбом «ГО», оставить только песни в исполнении Летова. (Песня «Мы идем в тишине» под названием «Далеко бежит дорога (впереди веселья много)» вошла в альбом ГО «Солнцеворот», а «В Ленинских Горах» — в альбом «ГО» «Невыносимая легкость бытия»).
В конце декабря на «Русском прорыве» (совместные концерты «Гражданской Обороны», «Инструкции по выживанию» и «Родины») Лукич тесно общается с тюменскими музыкантами — Игорем Жевтуном, Аркашей Кузнецовым, Сашей Андрюшкиным и Женей Кокориным. Они решают записываться вместе. В феврале 1995 года Лукич с Олегом Манагером приезжает в Тюмень, где записывает альбом «Ледяные каблуки», в который вошли совсем новые песни («Проданная девушка», «Суровая нить») и уже общепризнанные хиты («Вечная страна», «Кончились патроны»). Несмотря на большое желание работать с тюменскими музыкантами, Дима понимает, что ему необходимо собирать собственную команду.
По возвращении в Новосибирск он записывает сразу два альбома: «Будет весело и страшно» и «Девочка и рысь». «Будет весело и страшно» почти полностью дублирует «Ледяные каблуки», но песни исполняются в акустическом варианте. Работать над альбомом «Девочка и рысь» Диме помогал Евгений Каргополов. По его словам это альбом внутренних личных песен. На кассете стоит пометка: «Группа «Чёрный Лукич» входит в объединение независимых музыкантов «Тихий театр» (г.Новосибирск) и является частью движения «Планетарное искусство: место действия — Сибирь».
В 1996 году группа в составе Димы Кузьмина и Евгения Каргополова начинает концертную деятельность. Они выступают в клубах и даже на квартирах. С одного киевского квартирника, который состоялся в марте 1996 года была выпущена кассета «Дорога жизни». «Чёрный Лукич» принимает участие в летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании президента РФ. В Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за коммунистов. А осенью выступает на фестивале в Горноалтайске.
В 1997 году Дима собирает новый состав — «Черный Лукич» и группа «Тайга». Эта команда дебютировала в ноябре 1997 года на концерте, посвященном памяти трагически погибшего тюменского музыканта Дмитрия Колоколова, который состоялся в Новосибирске.