источник: | |
дата: | весна — лето 1999 |
издание: | Одинокое Солнце № 4, Волгоград «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Игорь Вишняков, Руслан Баев, Александр Редут, Мария Дьякова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | весна — лето 1999 |
издание: | Одинокое Солнце № 4, Волгоград «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Игорь Вишняков, Руслан Баев, Александр Редут, Мария Дьякова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
(Интервью с Вадимом Макашенцем (Дёпой Побоковым) перед концертом ТЁПЛОЙ ТРАССЫ 7.03.99 в АТУ г. Барнаула)
Интервью брали:
И.: Игорь Вишняков
Р.: Руслан Баев
O.: Оптимист (Александр Редут, гр. ПОСТОРОННИЕ)
М.: Мария Дьякова
Как бы ты, Вадим, мог обозначить смысл существования гр. ТЁПЛАЯ ТРАССА? Смысл, может быть, твоей жизни?
... Ты с ума сошёл, смысл?.. Вообще, смысл. Если есть смысл, то это смысл — Т.Т. ...Вообще, если есть смысл в жизни, то это тот самый смысл, ради которого я и живу... В-о-т- и -в-с-ё!.. Ты с ума сошёл — такой вопрос задал! Ни фига себе. Один смысл есть. Как один Бог, одна вера, одно крещение Всё. Вот так я считаю.
Вы говорили, что поверили в Бога, когда служили в армии. Что к этому привело?
Когда я служил в армии, я понял, что такое справедливость вообще Т. е. до этого я был знаком с этим словом как со Словом, а в армии я с этим словом познакомился как с явлением, которое касается непосредственно меня. Я понял, что всё, в жизни случающееся, случается в соответствии с тем, кто что заслужил. И справедливость в армии настолько обнажена... Вообще, армия явление обнажённое: и всё, что там происходит, — всё выпукло видится по сравнению с жизнью, вот, с этой, вот — обыденной... И вот в армии я такие понятия как Бог, честность, совесть, сила понял не абстрактно, а конкретно и реально — на своей шкуре испытал. И всё — начал писать стихи.
Дедовщина в армии — явление нормальное?
Да никакой дедовщины нет в армии. Это всё враньё и провокации. То, что называют дедовщиной журналисты, — это то, на чём держалось и ещё держится каким-то чудом (для меня, кстати, непонятным) до сих пор воспитание мужчин. Потому что то, что происходит на гражданке (говоря термином армейским) из детей, из которых должны вырастать мужчины, делают, ну, просто... просто идёт насаждение грехов содомских. А в армии... Армия — это до сих пор институт несколько закрытый для такого проникновения. Я имею в виду гомосексуализм и т. д.
Атмосфера жизни армейской — она настолько обнажена по своей сути, что человек не может в себе прятать какие-то наклонности, склонности, отклонения от нормального развития природы человеческой — той, которая заложена Богом. И человек там является тем, кем он есть на самом деле. И никто там не может делать вид, а может только быть таким, какой он есть. Таким, каким его воспитало общество, родители, радио, телевидение, газеты. Поэтому там всё честно, очень прямо и открыто... И, не кривя душой, могу сказать, что я прошёл этот путь очень хорошо, достойно... Я служил в Красной Армии, кстати, советской — не в нынешней непонятного цвета, а в той, которая победила фашистов. Армия Победительница. Вот эти традиции все... я их как бы продолжаю в гр. Т.Т. Просто я выражаю в иной форме, но суть та же остаётся.
В твоём письме москвичам ты говоришь, что Т.Т. — это армия...
Опять же, можно вспомнить Р. Неумоева с его альбомом «Армия Белого Света».
Я думаю, что им руководили те же чувства, которые руководят и мной.
Потому что Р. Неумоев для меня лично является фигурой руководящей в некотором смысле. Для меня лично это идеал, скажем, в творчестве, т. е. я считаю, что это лучший поэт, лучший музыкант в истории, может быть, не только России, а человечества. Эго человек, который соединил слово и музыку, форму и содержание настолько гармонично, что я, просто, аналогов подобного в истории не- зна-ю. И, я думаю, что вряд ли узнаю. Потому что я очень много слышал, изучал, но такой гармонии личности, слова и музыки я, просто, не встречал никогда. И я стараюсь, в силу своих слабых человеческих свойств, подражать этому явлению в Русской Культуре, Русском Искусстве.
И ты можешь назвать группы на сегодняшней рок-сцене, которые действуют честно и бескомпромиссно?
Я думаю, я наверняка знаю, что в каждом городе есть люди, которые пытаются честно сказать, донести до народа то, что у них наболело, накипело. Но таким людям, просто, затыкается рот этим же телевидением и СМИ нынешними — всеми без исключения и, в том числе, оппозиционной прессой... И остаётся у нас единственный путь — говорить друг другу лично, при встрече — общаться вживую, помимо всех этих магнитофонов и этой всей фигни... скоро это всё должно исчезнуть. Потому что грядёт конец. И он ближе, намного ближе, чем кажется всем нам. Может быть, он наступит завтра. И для кого-то он будет очень страшным, причём для большинства это будет намного страшнее, чем, даже, можно представить. Надо готовить себя к этому как к смерти. Потому что человек рождается на земле для того, чтобы умереть ПРАВИЛЬНО. Как это? Что это такое? — умереть правильно... Есть идеал для нас — это наш Бог, явившийся 2 тыс. лет назад. Который умер ПРАВИЛЬНО; и каждый человек только в силу своих способностей может следовать этому идеалу, этому примеру Других примеров у нас нет: нам Бог дал один пример, один идеал — эго Иисус Христос. Всё остальное — это просто суета, которая не приведёт ни к какому результату. Всё, что я изучал в жизни своей, всё, что я понял, мне дало один вывод — понимание того, что всё, что было — это всё сконцентрировано именно в этом явлении — распятии Иисуса Христа. А самое главное — это воскресение Его. В чём чудо, вообще, заключается. В том, что убили человека, а воскрес Бог. Т. е. Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. А другого у нас нет пути — только этому можем следовать.
Тем, что вы делаете, вы пытаетесь себя спасти?
Ну, понимаешь, человек есть образ и подобие Божие, а Бог — это Творец. И если человек — образ и подобие Божие, то он должен творить. И каждый должен творить в силу своих способностей, данных ему Богом. И мы этим, в принципе, и занимаемся. Я пишу стихи. Лёша Кирьячков играет на барабанах. Леонид Веремьянин поёт. Ветеран... (уже смеётся)... играет на бас-гитаре, ну, и т. д. Человек должен быть творцом, являясь образом и подобием Божиим и имея в сердце всегда вот этот пример Бога. Господа нашего Иисуса Христа, веря в это, следуя этому пути: другого пути нет.
Нет... вот, Летов, он говорил, что, мол, мы сами давно уже могли бы спастись, но то, что мы продолжаем заниматься тем, чем занимаемся...
Да всё, что говорит Летов — это, на самом деле, совершенно не важно. Потому что сегодня он говорит одно, а завтра он говорит прямо противоположное. Он хороший, конечно, человек, он гениальный актёр, он талантливый человек, но все его слова не имеют никакой ценности. Его песни — да. Я не скажу, что Т.Т. воспитана на песнях Егора Летова — это не так, конечно, — но то, что он нам дал — за это я эму говорил, говорю и буду говорить «спасибо большое»: за его силу творческую. Но, опять же, кто ему дал эту силу? Кто ему дал эту способность? Кто ему дал этот дар? Бог. А про Бога Летов никогда не говорит. Он говорит, что он верующий, но дела его не говорят о том, что он верующий. Хотя бы взять пример Янки Дягилевой. Я считаю, что Летов в большой степени виноват в смерти Янки Дягилевой, но никогда он не говорил: «Простите меня, люди, за то, что Янка умерла, а я, который ей эти идеи вбил в голову — про суицид и про смерть — я живу до сих пор». По-мужски, я считаю, что это не-хо-ро-шо и неправильно. Почему я прошу прощения за него, про Янку пишу: «Прости меня, Янка»; почему Летов, который виноват в этом, ни одной песни не написал? Написал какие-то... «Офелия», вот! Офелия какая-то там, мохнатый олень... Причём здесь олень-то мохнатый, я не понимаю?! Ты напиши по-человечески, что произошло-то у тебя с Янкой. Это ж никто не знает, кроме тебя, Егор. Что там произошло? Суицид это? Или убийство это было?
У него ещё есть одна хорошая песенка, но она для Янки — «Плюшевый Мишутка» .
Да, у него много хороших песен, Господи... Про Свободу, Торжество. Хорошая песня.
А всё-таки, спасение должно быть коллективным?
Спасение только коллективным может быть... Потому что Бог нам сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Т. е. единственный путь для человека спастись — это возлюбить ближнего, а без коллектива, т. е. одному... Сам по себе ты спастись не можешь, коль у тебя нет ближнего, которого ты можешь... должен любить. Вот и всё.
Башлачёв. Что вы о нем думаете?
Башлачёв — это гениальный поэт и певец Руси Святой... Но... эта тема очень больная, и для меня эта история с Башлачёвым, с его, опять же, выпрыгиванием из окна, под вопросом стоит до сих пор. До сих пор не известно, на самом деле, выпрыгнул ли он сам или ему кто-то помог. С точки зрения христианства, православия, суицид — это самый страшный грех. Т. е. убийство прощается человеку, а самоубийство не прощается, и человек, который совершил самоубийство, обрёк себя на вечные муки. Но в наше последнее апокалиптическое время, я думаю, что Бог проявляет себя более сообразно реальности, которую мы не знаем, которую знает только Он один: только Богу ведомо, что случилось с Башлачёвым и только Богу решать, прощать его или нет. Я его простил. Я как человек. Я как поэт перед Башлачёвым очень маленькая личность. Я только могу, как поэт, перед этим поэтом поклоняться и вечно буду его помнить, хранить в своём сердце и уповать на милость Божию, что всё-таки этот человек прощён. Я считаю, что он должен быть прощён. Потому что если бы не было бы Башлачёва, то не было бы меня процентов на 45.
Ваши стихи и тексты песен сильно различаются. Тексты — очень чёткие и логичные, а стихи — в чём-то даже раненые.
Стихи — они более личные. Т. е. когда я писал стихи, я писал их, как правило, для себя... А тексты... я, как бы, заранее уже подразумевал какую-то аудиторию... Поэтому и делал поправку просто на то, что это будут слушать люди — не читать мои стихи, а будут слушать. Вот так вот получилось, что тексты отличаются от стихов.
С чем связана такая ситуация, что два альбома ваших — «Царица Небесная» и «Всё Впереди» — более мелодичные, более спокойные, чем все остальные?
Это связано с тем, что я услышал новые песни Р. Неумоева в 92 г... Как раз возвращаясь к этой теме... У Р. Неумоева тоже произошёл перелом в жизни, т. е. он раньше писал, там, «Нож в спину»... вот, эти все песни... а потом у него произошло что-то в жизни, для меня тоже не совсем ясное, и он начал писать песни во многом более обнажённые. Просто, отпала какая-то чешуя, шелуха. И, вот, его альбом, который услышал в 92 г. с этими, вот, песнями («Память»), для меня явился некоторым откровением таким. Я, просто, такого никогда в жизни не встречал. Когда это услышал, я мог это сравнить только с ощущением со своим, когда я крестился в церкви нашей, в Покровском Соборе, в Барнауле, венчался со своей супругой. И «Царица Небесная», просто, как последствие этого всего явилась на свет. А «Всё Впереди» — тут ещё повлияли некоторые события в моей жизни. Например, развод со своей супругой, с которой я венчался в церкви, дал клятву перед Богом в верности вечной моей жене. А жена эту клятву не соблюдала. А я её соблюдаю до сих пор, кстати. И, вот, этот надлом душевный... Этот альбом «Всё Впереди» говорит о том, может и должен не сломаться при предательстве. Причём при таком предательстве, которое не прощается. Но я простил. Простил, потому что я люблю... до сих пор...