источник: | |
дата: | 8–15 октября 1997 |
издание: | Музыкальная газета № 39 (51) |
текст: | K.S. |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 8–15 октября 1997 |
издание: | Музыкальная газета № 39 (51) |
текст: | K.S. |
фото: | |
см. также: | Изображения |
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Последний концерт в Таллине.
© 1990, 1996 ГрОБ Records
℗1997 Manchester Video.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Русский прорыв в Ленинграде.
© 1994 ГрОБ Records
© 1994 С. Фирсов, запись,
℗ 1997 Manchester Video.
ЕГОР ЛЕТОВ
Концерт в городе-герое Ленинграде.
© 1994 ГрОБ Records
© 1994 С. Фирсов, запись,
℗ 1997 Manchester Video.
Предоставлены Caravan Records.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА всегда была явлением скорее поэтическо-политическим (да простят меня поэты и политики), а не музыкальным. Творчество Летова и его сотоварищей уже на протяжении более чем 15 лет вызывает совершенно полярные мнения и эмоции у тех, кто каким-либо образом прикоснулся к нему. Несмотря на то, что практически всё сделанное этими людьми уже, мягко говоря, стало преданьем старины глубокой, до сих пор у ГО сохранилось множество преданных фанатов. На них скорее всего и рассчитаны записи, о которых сейчас пойдёт речь.
Итак, первое видео представляет собой запись довольно известного концерта в Таллине, после которого ГО замолчала на 4 года, занявшись переизданием накопившегося за всё время её существования материала. О песнях, исполненных во время этого концерта, можно, пожалуй, не говорить — они известны всем. Изображение, конечно же, оставляет желать лучшего, хотя съёмки любительской камерой создают неповторимый колорит и ощущение того, что тебя тоже вот-вот пихнут в бок благодарные почитатели творчества Летова. Звук тоже не фонтан — барабаны практически не слышны, но я думаю, что это не является серьёзной помехой для фэнов, потому что недюженный голосище Летова перекрывает все остальные звуки, а его голос — это главный инструмент в группе. На последних двух песнях врубается свет на сцене, что крайне не нравится и публике, и самим выступающим. Песня «Непрерывный суицид» записана не с пульта, а прямо из зала и посему звучит ужасно, но, в общем, весь концерт представляет собой достаточно мощное зрелище — эпилептико-апокалиптические пляски Летова представлены во всей красе и конкретно сносят башню неподготовленным товарищам. После записи самого концерта на кассете имеются bonnus tracks, на которых запечатлено выступление Летова и Янки на концерте памяти А. Башлачёва в «Октябрьском» в 1990 году. Ничего суперинтересного в выступлении Летова не замечено, разве что неодобрительный отзыв об «эстетах вроде Троицкого, которые превратили нашу музыку в сплошную жопу», а вот Янка, которая исполнила, правда, всего три песни, но зато в хорошем телевизионном качестве, наверное, очень понравится почитателям её таланта, поскольку творческое наследие её не так велико, как у Летова.
Второе видео представляет собой запись сольного выступления Егора Летова в ЛДМ в 1994 году, которое предваряло концерт ГО, состоявшийся днём позже. Все песни исполнены под аккомпанемент полуакустической гитары и слушаются очень неплохо благодаря хорошему звуку и отсутствию электроинструментов, которые у ГО часто забивают текст. Летов выглядит немного уставшим и, видимо, от этого спокойным. Вначале он очень здорово исполняет свои хиты, среди которых выделяются по-настоящему хорошие песни, такие как «Пуля дура», «Харакири», «Про дурачка» и другие. Ближе к концу он немного выдыхается, но под занавес опять расходится и выдаёт очень мощно последней песней «Русское поле экспериментов». Зал бесится практически так же, как если бы ГО играли в электричестве.
Третье видео — это тот самый концерт на следующий день после сольника Летова. Как-то, видимо, повелось, что в ГО никогда не было по-настоящему хороших музыкантов, и независимо от того, в одну или в две гитары они лабают, результат один и тот же. На этом концерте — две гитары, но качества от этого не добавилось. Опять же всё звучит достаточно мощно, но всё же как-то устало. Танцы Летова больше похожи на попытки раненого голубя взлететь, и создаётся впечатление, что вся злость за боль, которая накопилась и которую вдруг попытались отобрать, перетранспонировалась куда-то очень низко и глубоко во внутрь его души. Звук и изображение хороши, над сценой висит пост-путчевский флаг с изображением серпа и молота, но очень напоминающий свастику; зал бесится, что очень не нравится охране, а после исполнения последней песни, которой оказалась «Родина», басист разбивает свой инструмент и бросает остатки в зал.
После записи концерта следует bonus с интервью второго человека в ГО, басиста Кузи УО, сделанное осенью 1993, где он рассказывает о том, чем собирается заниматься группа и, в частности, сам Кузя УО в ближайшее время, а также о проекте КОММУНИЗМ и о том, что он (Кузя УО) любит и что не любит. Тем, кто давно интересуется ГО, эта информация вряд ли покажется свежей и интересной, а тем, кто вообще не интересуется, она и вовсе не нужна. Другое дело — это, конечно, само видеоизображение, которое позволит узнать героя в лицо.
Все записи, представленные на этих видеокассетах, отреставрированы, перемикшированы и, в общем, сделаны очень качественно. Плюс ко всему прилагается каталог с огромным списком аудиоматериалов, выпущенных этой же фирмой и содержащих весьма редкие записи многих отечественных андерграундных исполнителей. Здорово, что творчество этих людей не пропадает, а бережно сохраняется. Но, с другой стороны, немножко не ясно, кто будет покупать эти записи, потому что они уже представляют интерес скорее для историков, чем для обычных слушателей, а тем более для фэнов Летова, которые никогда не задумывались о качестве его продукции, и даже чем хуже оно было, тем сильнее они влюблялись в этот шум и помехи, потому что срабатывал комплекс запрещённой музыки. Хотя, может быть, я и ошибаюсь. Теперь складывается впечатление, что за неимением тем для творчества Летову и его товарищам приходится лишь разукрашивать свои старые произведения, что тем не менее ничуть не умаляет их достоинств и влияния на умы. Да и вообще, кто знает, что будет дальше, для многих по-прежнему эти люди — герои.
K.S.