источник: | |
дата: | 1997.04.03 |
издание: | Шарманка № 29 (Иркутск) |
текст: | Василий Зверев; Dr. Max; Игорь Степанов |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1997.04.03 |
издание: | Шарманка № 29 (Иркутск) |
текст: | Василий Зверев; Dr. Max; Игорь Степанов |
см. также: | Изображения |
Обречённый жить
Представитель экстремального направления в рок-музыке, иркутский панк со стажем Dr. Мах рассказывает о себе и своей группе. Рок-человек Химик дополняет и вспоминает.
Для панка — баян, что маузер для чекиста!
«Поступил я в ИнЯз в 1985 году, до этого я слушал различную музыку: «Ноль», «Зоопарк», всю попсу западную. Буквально на 2-м курсе познакомился с Андреем Савчуком, который был звукооператором такой группы, как «Хижина Мельника», он также тесно работал со студией «МСА» (Степанов, Орехов). Работая оператором, Савчук записал им различные группы. Стал я общаться с Савчуком, поскольку у них было русское андеграундное направление, которое я до этого в таких больших количествах не слушал. Меня поразили прежде всего Егор Летов и Александр Лаэртский. Я очень много их тогда слушал, их эстетика произвела на меня большое впечатление. К тому времени у меня уже были какие-то тексты, но возникла проблема с музыкальным оформлением, поскольку моё музыкальное образование оставляло желать лучшего — всего два класса игры на баяне. Я нашёл тогда человека, это был Александр Булышев (от теперь руководит группой «Анорас» в Ангарске). А в память от того времени у нас остался совместный проект «Играй, Гормон!». Был это 1986 год. Булышев играл на гитаре, я — на баяне. Мы сделали демозапись. Я тут же притащил её к Савчуку, он эту запись в больших количествах стал активно продавать в «МСА».
В 1989 году в Ангарск приехали такие известные люди — группа «Ноль» с Фёдором Чистяковым. Их концерт ещё более убедил меня в желании заниматься рок-музыкой — так играть на баяне рок-н-ролл, с такой энергией, как это делал Чистяков. Во время этих событий в 1989 г. эту запись услышал Химик, взял её с собой в Питер и показал Л. Фёдорову («Аукцыон») и С. Фирсову (бывшему тогда менеджером Е. Летова). В 1990 г. приехала Янка Дягилева, и Химик поставил нас с ней на концерт. Были мы в библиотеке им. Ленина на Триллисера, выступали перед Янкой. В первый концерт в Ленинской библиотеке мы уделались вусмерть: пиво, водка. Концерт был неудачным во всех отношениях. Мы нервничали: Янка была звезда, а мы — Макс (баян, голос) + Сашка Булышев (гитара) — два хрена с горы. Второй концерт был в Политехе, там мы более-менее отыграли. Затем Степанов нас познакомил с «Дребезгами», чтобы получился профессиональный вариант. Мы начали репетировать на Постышева, поскольку я тогда там жил. Это было в 1990-начале 1991 г.
Степанов в Новосибирске носился по сцене с бюстом Ленина
После этих репетиций Степанов предложил нам новый проект — поехать в Новосибирск (о чем мы уже упоминали). Была такая организация — «Гоп Со Смыком». Мы решили обменяться визитами — «Начальник Партии» из Новосибирска должен был выступить у нас, а мы — «Dr. Мах» и «Дребезги» поехали в Новосибирск. Мы успешно отыграли, хотя рекламы никакой не было. Но мне понравилась сама атмосфера: первый день мы жили у организаторов, второй день — у такой известной фигуры — Нюрыч (Нюра — подруга Янки, нынешняя жена Егора Летова). Мы у неё активно тусовались, общались. Мы выступали
один день, а пили два дня. В первую неделю мы сильно упились.
На следующий день состоялся концерт. Заиграли 5 киловатт — оператор этот — энтузиаст нечеловеческий. Во время выступления Степанов делал эксгибиционистские штуки с бюстом Ленина, затем рухнул на барабаны — перфоменс удался. Шоу было... На второй день приходила Янка, спрашивала, как мы отыграли. Она о нас беспокоилась. На следующий день мы уехали. В 1994 году после концерта в библиотеке им. Уткина кроме нас были «Горын и команда», «Флирты». Мы взяли автобус и поехали в общагу мединститута к стоматологам. Там мы устроили «Шоу-вечеринку панк-групп». Кто был — тот помнит, что там творилось, разгул был дикий. Степанов «вешал телегу» про музыкантов: «Это приехали артисты из Новосибирска: их самолёт задерживается, и мы должны досидеть до утра...» И тут началось... Слухи об этом ещё долго ходили по Иркутску.
Формируется основной состав
После Новосибирска приехали мы обратно и сразу попали на фестиваль в ИнЯзе. Потом получилось так, что я остался один. Мы расстались, и так получилось, что я должен был набирать новых музыкантов. После этого ко мне подошли Антон Чайковский — бывший басист группы «Птица Идиот» и Ксения (вокал). Он более-менее профессиональный музыкант, в отличие от меня. С нами тогда был и Алик Щукин. Получился такой состав: Dr. Мах, Щукин, Чайковский, Ксения. Мы выступили в клубе «Орбита». Кто был за ударными — уже не помню. Было это в 1992 году. Группа репетировала следующим образом: мы играли акустику на квартире, а затем на концертах приходилось играть электричество. И получалась страшная разница. Много лажались, не было сыгранности из-за отсутствия базы.
Затем состав стабилизировался: Антон — бас-гитара, я — гитара, баян, голос, Ксения — вокал; взяли мы Федю из музыкального училища и Лёшу на ударные из группы «Горбатая Сестра» (культовая ангарская группа). В 1994 году был самый удачный концерт в библиотеке им. Уткина, который организовал Степанов. В 1993 г. мы вместе с «Дребезгами», «Лучевой «Болезнью», «Горбатой Сестрой» и «Флиртами» ездили в Усолье. Часто выступали в Ангарске, и в 1995 г. мы выступили с Егором Летовым. Это было в Политехе — отыграли 35 минут. День в Политехе и день в Ангарске. После первого концерта в Политехе я уехал домой, в общагу, бухать (в ИнЯз, что ли, не помню). А наши — Федя, Антон, Ксения — пошли вместе с Летовым возлагать цветы к памятнику Ленина. Во второй день в Ангарске на концерт пришло около 70 человек.
Летова охраняли даже в шашлычной
Игорь Степанов: — Летова тогда охраняло агентство «Арсенал». Мы ехали на трёх машинах из Ангарска, и по пути видим какую-то маленькую шашлычную. Решили там остановиться, перекусить. Представьте себе эту сцену: шашлычная на дороге, двери открываются, туда вваливаются три амбала с оружием, начинают всё проверять, затем вхожу я, Макс и остальные, и наконец, заходит Летов. Все присутствующие впали в глубокий шок — никто не мог понять, кто это такой. Ко мне обратились: кто это? Я отвечаю: это крупный мафиози. С перепугу нас усадили в отдельную беседку, накрытую сверху маскировочной сеткой. В это время Летов начал давать указания, как себя вести, чтобы на концертах не спровоцировать драку, потому что в Питере или Москве при таком поведении могла бы возникнуть драка. В 1993 году, как раз после путча, у Летова должен был быть концерт в Академии бронетанковых войск. Билетов было продано в два раза больше, чем имелось мест. Приехал ОМОН, и во время концерта началась дикая драка, в ходе которой двое омоновцев были убиты, погибла 4 панка, в радиусе 200 метров выбили все окна, перевернули машины. Это потом показывали по CNN. Был большой скандал. В Иркутске же всё было мягко...
Немецкие панки и расовая дискриминация
Макс: — ...В августе 1994 года я ездил в Гамбург на целый месяц. Что меня там поразило? Там есть дом, где живут панки, художники и т. д. За их проживание платит муниципалитет, чтобы они могли нормально существовать.
Как-то мы ехали в электричке, с нами ехали злобные немецкие панки. Они вели себя очень вызывающе, орали на весь вагон. Тут к ним подошёл волосатый негр с Ямайки — последователь Джа-растафари, регги, пёстрые одежды... Он поранил палец и попросил у панков марлю или платок, чтобы забинтовать. Сначала мы обрадовались, вообразив сцену дикой драки — панки жестоко избивают негра-растафарийца. Однако, к нашему крайнему удивлению, панки не только дали ему платок, но и крайне дружелюбно заговорили с ним. Вот это да! — подумали мы. — У нас такое просто невозможно.
Кроме этого, были мы на улице, где начинали выступать «The Beatles» — «Рипенбан Штрассе». Это улица красных фонарей, откуда пошла история рока. Как-то в одном из магазинов я нашёл тогда ещё винил (пластинка LP) Егора Летова с вкладышем на английском, где говорилось, что Летов — самый злобный сибирский панк.
Были мы на «Байкал-шаманах» в 1996 году без ударника. Мы лучше смотримся в маленьких клубах. Хорошо в 1966 г. выступили в «Пилигримах». Сейчас у нас что: кто в Ангарске живёт, кто в Иркутске. Зато есть концептуальность наших выступлений. Всё должно соответствовать нашему концерту, в смысле — пиво, релаксация, музыка. Сейчас выходит наш новый альбом, и мы начали активно выступать.
У нас было два альбома: «Играй, Гормон» (1992) и с «Горки Не Спускать» (1995). Мы решили сделать один большой альбом «Геноцид» на основе этих двух. Сейчас он выходит. Мы находимся на стадии записи. Пишем «Геноцид» дома, на портостудии. Сейчас накладываем вокал и барабаны. Где выходит — пока неизвестно.
Ждите выхода альбома «Геноцид»! Мы ещё скажем о себе!»
Записал Василий ЗВЕРЕВ