источник: | |
дата: | ноябрь 1996 |
издание: | FUZZ № 11/12 (38/39) |
текст: | Надежда Кашликова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | ноябрь 1996 |
издание: | FUZZ № 11/12 (38/39) |
текст: | Надежда Кашликова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
f f f | f f f f | f f | f f f f f | f f f f f | f f f f | f f | f f f |
26 ноября 1995 года было последнее выступление Егора Летова в Питере, после чего он вновь благополучно укрылся в сибирских лесах и приступил к работе над своими новыми альбомами. Что это будет, — пока можно только догадываться, т. к. раньше зимы они, вероятней всего, так и не появятся. Тем временем студия “Хор” в лице небезызвестного Жени Колесова выпустила архивные записи ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, восемь красочно оформленных кассет, из них: “Поганая Молодежь” (1985), “Оптимизм” (1985), “Красный Альбом” (1986), “Игра В Бисер Перед Свиньями” (1986), “Мышеловка” (1987), “Тоталитаризм” (1987), “Хорошо!!” (1987), “Некрофилия” (1987). Все они были пересведены и реставрированы Летовым в “ГРОБ-студии” в июне 1995 года. Было бы излишним предъявлять какие-либо претензии к качеству звучания ввиду вполне очевидных причин: во-первых, Егор Летов являлся и является убежденным сторонником “сугубо домашне-гаражного, рукотворно-дилетантского творчества”, а, во-вторых, все записывалось на советскую сборную технику, которая имела обыкновение частенько выходить из строя; этим, в принципе, и объясняются всякие “обидные казусы”, случавшиеся во время записи. Стоит обратить особое внимание на оформление кассетных обложек, каждая из которых является художественно-графическим отображением концепции данного альбома. Не менее интересна и внутренняя сторона, содержащая в себе раритетные фотографии ОБОРОНЫ времен дрязг и гонений.
1985 год. Е. Летов и Кузя УО, “лихорадочно и окаянно разворачивая и примеряя внушительный арсенал идей и средств”, записывают “Поганую Молодежь”, а следом за этим — “Оптимизм”. Эти записи наиболее адекватно выражают состояние и настроение на тот момент. Поганая молодежь, представителем которой в свое время являлся Летов, всегда отпугивала от себя далеких от конфронтации нормальных советских граждан, которые, в свою очередь, поспешили отлучить неугодных от своего самого “демократического” в мире общества. Затравленная и осатаневшая “молодежь” уже не верила в “перемену погоды”, но продолжала безжалостно громить и обличать ненавистный им советский образ жизни. Задушевным ВИА, воспевавшим красоты родного края, противостояла бескомпромиссная сокрушительная гроб-музычка: “кривые, дурацкие, дерзкие и отчаянные песенки и альбомчики”. “Поганая Молодежь” и “Оптимизм” явились смесью “волны, панка и идиотизма”, полностью отражая положение вещей в то лихое время.
Ранним летом 1987 года Егор с Кузей наконец-то записали накопившийся “за предшествующие горемычные годы” материал, составивший пять получасовых альбомов: “Мышеловка”, “Некрофилия”, “Тоталитаризм”, “Хорошо!!” и “Красный Альбом”. По словам Летова, на каждый из альбомов у него уходило около двух дней, “наполненных, практически, непрерывной двенадцатичасовой работой”.
“Мышеловка” — неистовое остервенение, облаченное в слова, щедрый плевок в перекошенную “харю картавой толпы”. Ощущение пластмассовости всего вокруг доводит отчаяние человека до предела. Он больше не в силах “терпеливо постигать/Веселую музыку бытия”, и потому наружу вырывается крик ненависти и презрения. “О, пошли вы все на х..!” — пелось от лица и во имя “идущих и обреченных/Во имя орущих и запрещенных/Во имя заразных, во имя опасных, во имя крамольных...” Альбом получился живым и энергичным, заставив самого автора “безуметь и бесноваться от восторга”. “Тоталитаризм” — песни 1986-87 годов. В исполнении Янки звучит “прокоммунистический” стишок “Как Жить”, а в исполнении Егора — ставшее классическим “Эй, Брат Любер!”, “Эжена” Лищенко. Все партии наигрывались и игрались исключительно Летовым. По поводу же концепции сего нерукотворного творения лучше всего сказал сам автор: “Все, что я могу своими песнями — это давать отпор тоталитаризму, как в мышлении, так и в отношении каких-то человеческих связей, тем более в государственных отношениях, из которых состоит весь цивилизованный Вавилон”.
Среди всего архива представлены два варианта “Красного Альбома”. Непосредственно сам он — электрический, “оригинальный”, возникший в начале лета 1987-го, тогда как его акустическая версия, вышедшая под названием “Игра В Бисер Перед Свиньями”, была записана годом раньше в лаборатории Омского политехнического института Евгением “Джефом” Филатовым. Летов “играл на гитаре, басе и пел, а Джеф постукивал на бонгах и подыгрывал на до-мажорной губной гармошке”. Фотография на развороте иллюстрирует примерную картину того, как это происходило. Но все же наибольший фурор среди тех, кто держал в руках все восемь кассет, произвела обложка “Хорошо!!” внешняя часть которой не была воспроизведена “по причинам морально-этического и юридического характера”. Поэтому откровенно шокирующий порно-коллаж был размещен на ее внутренней части. Вероятно, сделано это было для того, чтобы человек, слушатель, предавшись раздумьям, попытался ответить на вопрос: что же такое “хорошо!!”, и что такое плохо...
Надя КАШЛИКОВА
P.S. Честно говоря, испытываешь глубокое чувство радости за то, что все-таки “это состоялось”. Пронзительная самовольная гроб-музычка дошла до тех, кому она предназначалась, кто хоть раз в своей жизни пребывал в “состоянии большого и остервенелого отстранения”. На этом история не заканчивается. Творческий потенциал Летова безграничен, и, может быть, главная его ценность как человека и музыканта “в способности меняться, не предавая свою высшую сущность, свою высшую цель, тот стержень, которым являешься”.