источник: | |
дата: | январь 1995 |
издание: | Rock Fuzz № 18 «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | А-Ку |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | январь 1995 |
издание: | Rock Fuzz № 18 «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | А-Ку |
фото: | |
см. также: | Изображения |
ЯНКА
Стыд И Срам
ГрОб Records & Золотая Долина
Вторая пластинка Янки поражает тяжелой плотностью саунда и какой-то монументальностью пропорции. После воздушных, легко рвущихся, акустических штрихов «Не положено» (1991), здесь — отвесная стена звука, четыре длинные электрические композиции (последняя — с четырехминутной кодой!) «перефузованная» летовская гитара и сумасшедше завывающий электроорган, стремительно, кубарем катящийся куда-то голос... Не спасает даже «Столетний дождь» — с кашляющим громом, шелестящей водой — она всего лишь струится по плотно пригнанным блестящим кирпичам. Есть в этой стенке одно-единственное окошко — прозрачная «Нюркина песня», позволяющая заглянуть в теплое нутро, в «бабскую правду», согласно которой, как уверял классик, дважды два — стеариновая свечка. У Янки дважды два — «огородное горе луковое», то самое, с которым очень страшно засыпать.
Если выше ноги от земли поднимать, как просит Янка в первой же песне то, наверное, можно полететь. Только — можно не всем. Сама-то она, ясно летала — и над полем, где ягода, и над морем, где погода, над недостроенною башенкой, незасеянною пашенкой, выше резинового солнышка... А там, откуда она взлетела — то есть, у нас, грешных — может, что-то и было, да гнильем поросло: верно ведь подметила девка — «утонуло мыло в грязи»...
Янкин текст настолько силен, что как бы растворяет цитаты: «Поплыли туманы над рекой», «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит» — кажутся ее собственными, живыми, органичными строчками. А может быть, она просто — «беленькая косточка» от кости той исконной, наивной патриархальной мудрости, что и не предполагает завистливого авторства. Действительно, кто это придумал: «покатилось лицо по камням, по следам», «зима и лето одного цвета», «не сохнет сено в моей рыжей башке...»? Кажется, что всегда стояли вместе этакие пасмурные, жалобные, хлесткие, как осенний ливень, и столь же анонимные слова. Как всегда была и всегда будет Янка — на стыд нам и на срам.
Это так, потому что в отличие от многих из нас, расплывчатых и пока неопределенных, Янка — уже настоящая. Очень хочется верить, что как бытовые дрязги, так и разную политическую шелуху сметет своим хвостом с подоконника серый котейка с обложки — герой замечательной картины Николая Ивановича Буданова. А пластинка эта — останется.
★★★★★☆
А-КУ