источник: | |
дата: | 1994 |
издание: | Инфа (Воронеж) |
текст: | Екатерина Новосельцева |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1994 |
издание: | Инфа (Воронеж) |
текст: | Екатерина Новосельцева |
см. также: | Изображения |
В происходящее верилось с трудом. Еще бы — вечный и великий оппозиционер, крутейший панк, главный «политик» русского рока — Егор Летов приезжает на гастроли, спокойно дает интервью телеканалу, разговаривает с прессой. А ведь еще несколько лег назад такое и представить себе было невозможно. ГО избегала больших залов (там слишком много «чужих»), категорически не общалась с официальной прессой, а уж услышать эту омскую группу по телевидению или радио — это вообще нонсенс. Но времена меняются, люди тоже. Изменился и Егор. Немного, но измелился. Жаль только, что собравшиеся 17 ноября в ДК им. 50-летия Октября поклонники ГО этого понять не смогли, а точнее, не захотели. Естественно, что па таких концертах 99% зрителей — не просто слушатели, а свидетели и участники некоего энергетического обмена. А энергия била через край. Классно, конечно, когда все вместе и все эмоции на длине одной волны, но зачем же при этом буйствовать и крушить мебель вокруг себя? Я, например, очень хотела услышать «Свободу» и «Евангелие» из последнего альбома ГО «100 лет одиночества», о чем и сказала Егору после концерта. Мне объяснили, что вот Манагер (Олег Судаков — Е.Н.) и Кузьма (Рябинов — Е.Н.) они тоже хотели сыграть эти песни, но... «Мы как посмотрели, какой парод в зале, — сказал Егор, — ужас, новых песен решили не петь». И очень жаль. Поскольку новый альбом ГО «100 лет одиночества» глубокая философская работа, на этот раз лишенная политических лозунгов. Это размышление о свободе выбора, свободе полной, свободе, за которую платят страшную цену. В нем одиночество и душевная тоска, смерть (альбом навеян смертью Яны Дягилевой — Е.Н.) и воскресение. Метафорические бессюжетные картины выстраиваются в ряд мозаичных образов и действуют на подсознание, эмоции. И музыка тоже заслуживает особого внимания. Правда, в разговоре Егор несколько раз подчеркнул, что их музыка нарочито примитивна, поскольку у ГО музыка — только средство борьбы. Но в последнем альбоме музыка — равноправный участник творческого процесса. При записи был использован ряд новых инструментов — скрипки, флейта, клавишные. В музыкальный рисунок вплетены и всевозможные эффекты — синтезаторные переливы, электронные шумы. Все это в совокупности — музыка, текст и даже картина — обложка альбома являет собой репродукцию иконы «О отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» работы Егора Летова и Кузьмы Рябинова — производит очень сильное впечатление. Но этого мы с вами, уважаемые господа, лишились. А получили — скомканный концерт (увы, нехватка времени), ужасный звук и испорченное настроение организаторов. Игра музыкантов была скорее попыткой обхитрить самих себя или звукорежиссеров, чтобы сквозь гитарный рев, треск и шум прослушивались хоть какие-то аккорды и хоть какие-то слова. Но публике этого вовсе не требовалось. Тексты песен и так все знали и пели — вместе с Егором и даже за него. Что ж, «оттянулись» как смогли. Как говорится — каждому свое. Остается надеяться, что ущерб все-таки будет возмещен, Егор приедет весной, и общение наше будет более успешным. А тогда времени для разговора было мало — в девять вечера музыканты уезжали в Москву. Но на несколько вопросов лидер ГО все же ответил:
— Егор, почему вы вообще решили вместе собраться и песни сочинять?
— Ради чего мы группу собрали? Да потому, что хочется услышать что-то новое. Так как вокруг нет ничего стоящего, сочиняешь сам то, что хочешь услышать. Я сам создал группу, которая мне нравится.
— То есть ты самодостаточен?
— В конечном счете — да. Я от своих песен получаю удовольствие, ставлю кассету — и мне хорошо.
Я слушаю «100 лет одиночества» и плачу. Я понимаю, что это шаг...
— И как оно — сочинять? Тяжело?
— Конечно, сочинять — мучительное состояние. Мы вообще-то не являемся авторами в широком смысле слова, а скорее, проводниками, медиумами.
— То есть вы доступными средствами передаете некую информацию, идущую откуда-то извне?
— Точно. Ведь как я пишу — я вхожу в определенное состояние, и через меня проходит некий информативный поток. Это даже вдохновением назвать нельзя, это нечто другое. Начинаешь мучиться, болеть, несколько месяцев, полгода — не можешь спать, есть, ничего, доходишь до состояния, когда просто сходишь с ума. Это напоминает ситуацию, когда решаешь сложную задачу и никак не можешь решить и вдруг в некий момент видишь ответ-то лежит на полке, и неожиданно получилась песня.
— Вот как, оказывается, тяжко рождается искусство.
— Нет, мы не занимаемся искусством с точки зрения эстетической. У нас музыка нарочито примитивна. Рок для нас — это средство борьбы, шок, эпатаж, революция, прорыв в запредельный уровень. А если рок не революция (как у нас сейчас) — это уже, извините, эстрада, попс, это MTV... А ради искусства — уж лучше спортом заниматься.
Ну ладно, песни ГО — это средство борьбы. Но вышла книга «Русское поле экспериментов». В ней стихи Яны Дягилевой, Кузьмы Рябинова и твои. Интересно, как ты оцениваешь свои стихи. Мне, например, слышны в них отголоски поэтов серебряного века — опоязовцев, обэриутов...
Так получилось, что обэриутов я поздно начал читать, уже после того, как многое сам написал. Введенского я для себя открыл году так и 89-90-м, не говоря уж о Крученых и других. Я просто не знал этих поэтов. А откуда узнать — из статей наших ругательных, что ли?
Ну, а что касается перекликов с ними — я вообще считаю, что в течение всей истории существования человечества есть несколько архетипов авторов, имеющих определенное состояние сознания. Кто видит мир и мыслит определенным образом, тому приходит на ум какая-то система образов — вневременных, внеэмоциональных. Вот так это и происходит.
— Это все очень интересно. А что будет дальше?
Дальше? Дальше будет новый альбом. Он называется «Родина». В него войдут наши новые песни и некоторые советские, к примеру, «На дальней станции сойду». Может быть брат мой будет помогать. Между прочим, я рок-музыку услышал в возрасте 8-ми лет благодаря ему. (Старший брат Егора Сергей — авангардный джазовый саксофонист, у них с Егором прекрасные отношения — «полный консенсус по всем статьям» — в человеческом и политическом плане, что, увы, для Егора важнее.). Вот сейчас в Москву — записывать, а весной, быть может, к вам опять приедем — привезем новые песни.
— Что ж, спасибо, Егор, и да концерт, и за беседу Надеюсь, твоя новая встреча с Воронежем не будет столь сумбурной. И — доживем до весны.
Екатерина НОВОСЕЛЬЦЕВА
Фото Владимира ГОЛУБА
Комментарии
К сожалению, не известны ни точная дата выхода статьи, ни точной номер издания.
Если вы обладаете точной информацией относительно данной публикации — будем очень благодарны помощи: grobhron@gmail.com.