источник: | |
дата: | 1994.03-04.xx |
издание: | ЭНск № 3-4 (39-40) |
текст: | Екатерина Борисова |
фото: | Татьяна Выскворкина |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1994.03-04.xx |
издание: | ЭНск № 3-4 (39-40) |
текст: | Екатерина Борисова |
фото: | Татьяна Выскворкина |
см. также: | Изображения |
Общеизвестен факт пресловутой «пресс-конференции», имевшей место 19 декабря 1993 года в ДК Горького в Москве на мероприятии под названием «Арт-манёвры: Руководство к действию». Содержание её — даже при условии участия Егора Летова — особого интереса для рок-общественности, мне кажется, не представляет. Однако не многие знают о другой пресс-конференции в том же место и почти в то же время, которую можно узнать «тусовочной», а в сущности представляющей собой набор случайных вопросов, заданных проникшими в ДК и дорвавшимися до общения с Егором тусовщиками где-то в кулуарах. Сохранилась магнитозапись этого действа, которая и приведена ниже с минимальной стилистической правкой. Имена спрашивавших нам неизвестны (хотя есть сведения, что некто, обращавшийся к Егору на «вы», брал интервью для русской службы Би-Би-Си), однако имя отвечавшего на эти зачастую сумбурные и неуклюжие вопросы — суть повод для публикации.
(Егор) — Я три года не играл, мы специально ради этого сделали маленькую программу, чтобы участвовать в этой акции, принципиально, скажем так. А сейчас, как я понимаю, время изменилось, мы будем снова давать концерты. То есть это новый виток войны, скажем так.
— То есть война продолжается?
— И ещё какая! Война сейчас ещё сильнее, чем была. Более жестокая.
— А ты за войну?
— Конечно.
— Неважно, против чего?
— Нет. Важно, против чего.
— Тебе не кажется, что война бутафорский характер приобрела?
— Да нет, война — всегда война, на ней люди умирают.
— А почему ты тогда за войну, если на ней люди умирают?
— Потому что смерти нет как таковой, а есть вещи гораздо важнее, чем жизнь или смерть. Гораздо важнее.
— А как ты относишься к смерти?
— Никак не отношусь.
— Но ты её не боишься?
— Не боюсь.
— Егор, а как Вы думаете, образ врага в данной войне конкретизирован?
— В данном случае? Как лагерь, конечно, да.
— Как лагерь?
— Ну, как — среднестатистически, скажем так, это обыватель, равнодушный обыватель.
— А, на Ваш взгляд, разве нет вины организаторов этого фестиваля в том, что произошло?
— Есть, вот как раз, абсолютно.
— Или там, десять милиционеров, обещанных Гусаровым, это просто смешно...
— Разумеется.
— По-моему, всё было очень понятно изначально, что если билеты будут стоить 10–20 тысяч, то вся масса вот этих панков, они начнут, естественно... (Голос: «Какие билеты, это неважно всё!») устраивать такое вот...
— Это понятно, конечно.
— Егор, как состыкуются в тебе желание войны и любовь? Я думаю, что ты не лишён любви.
— Почему же? Я вообще считаю, что у нас все песни — про любовь.
— Ты любвеобильный человек?
— И весёлый человек.
— Но при этом ты говоришь о том, чтобы бороться против чего-то. Объясни мне.
— На протяжении всей истории человечества идёт война определенных сил. Я верующий человек. Две силы всего лишь, понимаешь? Я имею в виду силы зла и нашу.
— То есть любви без войны не бывает?
— Да нет, любовь — это же... её отстаивать надо. Это же сила, она утверждающий характер носит, а не пассивный.
— Вот, теперь я понимаю...
— А война не на жизнь, а на смерть идёт даже не на человеческом уровне, там такие силы задействованы, что диву даёшься.
— То есть ты против консервации человека, группы, например, двух человек...
— В правду веришь, да? А есть она на земле?
— Есть.
— Ты её видел когда-нибудь?
— Видел.
— Егор, а вот ты сказал, что ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА боролась за революцию, за коммунизм, в этом духе...
— Да, ну, в принципе, тот идеал, та утопия или утверждение тех ценностей, которые мы и утверждаем, как я понимаю, — оно носит характер самый идеальный: «коммунизм» называется. Коммунизм в идеальном состоянии, не социализм.
— Ты без иронии?
— Абсолютно без иронии.
— То, к чему мы шли — это было не то, не тем путём пошли после революции?
— Нет, сначала, первые года два, было хорошо. То есть революция, она носит характер... «революция» буквально означает «возвращение».
— Ты себя до сих пор живым человеком считаешь?
— Да, я живой очень человек.
— Несмотря на то, что вокруг тебя происходит?
— Вот как раз, может быть, благодаря этому.
— Может, благодаря этому ты живой и остался?
— Нет, ну как... Жизнь же заставляет действовать. Намеченным же нельзя быть (Голос: «Намеченной жертвы распростёртый клюв...»)
— А если люди вокруг тебя неправильно понимают?
— При чём тут люди...
— На всей планете...
— Хоть на всей планете — если люди неправильно понимают, всё равно надо быть, несмотря ни на что.
— Несмотря ни на что? Что бы ни получилось? Егор, не только для себя?
— Почему для себя? Я вообще действую не для себя. Если б я действовал для себя...
— В конечном результате?
— Для той силы, которая через меня и проявляется.
— То есть ты не сам управляешь, в конечном результате?
— Ну, мне неинтересно это для себя, понимаешь?
— Егор, можно глобальный вопрос? Глобальный?
— Давай.
— Ты некоторые свои песни отрицаешь или нет? Вот есть такие песни?..
— Старые — да. Мне стыдно уже за многие песни.
— Хорошо, спасибо тебе за откровенность.
— А какие, например?
— Ну. «Новая патриотическая», например.
(Тусовка: «О-о-о-о-о...»)
— «Эй, бабища, блевани», например?
— Это вообще не моя песня.
(«...о-о-о-о...»)
— Егор, а «Я ненавижу женщин» как?
— Это тоже, это дурацкая песня.
(Голос, разъясняющий той, что спрашивала: «Таких, как ты, похожих на тебя. А других — нет».)
— Егор, а ты можешь выделить определённый контекст к альбому «Сто лет одиночества»?
— «Одиночество» — очень грустный альбом. Очень грустный и очень красивый.
— Он чем-то навеян?
— Он навеян смертью Янки, если в двух словах. После «Прыг-скока» у нас было состояние очень кризисное, то есть находились на такой грани... суицидальной, скажем так. И он начался сразу после «Прыг скока».
— То есть это не конец, а продолжение?
— Продолжение, да.
— Егор, стоит ли бросать утопию в массы?
— Стоит. Только её и стоит, да.
— Ну Ницше же сказал, что «толпа — это суд идей». А ты знаешь, что после этого происходит, что массы делают с утопией?
— Это неважно. Дело в том, что необходимы ценности, которые были бы внеличностными. Необходимы. На этом — Земля.
— Но ведь уже были эти ценности!
— Не получается на деле...
— Ну, а что ж? Не удалось — встали и заново начали.
— Егор, а существует какая-то психоделическая подоплёка под альбомом «Сто лет одиночества»?
— Да, ЛСД ели очень много.
— А как Вы относитесь к ЛСД?
— Хорошо отношусь, но это вещь очень опасная...
— Надо легализовать, наверное.
— Это реальность или не-реальность? Или вторая реальность? Это правда?
— Это правда.
— Егор, а если б это твои дети...
— Это знаешь, что такое? Это смерть. Это состояние...
— Суицид...
— ...настоящая смерть. Что происходит с человеком после смерти — примерно это вот и есть.
— Егор, почему ты не используешь психотерроризм?
— Не знаю, мне в Киеве предлагали: то есть, ко мне приходили люди, которые этим делом занимались, и предлагали с ними сотрудничать. Я про это дело стих аж написал: «Гречневым чавканьем сильной личности...» — как раз про это. Вот. Приходил из КГБ человек, предлагал сотрудничать с ними и так далее. А ещё психофашисты, но мы отказались категорически.
— Егор, ты не слушаешь death metal?
— Нет.
— А вообще другие какие группы ты любишь?
— 60-е года слушаю, советские. Самые любимые — советские песни 60-х годов.
— Егор, а вот сейчас спор идёт: Егор Летов — хиппи или панк? Как ты сам считаешь?
— Не хиппи, совершенно точно.
— Егор, наиболее значительные моменты в современной музыке, на твой взгляд? Не обязательно в российской.
— Не знаю, нескромно может показаться, но мне кажется, что это мы, понимаешь? Вот.
— Егор, ещё: вот ты сказал, что ты мистик, теперь ты подтвердишь свои слова или нет?
— Ну да, в какой-то степени. Смотря что ты называешь мистикой. Я — верующий человек.
— А что ты подразумеваешь под «мистиком»? Я понимаю, что есть христиане, например, ну, верующие просто, есть мистики, есть те, которые с паствой работают и т.д. Мистики — это те, которые в монашество уходят, или в лес, в свои хижины?..
— Нет, скорее это можно назвать «Реализмом», понимаешь, с большой буквы. Потому что реальность — это понятие такое широкое, то есть граница между мистикой — это...
— Эгоцентрическая мистика, да?
— Какая, чья?
— Твоя лично.
(Голос: «Нет, Егор, по-моему, не сторонник эгоцентризма»).
— Я вообще не эгоцонтр, да.
— Егор, а ты собираешься где-то играть? Потому что сегодня ничего не получилось...
— Да, собираюсь. В январе мы хотим приехать и сделать нормальный концерт.
— Где — здесь, да?
— Наверное.
— Вот Вы сейчас сделали один концерт с Романом Неумоевым. Вы разделяете его взгляды?
— С Ромычем? Да, мы в одной обойме.
— А сейчас?
— И сейчас.
— Общие взгляды, несмотря ни на что?
— Он несколько по-другому относится, но в целом, на каких-то глобальных уровнях мы с ним солидарны полностью.
— Живой человек — он и есть живой? Несмотря ни на что?
— Конечно.
— То есть живого ты отличишь среди всех людей?
— Живого — да. А его сразу видно по глазам. У него же глаза живые.
(Чей-то возглас: «Я — мёртвый человек?!»)
— Егор, ты разбираешься в современном искусстве?
— Да, разбираюсь.
— Какие тебе нравятся художники? Я опять не акцентирую на Россию — в мировом искусстве?
— Ой, это сложный очень вопрос. У меня теперь любимый художник — это Грюневальд.
— Кто?
— Грюневальд. Средневековый художник.
— А ты не знаешь о таком течении — «Гренобльская школа»? Французские революционеры...
— Я что-то слышал... Из сравнительно, так сказать, современных мне очень нравятся немецкие экспрессионисты. Вот Георг Гросс очень нравится.
— Но ведь это же прошлое!
— А из современных — дело в том, что я, наверное, идеально не слежу, то есть я не знаю, что самые последние годы происходит, поэтому...
— А из современных групп какие-нибудь есть, думаешь, которые нормально играют и вообще?
— BUTTHOLE SURFERS — неплохая команда, элсэдэшная такая, шумовая.
— То, что Вы делаете — это предназначается для себя или для людей?
— Для людей, конечно. Для себя я бы и не стал ничего делать.
— Егор, а почему ты сегодня трезвый был, а?
— Потому что мне перед концертом пить нельзя, я слова забываю.
— Егор, ты левый или правый?
— Я? Левый. Ультралевый.
— А как ты относишься к Ельцину?
— Это гадина такая! Нет, ну это такая сволочь, своими руками расстрелял бы просто! (Не можем не заметить: нехорошо так относиться к пожилым людям. — Зав. РИО, по поручению редакции)
— А к событиям в октябре как ты относишься?
— Ну, как... Я же был там. У Белого Дома был.
— Ну, война — это красиво?
— Это здорово, это правильно.
— А Жириновский?
— Жириновский — так себе. Ну, это беспринципный человек, понимаешь? Он сейчас будет с нами, потом будет не с нами. То есть непредсказуемый.
— То есть ты против, Егор?
— А вообще из политиков кого ты уважаешь?
— Из политиков?
— Политика — грязное дело, да, Егор?
— Нет, почему?
— Вот как Горбачёв, допустим?..
— Из политиков я Анпилова очень уважаю.
— Надеясь на анархию, ты политики дело знаешь, да?
— Анпилова очень уважаю.
— Егор, твоё отношение к движению РАПП?
— Полностью солидарен с ними, поддерживаю во всём, это самое идеальное, что я могу...
— То есть ты можешь сказать, что РАПП сейчас...
— Ну, в какой-то степени мы, может быть, эту функцию выполняем, на уровне искусства, скажем так. Это да, это наше. Вот в этом мы с Ромычем расходимся, потому что он не выяснил...
— Так называемое «творческое самоубийство» Ромы Неумоева имеет отношение к тебе?
— Почему «самоубийство творческое»? Он продолжает работать. Ну, с моей точки зрения это несколько, может быть, не то, что раньше, но с его точки зрения — это новый виток, новый шаг.
— Новый виток... Он делает что-то, да?
— Он сочиняет, а что? Три альбома уже выпустил. И в этом году записал.
— Егор, а после «Ста лет одиночества» будет что-нибудь?
— Будет, мы начали работу над новым альбомом. Скорее всего, он «Родина» будет называться.
— А пластинки будут какие-нибудь?
— Пластинки будут. «Сто лет одиночества» сейчас выходит.
— «Мы будем умирать, а вы наблюдать» — этот девиз не современен уже, по-моему...
— Да нет, при чём тут девиз? Ну да, я умирать не собираюсь...
(«Егор, не умирай!»)
— Отношение к слову «русский»? Ты русский?
— Я русский.
— А русофобия?
(«Дайте Егору гитару/ Егор, спой что-нибудь. Егор, сейчас проведем тебя к гитаре... К гитаре, к гитаре!»)
Шла война к тому Берлину,
Шёл солдат на тот Берлин.
Матушка, не плачь по сыну.
У тебя счастливый сын.
Шёл солдат медленно, не быстро.
Не жалел солдатских ног...
Матушка, ударил выстрел —
Покачнулся твой сынок.
Опрокинулся на спину
И остыл среди осин...
Матушка, не плачь по сыну.
У тебя счастливый сын!
19 декабря 1993
Москва, ДК Горького
Материал и фото предоставлены Татьяной Выскворкиной (г. Петрозаводск).
Подготовка к печати Екатерины Борисовой