источник: | |
дата: | 1993.12.25 |
издание: | Известия № 248 (24103) «Егор Летов. Я не верю в анархию» (Сборник статей) |
текст: | Алексей Челноков |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1993.12.25 |
издание: | Известия № 248 (24103) «Егор Летов. Я не верю в анархию» (Сборник статей) |
текст: | Алексей Челноков |
см. также: | Изображения |
В статье «Уйдя от «красных», рокеры попали к «коричневым», опубликованной 12 ноября с. г. в № 217 «Известий», прозвучало предупреждение: наши профашистские политики распространяют своё влияние на тысячи люмпенизированных подростков, ибо, по сути, те лишились сейчас государственной опеки. В частности, говорилось о том, что праворадикальная партия пытается создать обширную сеть рок-клубов. Массовые молодёжные беспорядки, происшедшие недавно перед рок-концертом у московского Дворца культуры им. Горького, — один из симптомов крадущегося фашизма.
В КУТУЗКЕ С РОКЕРАМИ
Афиши о предстоящем концерте рок-группы «Гражданская оборона» не расклеивались по городу. Но, видимо, существует какой-то беспроволочный телеграф, по сигналам которого многотысячная тусовка рок-фанов перемещается по Москве в надежде попасть на выступление своего кумира.
В тот день у ДК столпилось несколько сотен рокеров. В зал их не пускали. Вызывая лидера группы Егора Летова, они истошно вопили: «Егор, Егор...» Через несколько часов, охрипнув и устав ждать, беснующаяся молодёжь устроила дикий шабаш. Разнесла вдребезги окна и застеклённые двери дворца, забрасывала камнями проходящие трамваи. Было заметно, что в толпе много подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения.
Подъехавшие омоновцы оказались ребятами бравыми — с ходу принялись вправлять хулиганам мозги. Тех, кто «брыкался», били беспощадно — дубинками, кулаками, сапогами. Затем, почти в бессознательном состоянии, закидывали в автобус. Признаюсь, журналистское любопытство подвело меня. Наблюдая за происходящим, не заметил, как сзади подошёл омоновец, который, не разговаривая, втолкнул меня в толпу рокеров. Впрочем, отнеслись ко мне корректно — в том смысле, что не били. Так вместе с подростками я попал в камеру отделения милиции.
Огляделся: что и говорить — колоритная публика. Торчащие гребни над выбритыми висками, обмотанные металлическими цепями шеи, чёрная кожа, высокие армейские ботинки, пальцы, унизанные массивными перстнями. Но больше поразила символика, которой пестрела жутко воинственная экипировка. На куртках — два изломанные стрелки-молнии, на перстнях и майках — черепа в касках, похожие на те, в которых маршировали солдаты вермахта, — это же, подумал, отличительные эмблемы СС! Под курткой одного из рокеров виднелась свастика.
— Как ты относишься к фашизму? — спросил его.
— Да никак, мне что — больше других надо, — плаксиво ответил тот, размазывая по чумазому лицу кровь и слезы.
Похоже, омоновцы заметили свастику, и ему досталось больше других. И в милиции снять не догадался...
— Ты знаешь, — обратился к другому, — что концерт организовывали газета «Завтра», бывшая «День», и праворадикальная партия?
— Не-а, первый раз слышу.
— Ну а то, что в ДК, пока вы его громили, начинался фестиваль «Русский прорыв», слышал?
— Плевал я на этот фестиваль. Мы с пацанами пришли на Егора, это клёвый мужик, всё другое — лажа.
— И часто вас арестовывает милиция
— Да почти во время каждого концерта. Ну и что: мне 12 лет, милиция не имеет права посадить меня за хулиганство.
Старшина по одному выволакивал подростков из камеры «на проверку личности». За решёткой слышались удары, чей-то горький плач. Милиция продолжала «учить» самых строптивых. Через несколько часов подошла и моя очередь. Проблем с выяснением личности не было, и, уходя, я спросил офицера: «Другого способа воспитать ребят, как кулаком по физиономии, уже нет?» «Будь моя воля, — услышал, — я бы этих фашистов давил, как тараканов».
«ФАШИСТСКИЙ СТИЛЬ»
Ребята, похоже, и впрямь не знали, куда шли. Рок-концерт был приманкой, а то и сознательной провокацией Александра Проханова, главного редактора газеты «Завтра», сотрудников газеты Владимира Бондаренко и Александра Дугина, а также праворадикалов. Пока толпа бесновалась на улице, они спокойно восседали на подиуме, обложенном мешками с песком. Шла пресс-конференция «духовных оппозиционеров», организаторов «акции «Руководство к действию», проходящей в «рамках фестивали современного искусства «Русский прорыв».
Цель акции, по словам выступавших, — создание Русского клуба, который «станет постоянно действующим штабом объединённых сил русского национального авангарда, патриотически настроенных художников». Впрочем, журналистов мало интересовали эстетические пристрастия «Руководства к действию». В большей степени они обращали внимание на политические взгляды устроителей и обилие литературы со свастикой, которой торговали здесь же с лотков. Иностранная корреспондентка наивно допытывалась, мол, правда ли, что вы — фашисты, и такими акциями пытаетесь привить юным маргиналам фашистскую идеологию. Проханов произнёс нечто невразумительное, зато Дугин со вкусом совершил экскурс в историю фашизма — от Муссолини до современных наци. Но, впрочем, на вопрос так и не ответил.
Ответ я получил в кулуарах фестиваля, случайно познакомившись с сотрудником журнала «Русский рок», пожелавшим сохранить своё инкогнито.
— Фашизм — это проявление решительных действий. В эстетике фашизм связан с авангардом и модернизмом (в отличие от национал-социализма, которому присущ классицизм). Нашими предтечами в России мы считаем барона Унгерна, Маяковского, Гумилёва. В конце концов фашизм — это стиль, который мы культивируем.
— Что же это за стиль?
— Прежде всего — отказ от гуманизма, жестокий и решительный дух, вкус к смерти. Мы воспринимаем войну как исток всего. Ну и, конечно, один из признаков фашистского стиля — эпатаж.
— Ну а те ребята, что орут под окнами, считаются атрибутами вашего эпатажа?
— Этих молодых людей тошнит от окружающего свинства, от «правильных мальчиков». Они — наша надежда, так как рано или поздно пойдут в бой во имя разрушения затхлого мира.
Как бы в подтверждение его слов стали доноситься звуки бьющегося стекла. Вскоре в зале появились омоновцы. Офицер приказал собравшимся покинуть помещение в течение трёх минут. Организаторы акции поодиночке покидали ДК через служебный вход. Я же отправился в иное путешествие...
Р. S. На следующий день, позвонив активисту ПРП, главному редактору журнала «К топору» Сергею Жарикову, чьё имя фигурировало в списках почётных гостей акции, поинтересовался, почему его не было в ДК им. Горького. «Я же не идиот, — ответил тот, — заранее было известно, чем кончится эта тусовка».
Остаётся добавить, что никто из устроителей «Руководства к действию» в тот день не пострадал.