источник: | |
дата: | август 1993 |
издание: | Твои проблемы № 21 (Новокузнецк) |
текст: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | август 1993 |
издание: | Твои проблемы № 21 (Новокузнецк) |
текст: | |
см. также: | Изображения |
ОТ ДИРЕКТОРА «БГ»:
— История происхождения этого материала весьма примечательна. Его любезно предоставил нам некто РЯБИННИКОВ С. К., который, как стало известно из его письма, долгое время ведёт переписку с ЕГОРОМ ЛЕТОВЫМ, лидером группы «Гражданская оборона». Впрочем, предоставим слово РЯБИННИКОВУ: «Это интервью я привез из Томска, и думаю, что вас оно тоже заинтересует, поскольку вот уже лет пять ДЖА (он же Е. Летов — Б. Г.) является самой солидной фигурой в русском андеграунде, а интервью это НИКОГДА И НИГДЕ НЕ ПЕЧАТАЛОСЬ (выделено нами — БГ). Я нашел его в бумагах своего друга Михи после его внезапной кончины, и привез показать местной братве, которая и порекомендовала отправить его вам. Подтверждение подлинности материала я получил по переписке от самого ДЖА, но, к сожалению, не спросил, кто его брал». Нам остается поблагодарить РЯБИННИКОВА С. К. и некоего (опять же!) Штейна, который выступал в качестве посредника в передаче материала. Итак, интервью.
★★★★★★★★★
Егор ЛЕТОВ: Любой человек, которому действительно не безразлично, что творится вокруг, не станет сидеть в своем хлеву, и ни во что не встревать. Иначе, ты просто не человек, а животное,— свинья, например, от которой есть толк только после того, как она сдохнет. Небезразличие — одна из главных черт личности, характеризующих её развитие, и именно оно лежит в основе того процесса, вследствие которого люди оказываются по ту или иную линию фронта. В каждом из нас живут и Иуда, и Иисус, и дело в том, кто из них одержит верх. Не достаточно понимать что по чём. Надо уметь бороться с трудностями за свои ценности хотя бы с самим собой. А для этого необходим анализ происходящего и жёсткое противостояние животному началу. Бесспорно, что в наше время слова «общество» и «стадо» значит почти одно и то же, а стаду всегда необходим покой и доказательства собственной значимости. Как музыкальные структуры, так и государственная машина всегда ориентированы на лояльность к яростно-поросячему большинству и истребление сеющих смуту. Поэтому, в нашем обществе возможно лишь частично быть человеком, если хочешь тихо и мирно жить. А любой, взваливший на себя большой груз, оказывается изгоем, яростно вопящим о любви и человечности и в одиночку бьющимся с неприступными стенами тупости и низости, пытаясь, если не улучшить, то хотя бы удержать этот мир от окончательного вырождения. Неудивительно, что моё творчество не может ласкать слух и пользоваться массовым спросом. Всё в полнейшей мере наоборот, отсюда и подполье.
«А не кажется ли тебе, что многое из того, что ты пропагандируешь, можно все же подать в более мягкой форме или хотя бы ограничиться цензурными выражениями?»
Е. Л.: Я все-таки не в бирюльки играю, как это делают большинство моих псевдоколлег, безликими блеяниями утверждают подлость и тупость, возведённые в ранг жизненной позиции. Всю мою деятельность можно смело назвать реальной борьбой, а стало быть и агрессивность вполне уместна, и даже необходима. Нужны средства, для прорыва скорлупы «своего мирка», присущие любому гражданину и любой гражданке. Только вызвав рефлекторное раздражение,
осознавая можно изменить, избавить от субъективности восприятия информации тех, в ком ещё остались крохи человечности, и за кого ещё стоит побороться, а резкость форм в данном, случае и является вот этим раздражителем.
Согласен с тобой, только не кажется ли тебе, что больно уж мрачновато все это у тебя получается?
Е. Л.: Ты знаешь, что в мире не существует ни зла, ни добра в чистом виде. Существует совершенство и несовершенство, как крайние ценностные критерии, а добро и зло просто их конкретные проявления. В то же время, всё на свете складывается из мелочей, на суть которых мало, кто обращает внимание, но именно они, накапливаясь, образуют гигантские процессы. Большинство людей существуют, утопая по уши в сиюминутных впечатлениях, и просто интеллектуально не могут уловить связь между, казалось бы, лёгкими недостатками и тем, во что они выливаются. Поэтому так и выходит, что вроде бы всё и не плохо, тем более, что чем ничтожнее тварь, тем меньше ей потребно. Налей свинье жратвы, в корыто — она и счастлива, разве не так?
Пожалуй, так. Только скажи вот ещё что. Почему в России из всех музыкальных течений настоящую ценность представляет только панк?
Е. Л.: Видимо, ты что-то здесь напутал, потому что я говорил совсем не об этом. Я всегда утверждал, что делить стили и течения на хорошие и плохие, есть проявление крайнего скудоумия. Существуют более тонкие сущности, нежели стилевые рамки, и именно они несут в себе содержание и энергетический заряд, которые в свою очередь и представляют ценность. Среди того же панка есть такое количество бессовестного дерьма, что ни в какую щель не лезет. Я говорил о внутренней идейности внешней бижутерией, что происходит везде, и говорил, что некоторые течения от этого и пошли, но не потеряли потенциал вместить в себя какую-то святость. Другое дело, что такое нынче время, что в силу своей жизнетворной бесхитростности панк наиболее эффективен в борьбе за очеловечивание нации.
Не кажется ли тебе, что все мы находимся пока именно в обороне? Вот и группа твоя не иначе, как «Гражданская оборона» называется. Неужели уделом всего человеческого так и останется постоянная оборона от чёрных сил, и не более того?
Е. Л.: В советском роке до нас происходило, по сути, не более чем попытка к осмыслению, но не фундаментальная теория. Это как платформа для всего Настоящего, и как раз мы это Настоящее и начали, ибо пришло такое время. Может мы сами, а может уже и другой кто-то сможет, сохранив это знамя, перейти в наступление. Русский люд всегда до последнего вздоха за идеи свои стоял, будь то хоть язычество, хоть благочестие, хоть растление, как сейчас.
Томск, 1987 г.
Комментарии