источник: | |
дата: | март 1993 |
издание: | ЭНск № 3 (27) «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) — фрагмент статьи «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Роман Герасимчук |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | март 1993 |
издание: | ЭНск № 3 (27) «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) — фрагмент статьи «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Роман Герасимчук |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Он делает забойные вещи, которые шокируют, приводя в ужас одних и вызывают восторг других.
Он любит оттянуться и презирает топоту.
Он любит философствовать.
Он ненавидит запреты.
Кто он?
В паспорте он значится как Кунцевич Николай Францевич (как звучит, а?!) Но имя это известно лишь единицам, в миру же нашем рок-н-ролльном он имеет славу под именем Ник Рок-н-Ролл. Что, узнали?!
Родился в 1960 г. в Оренбурге. По словам Ника, это было «время честной шпаны». В роке он с 13 лет. Сначала играл в «школьной команде» с названием МАЗОХИСТ. Потом, когда узнали, что на западе есть команда с таким же названием, его пришлось сменить. Получилось, что судьба у Ника сложилась точно так же, как и у Свина (АУ), питерского возмутителя спокойствия, «главного» панка города, который оказался ровесником Ника. И наш герой поехал в Питер знакомиться со своим единомышленником. Случилось это в 1979 году. Так началось становление Ника на стезю «большого рок-н-ролла»; до чего всё это дошло — мы прекрасно знаем. Скандалов из-за выступления Ника было ничуть не меньше, нежели во времена становления рок-музыки, когда приходилось играть в подвалах и стараться не быть «засечённым» стражами порядка. В 89 году в Комсомольске-на-Амуре вместе с КОБОЙ он вывел из себя часть публики, наделав своим выступлением больше шума, чем в своё время SEX PISTOLS, выступая 6 ноября 75 года на сцене художественной гимназии (для тех, кто не осведомлён: в этот день было первое выступление «пистолетов»). А почему, собственно, Ник Рок-н-Ролл? Ник — это на галльском диалекте «дьявол», а Рок-н-Ролл, как считает сам «дьявол» — это драйв! Энергия! Музыкальный язык! Имя это придумал один товарищ Ника, музыкант из Тюмени.
Ник с КОБОЙ объездил почти весь Союз, и где бы он ни появлялся, везде появлялись поклонники его творчества: «Его песни завораживают какой-то неземной силой, я не могу от этого избавиться. Они преследуют меня, где бы я ни был», — сказал мне один мой товарищ, который послушал всего один (!) раз Ника вживую. Ника, конечно же, нужно видеть, его мало слушать, его нужно чувствовать всем телом (сильно сказано. — ЭНск).
Ник знакомится с Егором Летовым, Янкой, Селивановым и другими известными сибирскими рокерами. Раньше считали, что Летов, Янка и Ник — это святая, нерушимая тройка, которая ставит всё с ног на голову подобно тому, как это делает другая знаменитая троица: СашБаш, Кинчев, Задерий. Но эти обе, казавшиеся могущественно-нерушимыми троицами, потеряли по одному человеку. В первом случае — Янка, во втором — СашБаш покинул нас.
После смерти Дягилевой у Ника пошёл «мрачный период», его песни — это будто поминалка. В каждой говорится о смысле жизни, о приближающейся смерти. И слова «Меня» — «...Вчерашний друг не придёт никогда» — как никакие другие подходят к трагедии, случившейся с Янкой... Слушая альбом Ника «Покойный Мень», я погружаюсь в царство нелюдимых людей: в обличье своём они люди, но душой они дьяволы, дьяволы с просветом в голове. Все песни альбома — будто сухие листья, топча которые мы получаем шелестение, хруст — это Никовы речи. Нет, конечно же, не стоит представлять себе картину, описываемую мной, довольно мрачной, есть в ней и белые полосы, которые дают нашему сознанию отдых. Зачем? Ник отвечает на это так: «Если мы каждое утро будем глотать боль, мы станем наркоманами от боли. А наркоманы от боли очень трудно вылечиваются. И даже любовь не всегда помогает. Потому что наркоман от боли настолько увлечён собственной болью, что и не замечает остального...»
У большинства слушающих Ника (особенно живьём, на концертах) возникает бредовое сюрреалистическое видение! Ник несёт в себе неземную энергию, но энергию не той породы, что несёт К. Кинчев или Гарик Сукачев, а энергию Солнца, которое чем больше, тем холоднее. Ник достигает максимума при минимуме средств. Этот дар принадлежит ему по праву. Порой бывает такое чувство, будто Ник вообще не человек, будто кто-то оттуда принёс на Землю душу «вечного революционера», которая «обрастала» постепенно человеческим обличием и воплотилась в создание, позже названное Ником Рок-н-Роллом!
Минский «О’корок» пишет о Нике: «Ник есть чёрный квадрат авангардизма вообще, классического авангардизма — от модернизма до ташизма — и Клейна с „новым реализмом“. Максимально чистое воплощение сразу трёх основных идефиксов: поиск единого корня, того главного, чем искусство воздействует; непосредственное вторжение искусства в жизнь, слияние его с ней (искусства с жизнью.— ЭНск), и преобразование последней в первое средствами этого первого; уничтожение разрыва между замыслом, творением и восприятием сотворённого публикой...»
Или ещё: «Ник — ошеломительная галлюцинация, внезапно из ничего возникающая и также в никуда исчезающая». Это ещё раз подтверждает мою теорию о том, что Ник не человек, а явление, ещё никем не изученное.
«Не знаешь, кто хорошо знает Ника?» — спрашивают порой у меня. «Нет!» — отвечаю я, думая про себя в то же время: «А знает ли его хорошо вообще кто-нибудь? — Наверное, нет!»
Роман ГЕРАСИМЧУК
(г. Амурск)