источник: | |
дата: | 1992 |
издание: | Шарманка № 2 (Воронеж) |
текст: | М. Бауэр |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1992 |
издание: | Шарманка № 2 (Воронеж) |
текст: | М. Бауэр |
фото: | |
см. также: | Изображения |
«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» и все связанное с этой группой — ныне уже история. Историю эту, однако, толком мало кто знает. В этом номере мы публикуем рецензию на один из лучших альбомов «ГО», и фрагменты из альбомографии — перепечатку из последнего номера журнала «Контр Культ Ура».
Рецензия на старый (1989), но золотой альбом Егора Летова «Русское Поле Экспериментов»
Мы ждали это время, и вот это время пришло. Мы кричим — кто во что горазд. Кричим ради крика, ради того, чтобы не отставать от других. Пусть о своем, кровном, личном. Не так кричит Летов. Он дерет глотку и душу для нас, о нас, во имя нас! О нас — не значит «о русских», и название альбома не должно никого вводить в заблуждение. Так, как и строки: «Кто здесь — самый главный анархист? самый хитрый шпион? самый лютый судья? самый удалой Господь?»
Они не относятся к России. Они — ко всему человечеству. Ко всем, кто жаждет добра, но творит зло, кто предназначает себя людям и Богу, но служит Диаволу.
В первой же песне Егор напряженно-весело поет:
«Веселое время наступает, братва!
Ой-ё, веселее некуда!..»
Что это за веселое время? Демократия да гласность? Как бы не так! Если раньше грызлись тихо, осторожно, прикрываясь брехней о всеобщем благе, то сейчас грызутся в открытую, наплевав на все и вся. Вот оно — веселое время. Мы ведь ждали его!?
Многие считают, что альбом этот — плод летовского злорадства, упоения собственной правотой. Может и так, но не до злорадства в вопросе: «Станем ли мы завтра мертвее, чем сегодня?» Грустно и обидно узнавать себя в рыбе, постигающей воздух. Но что ж делать, коль это правда!? Плавая всю жизнь в дерьме, мы, «истекая слизью, разрывая жабры», не желаем вылезать из этой среды. Будучи «вырванной с мясом», рыба истошно орет о своих горестях. О своих! До чужих ей нет дела: «Плевать на Христово распятое тело, на гниющие раны его!». («Нате»).
Песня, давшая название альбому, у меня ассоциируется с библейским Плачем Иеремии. Помните — в предисловии: «Трогательная многозначительность этой книги заключается в любви и скорби Бога по отношению к народу, который он наказывает». А в чем же заключается «трогательная многозначительность» песни «Русское Поле Экспериментов»? В любви Летова к народу, к тем, среди которых он имел счастье или несчастье родиться. И другие говорили о любви и скорби. Но не так! Может, лучше, доходчивее, понятнее, но не так! У Юрия Наумова тоже есть об этом:
«А я был странник в израненной, странной стране,
Где продажное „ДА“, и на нет сводят „НЕТ“,
Где на тысячу спящих,— один, что распят,
И пятьсот, что плетутся вдоль стен...»
Хорошо ведь! Хлестко, зло. Но не так, как у Летова! Цитировать песню нет смысла, ее надо слышать. Сердцем — слышать, ушами — слушать.
Тема Плача Иеремии и «Русского Поля» одна — гибель народа. Гибель вследствие неправедности, зла и суеты. Фразы песни расплывчаты, но это не хаос, не бессмыслица. Это скорее осколки наших розовых очков, той твердыни, что была создана в наших умах вождями иллюзионистами. Припомним фразу из песни покойной Янки Дягилевой: «От вселенской любви только морды в крови»... Становится ясно, что же за Любовь Егор.
«...освободил от дальнейших неизбежных огорчений.
Подманил ее пряником, подманил ее пряником.
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачко.
Словно ребенок свою нелюбимую куклу...»
Искренность этого заявления сомнению не подлежит, ибо у Егора нет песен, которые мы называем «добрыми», «счастливыми». Он-то не нуждается в протезах доброты, в коих ох как нуждаемся мы. Парадокс — к добру призывают «злые» песни. Путь к добру неизбежно лежит через зло. Вся сложность в том, чтобы не застрять на полпути, не завязть в зле и пороке. Добрые слова давно стали разменной монетой, и пронять нас можно лишь языком, привычным нам. Насмешками, проклятьями и злостью! По-разному можно понять призыв Летова:
«Пока не поздно — из крысы прямо в ангелы!»
По-разному его и понимают. Вторую строку забывают, за то первую чтут. Сладкоголосая эстрада понятней — она поет о любви, не о ее последствиях. Не о пьяных скандалах и драках, не о брошенных детях. Очередной козлоголосый любимец публики поет, о любви. А жизнь проходит — в крысах. В ангелы немногих нынче тянет. У ангелов-то нынче музыка — ухо режет, душу рвет, сердце корежит, разум возмущает. Да ладно, лучше про любовь и слушать. «Лишь поначалу слегка будет больно», а там привыкнешь. Маска удобно ляжет на рыльце. И в толпе себе подобных жить так замечательно. Живите. И вот вам напутствие Летова:
«Живите дальше!
Живите дольше!
Рожайте больше!»
М. БАУЭР.
Оффициальная альбомография ГРОБ-РЕКОРДЗ
Гражданская Оборона:
1. Поганая Молодежь (1985). 2. Оптимизм (1985). 3. Красный Альбом (1986). 4. Мышеловка (1986). 5. Хорошо!! (1987). 6. Тоталитаризм (1987). 7. Некрофилия (1987). 8. Все Идет По Плану (1988). 9. Так Закалялась Сталь (1988). 10. Боевой Стимул (1988). 11. Песни Радости и Счастья (1989). 12. Война (1989). 13. Здорово И Вечно (1989). 14. Армагеддон-Попс (1989). 15. Русское Поле Экспериментов (1989). 16. История: Посев 1982–85 (2 ЭлПэ) (1989). 17. Красный Марш: раритеты 1987–89 (2 ЭлПэ) (1989). 18. Инструкция По Выживанию (1990). 19. Попс: 1984–90 (3 ЭлПэ; 125 мин.) (1990). 20. ...Через Плечо: Уникальные Редкости И Красоты 1987–90 (2 ЭлПэ) (1990).
Егор Летов (соло):
1. Вершки И Корешки (1989). 2. Музыка Весны (1990). 3. Оффициальный Бутлег: фирсовская запись (1990).
Егор И Опи...еневшие:
1. Прыг-Скок (детские песенки) (1990).
Янка:
1. Не Положено (1987). 2. Ангедония (1989). 3. Домой! (1989).
Коммунизм:
1. На Советской Скорости (1988). 2. Сулейман Стальский (1988). 3. Веселящий Газ (1989). 4. Родина Слышит (1989). 5. Солдатский Сон (1989). 6. Чудо-Музыка (1989). 7. Народоведение (1989). 8. Сатанизм (1989). 9. Жизнь Что Сказка (1989). 10. Лэт Ит Би (1989). 11. Игра В Самолетики Под Кроватью (1989) (2 ЭлПэ). 12. Ленинианва (1989). 13. Коммунизм № 13 (1990). 14. Хроника Пикирующего Бомбардировщика (1990). 15. «Зе Бэст Оф Коммунизм»: Благодать (1990). (2. ЭлПэ).
Кузя Уо (соло).
1. Военная Музычка (1989).
«Контр Культ Ура» № 3, 1991.
ШАРМ-НОВОСТИ (СНГ)
В. Жириновский приступает к выпуску молодежного журнала. Главным редактором назначен Сергей Жариков. Господин Жириновский поведал корреспондентам «Шарманки» о своих любимейших группах: «ДК», «Гражданская Оборона», «Стренглерс».