ТОЛЬКО ХОРОШИЕ УМИРАЮТ МОЛОДЫМИ...
Поплачь о нём,
Пока он живой...
Благотворительный концерт памяти Александра БАШЛАЧЁВА, состоявшийся в феврале на берегах Невы, являлся логическим продолжением предшествующих акций подобного типа: знаменитого московского прородителя 88-го года, a также имевшего несколько меньший резонанс январского фестиваля «РОК-АКУСТИКА» в Череповце.
Право открыть рок-марафон выпало на долю Святослава Задерия. Логически это было оправдано, т. к. Слава был одним из немногих среди присутствующих музыкантов, кто общался с СашБашем на протяжении последних лет его жизни. После «Голода» и «Писем из Ада» последовал башлачёвский «Ёжик»: «Мы как-то с ним сидели и вдруг выяснилось, что он мои песни знает почти все, а я его знаю очень мало...» Чтобы придать «Ёжику» особый эмоциональный оттенок, были использованы клавишные, коими манипулировал Андрей Селюнин.
Алексей ХРЫНОВ, более известный как ПОЛКОВНИК, выстроил песенный ряд из наиболее личностных своих произведений: «Россия (Светлое Будущее)», «Лягушке Наплевать», «А солдату на привале»... Пожалуй, это первое публичное выступление ПОЛКОВНИКА на питерской аудитории.
Одну из своих песен, исполненных на концерте, Андрей ДВОРИН посвятил «САЙГОНУ» — легендарному богемному кафе на Невском, которое после смерти Саши по странному стечению обстоятельств перестало нести свои былые функции. Быть может, это тоже часть траура?.. Собственное отношение к данному мемориалу Андрей ДВОРИН сформулировал так: «Главное — это просто принять участие, т. к. концерт благотворительный.»
«Жёлтый Город», «Светлый Путь», «Химия и Жизнь» — эти песни в исполнении Андрея МАШНИНА ещё раз напомнили о том, кому мы обязаны крестами на могилах людей, так рано покинувших бренную землю.
Юрий ИЛЬЧЕНКО, легендарный музыкант 70-х, в немалой степени сформировавший наше представление о лучших временах МИФОВ и МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, близко Сашу не знал, но во всеобщем потоке боли и скорби в этот вечер была и частичка его души. Исполненные Юрием песни («Говорила Старуха Царевичу», «Я Устал Провожать», «Жизнь») символизировали собой то подсознательное чувство вины, которым были охвачены умы всех присутствующих музыкантов.
Выступление ИННЫ ЖЕЛАННОЙ, экс-вокалистки столичной (а точнее зеленоградской) группы М-ДЕПО, было, на мой взгляд, одним из самых ярких и эмоциональных за весь вечер. «Русская Kate Bush» представила на суд зрителей композиции из цикла, к тому времени ещё не имевшего определенного названия: Инна не решалась ответить определенно, будет ли LP окрещён «ВОСКРЕСЕНИЕМ» или же «ВОСХОЖДЕНИЕМ». Исходя из сего факта, невозможно поведать читателям и о названиях прозвучавших песен, поскольку они также не были озаглавлены автором. Остаётся констатировать лишь тот факт, что женское восприятие в отечественном роке по-прежнему в диковинку ввиду катастрофической нехватки поющих представительниц слабого пола — не исключено, что именно по этой причине участие ЖЕЛАННОЙ в мемориале явилось откровением для многих. К сожалению, были и другие мнения: при выходе Инны на сцену и сопутствующем свисте в зале Андрей МАКАРЕВИЧ произнёс следующую фразу: «Козлов-то много сидит...» На каверзный вопрос о ленинградском зрителе исполнительница ответила: «Каким был, таким и остался. По крайней мере, такой же, как год назад (в 1989 г. состоялось дебютное выступление И. Ж. в Ленинграде. — Прим. Авт.). Всё-таки он воспитан на питерском роке. Москва шла другим путём в этом деле.» А чем она руководствовалась, принимая участие в данной акции? — «Только тем, что мне просто хочется в этом участвовать.» По поводу личности СашБаша был также получен однозначный, но исчерпывающий ответ: «Я очень уважаю этого человека, очень.» Мини-интервью незаметно скатывается к чисто музыкальным вопросам: первый — о разрыве с М-ДЕПО — «Группа стала не нужна мне и наскучила. Музыка была с какими-то претензиями на панк, но всё это было несерьёзно.» Что же оказало влияние на её теперешнюю музыку? — «Оказало влияние в первую очередь то, в чём мы живём — это на всех. А из музыки — ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, КАЛИНОВ МОСТ и Peter Gabriel — кроме него больше ничего в последнее время не слушаю.» Остаётся добавить, что по данным на апрель 1990 г. альбом Инны ЖЕЛАННОЙ вышел, но в связи с региональной раздробленностью получил широкое хождение лишь в Москве. Тем не менее, несколько песен в период с марта по апрель звучали по Центральному Радио.
В перерыве — несколько вопросов к гостям.
Joan Stingrey: «Да, конечно я хотела бы выпустить Башлачёва в Штатах и планы такие есть. Но дело в том, что главное здесь — текст».
— Каково мнение Артемия ТРОИЦКОГО о происходящем? — «Чудовищный облом... Абсолютно шокирован поведением жлобских обитателей Колыбели Революции. Хотя в смысле организации сегодня всё очень чинно. Я не знаю, почему я здесь. Башлачёв для меня — Бог, особый человек. Наверное, на что-то надеюсь и он меня неумолимо влечёт. Странно, что всё время играет одни и те же люди. Я надеялся, что увижу больше интересных мне людей. Понравился А. МАШНИН — что-то в нём есть несгибаемое...»
Олег ГАРКУША, без сомнения один из ведущих шоу-менов в роке, внёс свой личный вклад в святое дело, прочитав 4 принадлежащих его перу стихотворения — одно из них, «Когда Я Умру» позднее вошло в спецвыпуск «ПОП-АНТЕННЫ», призванный отразить описываемый концерт.
Московский рок-ветеран Сергей РЫЖЕНКО исполнил свою программу в сопровождении формации из достаточно известных музыкантов в составе: Наиль КАДЫРОВ (ПОЧТА), Сергей Быков (столичный музыкант) и с приглашённым ФАЙНШТЕЙНОМ. Как отметил Сергей, по возможности данное сотрудничество будет продолжаться. Как оказалось, это было дебютное публичное выступление сего муз. союза. Но с ФАНОМ, если РЫЖЕНКО не изменяет память, они знакомы по линии ÅКВАРИУМА 12 лет, Репетиция квартета проходила накануне. Игра Сергея была самой длинной (учитывая тот факт, что был определенный исполнительский ценз — не более 3-х песен) и включало следующую цепь композиций: «Инвалиды Рока», «Белая Птица», «Серый Человек», «Волшебство», «Машенька».
И вот на сцене тот, ради кого пришёл самый нетерпеливый и пристрастный контингент из собравшейся публики, — Егор ЛЕТОВ. Находит ли он то, что делал БАШЛАЧЁВ уникальным в нашей музыке? — «Да, я считаю, что это лучшее, что есть.» Во вступительном слове ЛЕТОВ сравнивает свои ощущения от дачного мероприятия с концертом памяти СЕЛИВАНОВА, гитариста ОБОРОНЫ. Звучат нестройные аккорды песен ГО, притягивающих каким-то животным, мистическим магнетизмом: «Непонятная Песня», «Вершки И Корешки», «Всё Как У Ладей».
Как объявил Старый Рокер, тема Сибири продолжается: Егора сменяет ЯНКА — вторая и последняя вокалистка на концерте в «ОКТЯБРЬСКОМ». «Гори-Гори Ясно», «Новая Смерть» и «Домой!» — эти хорошо известные песни возводят в квадрат тот неосознанный энергетический накал, коим за нисколько минут до этого питал присутствующих ЛЕТОВ.
Далее — контраст, на который Егор ещё до начала концерта обратил внимание: выходят МАКАРЕВИЧ. Он, как и многие, не знал Caшу лично, но т. к. Андрей принимал участие в московском мемориале 1988 года, то его появление было оправданным и логичным. Среди прозвучавших песен — безымянная (ввиду её недавнего написания) композиция, «Монолог Гражданина, Пожелавшего Остаться Неизвестным» (кажется, сие произведение, впервые исполненное на подобном же мероприятии в столице, становится традиционным и «обязательным элементом программы» для лидера МАШИНЫ ВРЕМЕНИ) и «Ламбарда», озаглавленная так в пику очередной танцевальной истерии. Присутствующие заметили рок-ветерана, отметив его выступление среди лучших (и это тоже традиция). Позднее, уже под занавес, когда отзвучала финальная тема, а зрители собрались было разойтись, на сцену вышли ИЛЬЧЕНКО и Андрей и зазвучал «Дождь». Господи, да это же... Return to 76. Кто помнит?
Дюша, бессменный член ÅКВАРИУМА, в последнее время по совместительству возглавляющий новое митьковское формирование ТРИЛИСТНИК, при предварительном прочтении списка участников благотворительного вечера несколько выпадал из него. Но реальность оказалась более чем прекрасной: исполненные композиции из митьковского репертуара с центральной и обрётшей новый смысл «Бескозыркой» вызвали целый поток очень тёплых и солнечных волн в зал.
На очереди — уральская легенда, люди, исполняющие «корневой рок», на коих держится вся та суровая сторона и к коим обращены взоры с надеждой на возрождение былой мощи рока. «Мне бы хотелось, чтобы концерт был просто хорошим... И зал не совсем тот», — делился своими мыслями перед выходом на сцену Володя ШАХРИН. «Если бы не причина, по которой музыканты собрались в тот февральский вечер и можно было бы составлять личные топы от услышанного, то в моем варианте списка ЧАЙФ был бы в первой тройке призёров. Уверен, что в подобной оценке я не одинок. «Войны», «Кот», «Никто Не Услышит i (Мужской Плач)», «Поплачь о нем» звучали пол крышей «ОКТЯБРЬСКОГО» и ещё неосознанное единение охватывало зал. Здесь я полностью согласен с Андреем БУРЛАКОЙ, который после выступления ЧАЙФА сказал, что «Поплачь О Нём» могла бы быть великолепной концовкой вечера. Русские Stones во главе с русским Spingsteen’ом. Настоящие Мужчины, были действительно на своём месте в ту минуту.
Выступление ЧАЙФа подходит к концу. За кулисами к выходу готовится ДДТ. ШЕВЧУК заметно нервничает. Оператор полностью вырубает свет. Но тинэйджеры, уже усмотревшие своих идолов, ещё в темноте разрывают тишину призывными криками: «Родину!», «Террориста!». Раздаётся голос скрипки — играет Никита. В этот момент освещён лишь лик СашБаша. Одна песня сменяет другую: «Дороги» (посвящение А. Б.), «Дождь», «Актриса Весна». От необычайной эмоциональной самоотдачи у Юрия лопался струна. Минутная пауза и «Сегодня хороший день. Пускай в этом году придёт конец этой чёртовой власти! Поехали». Звучит «Прекрасная Любовь», поражающая своей цыганско-татарской жизненной силой.
ДДТ уходят со сцены, но свет не включается: на экран, расположенный на сцене, проецируется уцелевшие раритетные кадры одного из выступлений Саши, затем памятные для многих только что игравших зафиксированные моменты похорон. Я смотрю в зал: Боке! Ни одного сидящего человека. Кто сказал, что дух рока, дух единения мёртв?! — Нет, жив, жив дурилка?
Наконец включают полный свет. Часть музыкантов выходит на центр сцены, чтобы исполнить финальный зонг — «Бей, Колокол!»; другая, не менее значимая по составу артистов, подпевала в полголоса сбоку. Ну да это не суть дела, поскольку главное в этот вечер всё же состоялось: произошло единение музыкантов, музыкантов и публики, о коем многие из нас не могли уже и помыслить, вспоминая солнечные времена IV и V Лен.Рок-фестивалей.
Хотелось бы только отметить (быть может, это не самый удачный вариант для концовки), что мягко говоря неправомочно «РОССИЙСКОЙ МУЗ. ГАЗЕТЕ» навешивать ярлыки, утверждая, что Старый Рокер вёл себя по-папиковски, поскольку именно ему мы должны быть благодарны за то, что мемориал прошёл без Фирменных для нашего города накладок и прочих организационных ляпов.
Мы искренне благодарим всех, кто дал нам потерянную было возможность поверить в свои силы и создал этот печальный, но светлый праздник души. Жизнь закончена, но она продолжается — в этом суть рок’н’ролла...
Дмитрий СИДОРЕНКОВ