источник: | |
дата: | 1989.07.02 |
издание: | Молодёжь Севера № 78 (6184) |
текст: | Алексей Курбановский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1989.07.02 |
издание: | Молодёжь Севера № 78 (6184) |
текст: | Алексей Курбановский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
«... Всё уходит, всё возвращается, вечно вертится. Всё умирает, всё вновь расцветает, вечно бежит год бытия», — писал сто лет назад долго и много у нас ругаемый, а теперь публикуемый Фр. Ницше. Спустя четыре года, седьмой Ленинградский рок-фестиваль вернулся туда же, где проходил третий, в свой «дом бытия» — небольшой зал на ул. Рубинштейна.
Камерный был это фестиваль, без особого ажиотажа. Скромные размеры зала удовлетворили практически всех желающих — или у нас, наконец, сложилась стабильная рок-аудитория?
За пять дней, с 7 по 11 июня, выступили 30 групп, но зрители не увидели «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «ДДТ», «Телевизор», «Игры», «Объект насмешек», «Ноль»... Это связано с кризисом рок-клуба, многие знаменитые команды покинули его, перейдя в различные хозрасчётные музыкальные организации. Зато больше возможностей показать себя получили молодые группы, ещё недавно зачислявшиеся во «второй эшелон». Они составили достаточно разномастную но в целом весьма показательную картину.
Фестиваль продемонстрировал некоторое развитие: этап «арт-рока» у нас, в общем, пройден, больше половины групп выразили приверженность стилистике «новой волны» и панка. Особенно бросилось в глаза, сколь многие — с большим или меньшим успехом — подражают музыке «У2» и так называемой «мрачной» или «готической» разновидности «волны». Думается, сейчас это стало неким «общим местом». Менее убедительно здесь выглядели «Дурное влияние» и «НЭП», явившие лишь достаточно бледное подобие «Телевизора»; значительно ярче смотрелась «Петля Нестерова», эта группа запомнилась тугим, слаженным звучанием, но и на редкость однообразными «кладбищенскими» текстами. Наиболее шокирующий миг фестиваля связан с выступлением группы «Токио». Играют они довольно лихо, но дело в другом: вокалист Олег Малов во время исполнения второй песни, не моргнув глазом, располосовал себе обе руки бритвой и пел, буквально истекая кровью. Впрочем, до трагедии дело не дошло. В числе играющих музыку «рэггей/ска» следует выделить «Бриллианты от Неккермана» —команду отличает превосходный «фанковый» ритм, а лидер Павел Кулаков владеет редким, совершенно негритянским голосом. Воздавая должное музыкантам, можно отметить, что этот стиль всё-таки уже несколько отошёл в прошлое.
Да, воистину всё уходит. Второй год не видим мы на фестивалях «Мастера БО» — конечно, Нью-Йорк, «Си-Би-Эс», «Радио Сайленс» — о, йес... В его отсутствие другие участники «Аквариума» — А. Романов, М. Васильев и др. — вырастили свой «Трилистник». Музыка, вокальные интонации, даже образы в текстах неизменно вызывают в памяти то «Яблочные дни», то «Золото на голубом»... Но всё ещё более вяло, бледно, беззубо. Патриархи ленинградской рок-сцены, конечно, имеют право порезвиться, «оттянуться», но к чему делать «всё то же самое, только много хуже»? Да ещё выносить это на фестиваль?
Одним из самых ярких моментов стало выступление группы «Время любить». Вспоминается, как три года назад эта компания проявила незаурядное мужество и самообладание, открывая концерт для «Алисы» и играя перед враждебно настроенной аудиторией. У ребят заметен прогресс, сейчас они составляют цельный, прекрасно слаженный организм. Самобытность группы основана на яркой личности певца Михаила Берникова. Он обладает гибким, сильным голосом и совершенно уникальной пластикой — какой-то мягкой и тягучей животной грацией. Изощрённа и эффектна гитарная «работа» Николая Фомина — это чрезвычайно тяжёлый и резкий блюз, полный острых контрастов и скрытой карнавальной страсти. Просто поразительно, насколько свежо может звучать такая старая музыка. Да, воистину всё возвращается.
Противоположностью пышному увяданию арт-рока является бурлящая анархическая стихия панка. В характерной для этого направления кутерьме не потерялся дерзкий молодой голос группы «Буква О», прозвучавший с подкупающей непосредственностью и задором. Но крайних пределов достигла здесь «Гражданская Оборона», недавно перешедшая под стяг Ленинградского рок-клуба из Омска. Лидер Егор «Джа» Летов творит на сцене полный музыкальный бедлам: его жужжащая гитара визгливо спорит с захлёбывающимся хриплым вокалом, лихорадочно пульсирующая ритм-секция довершает всеобщий разгром. Знакомство с такой музыкой — нелёгкое переживание, оно подобно погружению в кипящий водоворот первозданного дионисийского хаоса, из которого всё рождается вновь.
И рождается, выламываясь из колыбели, новый стиль — «трэш», представленный на фестивале группой «Фронт». В отличие от плещущей, брызжущей музыкальной сумятицы панка, он обладает иной природой: это удивительно плотная, насыщенная, почти физически ощутимая масса, спрессованная невероятной скоростью игры.
На фестивале мы увидели и «Нате!», и «Алису». При подобной встрече невольно напрашиваются сравнения. Безусловно, «Нате!» — обаятельная братия, обладающая когортой преданных поклонников, но всё же — исполинская «демоническая» тень Константина Кинчева, постоянно нависая, на горизонте, заставляет воспринимать С. Задерия лишь как неадекватное отражение. От сего мощного влияния Святославу пока не удалось избавиться — ни в образном строе текстов, ни в сценическом поведении. Выступление «Нате!» запомнилось, пожалуй, только весёлым беспорядком заключительного танца «казачок», в котором участвовали и музыканты других групп, и значительная часть зрителей.
Что же касается выступления «Алисы», то оно, перенесённое на самый последний день фестиваля, ожидалось нетерпеливо и было встречено с огромным энтузиазмом. Группа представила новые темы: «Шабаш», «Чую гибель», колоссальный хит «Новая кровь», и в иной аранжировке — «Лодка (Я в пути)». Звучание заметно потяжелело, удачно вписался в сложившийся ансамбль способный молодой гитарист Игорь Чумычкин.
Сверхчеловеческий, совершенно ницшеанский образ Кинчева приобрёл просто подавляющие пропорции... пока он на сцене, его власть над толпой абсолютна. Он словно идёт по канату, натянутому над пропастью: опасен путь, опасен взгляд, обращённый назад, опасны страх и остановка. Подобный головокружительно-дерзкий переход внушает невольное восхищение.
Однако стилистически группа, похоже, не эволюционирует, их последние «хиты» весьма похожи на старую музыку с новым текстом. Если от «Энергии» до «Блока Ада» был проделан смелый и значительный шаг, то за последнее время «перехода в новое качество» не заметно, и это огорчает.
Шутовской, балаганной стихией отмечены были выступления завершивших фестиваль команд «Неформальное объединение молодёжи» и «Аукцион». «НОМ» представили настоящую оперу-буфф, с витиеватым, изобилующим неожиданностями сюжетом, гротескно-многозначительными образами, частой сменой причудливых костюмов. «Аукционы» же полагались на свои испытанные козыри — классическое фиглярство О. Гаркуши и «танцевальную геометрику» В. Весёлкина. Обе программы ярки и зрелищны, хотя справедливости ради нужно отметить, что это как бы уже не рок: разнообразного действия на сцене так много, что на музыке не сосредоточиться. Здесь следует говорить, наверное, скорее о мюзик-холле...
Отсутствие на фестивале почти всей нашей рок-элиты не разрядило, а даже обострило ситуацию: стало очевидно, сколь немногочисленна подлинно творческая смена.
А. КУРБАНОВСКИЙ.
Фото В. Потапова.