источник: | |
дата: | 1989.03.10 |
издание: | Вперёд № 29 (7353), Пушкин «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1989.03.10 |
издание: | Вперёд № 29 (7353), Пушкин «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
17 февраля исполнился год со дня смерти Александра Башлачёва, добровольно ушедшего из жизни. Чем больше времени проходит, тем более загадочной кажется эта фигура. Кто он был? Когда-то был журналистом — учился на соответствующем факультете уральского университета. Работал. Но бросил всё и взял в руки гитару. Так называемый автор-исполнитель? Рок-музыкант? По большому счёту, для тех и других — чужак, одиночка, отбившийся от стаи. Личность. Поэт.
О концерте в его память рассказывает наш корреспондент.
На Ковалёвском кладбище было холодно и ветрено и было множество людей самого разного вида и возраста, которые пришли, чтобы положить на могилу гвоздики, постоять молча, взглянуть ещё раз на фотографию, что заменяет любую бронзу и гранит — и тихо уйти, чтоб не помешать в скорби тем, кто пришёл сюда после них.
А вечером был концерт его памяти. Устроители решили сделать его подчёркнуто некоммерческим в противовес масштабному московскому шоу 20 ноября, омрачённому вознёй разного рода предпринимателей от музыки. Решено было провести концерт в небольшом зале и собрать не рок-звёзд, но друзей, которые хотели бы спеть негромко в память о Саше Башлачёве, но... что-то вышло не так. Испугавшись, вероятно, неуместного ажиотажа, организаторы полностью отказались от рекламы — ни анонса в газете, ни афиши, ни самой крошечной записки на дверях рок-клуба. И получилось всё наоборот: двери маленького ДК Пищевиков трещали под напором дюжих ребят, которые кричали: «Алису» давай!» и которым, скорее всего, до Башлачёва не было никакого дела. Таких было немного, но меньшинство это было крикливым и бесцеремонным, так что почти каждый исполнитель, выходя на сцену, начинал со слов: «Тише, ребята, не забывайте, по какому поводу мы собрались!» Стыдно. Но, наверное, если бы заранее было известно, кто будет выступать, случайных людей в зале оказалось бы меньше... Весь сбор от концерта пошёл сыну Башлачёва.
Вначале был фильм — любительская съёмка с похорон Башлачёва, душераздирающее немое кино. А потом четыре часа подряд к двум стульям и четырём микрофонам на сцене выходили люди с гитарами — самые разные — и пели. Пели тоже по-разному, так что концерт получился очень неровным. Выступали музыканты из Москвы и Новосибирска, Горького и Киева, известные и неизвестные совсем, некоторые из неизвестных пели замечательно (как светловолосая девушка в чёрном с её почти языческими песнями-заклинаниями), но на шёпот зала: «Кто это?» не мог ответить никто, а жаль... Из тех, кого представлять было не надо, запомнился Слава Задерий («Нате»), сыгравший удивительно деликатно и мягко одну из песен Башлачёва: Вова Сигачёв с его пронзительным «Серым мальчиком»; ребята (кстати, — пушкинцы) из группы «Мастерская», которые немного растерялись, увидев перед сценой гогочущую бессмысленную толпу, но всё же сыграли точно и красиво.
О нескольких выступлениях стоит сказать отдельно. Олег Гаркуша («Аукцион») удивил всех не столько тем, что не пел, а читал стихи, сколько безусловной органичностью своего выступления. Совершенно неожиданным было выступление Алексея Хрынова, у себя в Горьком известного под прозвищем Полковник. В Горьком Полковник — знаменитость, в Питере же его слышали чуть ли не впервые — и были покорены его злыми, гротескными, полными чисто медвежьей грации песнями. Вот это было «наше», лапотное, то, на что, кроме Шевчука, пожалуй, никто не замахивается. И ладно. Достаточно Полковника.
Владимир Рекшан. Профессионал, за спиной которого школа, и ещё какая! Выступление его было мощным, отточенным, блестящим и... несколько неуместным в силу именно излишне продуманной отточенности и актёрства, в котором — на фоне местами неуклюжих, но безусловно искренних выступлении других ребят было больше разума, чем сердца. А это был всё-таки не просто концерт, а вечер памяти друга.
Жемчужиной концерта стало выступление Дмитрия Ревякина («Калинов мост»), меланхоличного черноволосого мальчика, который, единственный из музыкантов (в отсутствие заболевшего Кинчева) не стал уговаривать толпящихся у сцены гопников помолчать, а просто цыкнул на них — и после долго пел невероятно, почти медитативно красивые две песни под две гитары и пронзительно-тоскливую гармонику...
А закончился это вечер выступлением блюзовой или, вернее, кантри-блюзовой группы «Кингстон», которая разрядила напряжение четырёхчасового концерта. Весёлая музыка показалась бы неуместной, если б не добрая сила, исходившая от неё и заставившая вспомнить слова Задерия: «Если бы Саша был с нами, он не хотел бы, чтоб мы плакали». Наверное, и вправду не нужно слёз, ими ничего не изменишь. Нужна память — и песни.
«Поэты живут и должны оставаться живыми!..»
Екатерина БОРИСОВА, наш. корр.