источник: | |
дата: | 1988 |
издание: | Тусовка № 8 (Перпендикулярный альманах молодёжной культуры) (1989) |
текст: | |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1988 |
издание: | Тусовка № 8 (Перпендикулярный альманах молодёжной культуры) (1989) |
текст: | |
фото: | |
см. также: | Изображения |
ОПЫТ КРАТКОЙ ЭН-ЦИКЛОПЕДИИ
Первые ростки новосибирского рока проклюнулись к началу 80-х: в НЭТИ (крупный электротехнический вуз) появился хард-рок, чуть позже в Академгородке среди студентов универа завёлся грибок панка.
Влияние на умы тогда оказывали с Запада — английские корифеи харда и арта, из родного — МАШИНА ВРЕМЕНИ, затем АКВАРИУМ И ЗООПАРК. Вдохновляли периферийный подвиги УРФИНА ДЖЮСА, ДДТ, ОБЛАЧНОГО КРАЯ. Эти семена дали своеобразные всходы, благо местная почва была изрядно унавожена идиотизмом сибирской жизни. К примеру, на весь полумиллионный город имелся один мало-мальский приличный комплект «Метронома», которым монопольно владел городской радиоузел, а озвучивали им, естественно, бесчисленные торжественные собрания и различного рода конференции.
Первую волну «НР» всколыхнули талантливые авторы они же виртуозные гитаристы Володя Бугаец (ЛОМБАРД) и Юра Наумов при поддержке звукооператора-энтузиаста Саши Кириллова. Вокруг них в НЭТИ завязалась первая серьёзная рок-тусовка. Наконец, появился настоящий рок — с собственной концепцией, глубокими текстами, изощрённой гитарной техникой — это было открытие нового, доселе неведомого, пугающе-прекрасного мира.
К 83 году звуки гитар достигают ушей начальства. После эпопеи кабинетных разборок ЛОМБАРД со свистом вылетает из НЭТИ: Наумов вынужден вообще уехать из города. При таком раскладе «на коне» оказалась законсервированная(!) часть тусовки под названием «Новосибирская ассоциация рокеров» (НАссоРок). Допускались, естественно, только свои. Собирались у касс кинотеатра им. Маяковского, «отсекали хвосты» и уходили на квартирные сейшены. Время от времени приглашали в гости Башлачева, Науменко, Цоя, Шевчука, скидываясь по трёшке-пятёрке на авиабилет: ни о какой коммерции тогда никто ещё даже не помышлял. В Академгородке буйным цветом зацвело нечто панкообразное — БОМЖ, ГОП-КОНТРОЛЬ, ПУТТИ и др. Печаталась даже настоящая газета «ИД» (что бдительные товарищи расшифровывали как «Идеологическая диверсия», и шестой номер был конфискован с принятием мер).
Большинство музыкантов, особенно новички, доступа в это рок-н-рольное братство не имели. «Сны о чём-то большем», нежели лабанье по кабакам, подвигли их в 84 году на создание чахоточной полулегальной «рок-секции». По стилю это были в основном беглецы из ВИА-концлагеря с робкими потугами на хард 12-летней давности. «Секция» кочевала по заштатным клубишкам и ДК, её «Совет» пустился во все тяжкие по части стояния на коленях перед бюрократами различных рангов. Выклянчили титул «Рок-клуб», пару «прослушиваний» и бредовых телепередач. Между тем тусовка проводит неофициальные концерты и фестивальчики (последний, самый крупный — «Музыкальная весна» 30.03.86 в НЭТИ).
В 85 г. горком ВЛКСМ создаёт первый в стране «Фонд Молодёжной Инициативы». Забрезжила смутная материально-правовая база! 3.03.86. рок-клуб учреждается при «семи няньках», одна из которых — ФМИ. Первые легальные концерты 26.04.86. и 24.05.86. Назывались, естественно, «Рок за мир». Привлечённые этими мыльными пузырями, в клуб потянулись тусовщики и рокеры «первой волны». Но вот беда: «Фонду» была нужна только самореклама и деньги, проблемы нищих бесправных рокеров их не волновали. Первое же крупное совместное мероприятие — гастроли АКВАРИУМА 25–27.10.86. — кончилось скандалом: на все 10000 руб. дохода фонд закупает... МЯГКУЮ МЕБЕЛЬ ДЛЯ СВОЕГО ОФФИСА! Громко хлопнув дверью, ограбленный рок-клуб уходит — но куда? Попытка пристроиться к досуговому центру обкома ВЛКСМ насмерть пугает комсомольских чиновников. Клуб повисает в воздухе.
В таких боевых буднях выросло и окрепло «левое крыло» клуба, куда стягиваются ведущие музыканты и административная группа В. Мурзина. Они в январе 87 г. и взметнули «вторую волну»: клуб единогласно разогнал прежний соглашательский «Совет» со всеми его свадебными генералами (в том числе и). В. Миллер, новоиспечённый директор престижного ДК Чкалова, наплевав на все инструкции, разрешает выступать на сцене Дворца. Прилив перестроечного энтузиазма сметает административные рогатки. Нельзя давать концерты? — назовём их «рок-лабораторией»! Даёшь рок-н-ролл! Четыре дня (10–13.04.87) бушует 1 фестиваль клуба с участием НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (приезд ЗВУКОВ МУ и АКУЦИОНА комсюкам удалось сорвать). Машинописная «Тусовка» разбухает до 250 листов. Областная молодёжка, скрипя зубами, выпускает на свои серые страницы клубную «Рок-полосу». Поездки в Ленинград (КАЛИНОВ МОСТ, ЛОМБАРД, СТРАХОВОЙ ПОЛИС), Свердловск (КАЛИНОВ МОСТ, ГОРОД, ПУТТИ), на всесоюзный фестиваль в Подольске (КАЛИНОВ МОСТ, БОМЖ) рождают в столицах легенду о неслыханном расцвете рока за Уральским хребтом. Символом этого становится КАЛИНОВ МОСТ с оригинальной версией сибирского фолк-блюза, а почвой и движущей силой — хард-рок старого закваса и злой примитив-панк. А как не злиться? Залы — битком, шумиха — на пол-Союза, а клуб и музыканты как были нищими и бесправными так и остались. Отсюда — авантюрная организация концертов, партизанский «менеджмент». Студийных альбомов почти нет — одни концертные фонограммы да репетиционные «болванки».
К осени вторая волна выдохлась. На фоне общего уныния забузили клубные оболтусы... В конце концов с подачи заматеревшего Кириллова молодой (да из ранних) аппаратчик Сергей Бугаев — не путать с ленинградским Африкой — отделяет 8 ведущих групп в автономную «Студию 8» для сугубо коммерческой деятельности... и тут же получает статус и счёт в банке. Разомлевшие от таких наворотов комсомольцы даже дают им в аренду новенький «Метроном», только что раздобытый по комсомольскому блату. После чего «Студия» в полном соответствии с печальными городскими традициями проводит серию беспорядочных и бестолковых концертов. Широкая публика оказалась к этому совершенно не готова, былой ажиотаж спадает. Другой причиной этого стали нападки разобиженных останков рок-клуба на «Студию». Конфликт не без труда притушили, но тусовка уже была расколота. Хрупкое рокерское единство пошло ко всем чертям. Фестивали 88 года общий — 14–18.04, «студийный» 20–28.05 были неудачны.
И все же за годы «штурма и натиска» заложен огромный потенциал. Появляется много интересных авторов, забывается позорная практика «литовки». Некоторые начальники перестают терять сознание от слова «рок», да и вообще — иных уж нет, а те — далече. Так что к началу 90-х надо ждать «третью волну», герои которой выиграют наконец затянувшуюся борьбу за существование и займутся рок-музыкой в собственном значении этого слова.
А
АД ЛИБИТУМ (AD LIBITUM)
Типичное джазовое трио п/у Кувшинова с кайфовым «сырым», «грязным» звуком. Появились в рок-клубе в 86 г. в силу чисто случайных связей, вскоре перешли в ТДО (Творческое Джазовое Объединение). Несколько их выступлений на прослушиваниях внесли заметное оживление в ряды рокеров, разнообразя скудную звуковую палитру клуба и дразня яркими образами виртуозной импровизации.
АМБА (А’МБА)
Банда «первой волны», разминирована в рамках «Студии-8» А. Ефремовым. Особого толку от этих хард-реставрационных работ пока не видно, ряд концертов 88 г. носил почти музейный характер.
АПРЕЛЬ
Группа А. Вангаева стиля «heavy ВИА». Выдвинулись в рок-клубе в середине 88 г. своим горячим желанием играть во что бы то ни стало.
АССОЦИАЦИЯ ПЫХ
Леденящий бесстрастный панк-банд «Дименция» Митрохина. Образован в 87 году; без особого успеха выступал в рок-клубных концертах. Разбрелись этим летом 88 г. Дименций выступил на тюменском панк-фестивале и записал экспромтом что-то вроде альбома, завалившись в Свердловске на репетицию к АПРЕЛЬСКОМУ МАРШУ. Останки ассоциации влились в ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ.
Б
БОЛГАРИЯ (см. КОЛЕНВАЛ).
БОМЖ
Родился марте 84. Поддевая крючком молочный ящик в столовой № 2, молодой грузчик Стас Зыкин спросил приятелей: «А не сыграть ли нам свои песни на электрогитарах?» Мысль понравилась, и для начала компашка занялась акустикой. Теперь уже трудно вспомнить, что менялось чаще — состав или название группы. Перебрав весь спектр от слащавой ГРУУПА СТАСА ЗЫКИНА вплоть до ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА, остановились на нейтральном: БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА.
Текучесть кадров привлекла ряд последовательных трансформаций творческого лица. Сначала это была харя грузчика-денегерата, радовавшегося тому, что он денегерат (хит того времени — «Криводановский отвал»), затем — лицо интеллектуала, у которого немножко не все дома (песня «Едет крыша, ой-ой-ой»). Приступив к электрорепетициям, ребята поняли, что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и ноту «ля» сыграть без фальши они были не в состоянии.
Но все приходит с опытом. Наступает эпоха пост-панка: музыка их зазвучала хоть и по-прежнему гнусаво-фальшиво, но уже в ритм. Выступление на фестивале в «пятерке» (5-я общага НГУ, 24.10.85) открыло концертную эру: у группы появилась своя публика. Кончина этого периода связана с безвременной кончиной фортепиано во время концерта Б. в Политехникуме.
Из безвременья Б. выплывает на гребне «второй волны» НРК. Группа становится лауреатом I фестиваля клуба (10–13.04.87). К этому времени под личиной Б. скрывались: единственный член первоначального состава бывший барабанщик Евгений «Джонник» Соловьев (вк), Сергей Жданов (гт), Владимир Зюбин (бс), Ренат «Ронни» Рахидов (уд), Марк Яшин (флейта). Периодически впадая в кому от звука собственного саунда, группа тем не менее даёт ряд улётных концертов: на фестивале в Подольске (11–13.09.87), в Москве (ДК МГУ, 5.03.88), Барнауле и т. д., получив союзное признание и бесспорные лавры самой беспросветной сибирской команды. По ходу Б. в очередной раз меняет лицо, пытаясь играть «трэш», т. е. вываливая в зал полной вселенской безысходности урбанофренический саунд, разрываемый предсмертными криками Джонника. Исчезают Якшин и Зюбин: осиротевшую бас-гитару терзает Дима Воронов.
С декабря 87 г. Б. переходит в «Студию-8».
Большую роль в формировании нынешней антитоталитарной платформы Б. сыграл видный теоретик академгородского андеграунда Сергей «Джекл» Глазатов, сочинения которого идут нарасхват в неформальных, а с 88 г. — и в официальных изданиях.
БУГАЕЦ Владимир (см. ЛОМБАРД, КОМИТЕТ ПО СЗА, КАЛИНОВ МОСТ).
БУХ (Олешкевич Игорь, см. ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПУТТИ).
БЫКОВ Павел (см. КОЛЕНВАЛ).
В
ВАХИДОВ Ренат («Ронни»)
Видный н-ский ударник-многостаночник (см. БОМЖ, ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ТЕХНИКИ СВЕТА, ПУТТИ, ПОВИДЛО и др.)
ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (см. Янка)
ВОЛКИ
Хищники из семейства анархических, отряд панков. Весьма любопытно дебютировали летом 87 г. на рок-клубном сейшене где-то в дебрях Политехникума; но мама (анархия) и папа (стакан портвейна) своё веское слово сказали: весь 88 г. серые разбойники деградировали и окончательно вымерли в 89 г.
ВОЛЬФОВИЧ Михаил
Один из основателей рок-секции, первый президент РК, проповедовал красивенький, усложнённый, тщательно причёсанный, синтезаторный саунд (см. ГРУППА Э. ГЛЕЙЗЕРА). Свергнут в январе 87 г., в связи с чем исчез из рок-тусовки. Был замечен лабающим в кабаке, известном народу под названием «Поганка». Вообще — неплохой барабанщик.
ВЫЗОВ
Один из многочисленных хард-н-хэви-бандов сезона 87–88 г.г. Несколько раз выступал в рок-клубных солянках.
Г
ГНЕДКОВ Николай (см. ИДЕЯ ФИКС)
ГОРОД (ГОРОД ДИТ)
Началось с того, что семикласснику Лёне Мельникову родители подарили гитару, и он начал наяривать на ней всё подряд. Поступив в НЭТИ, Леонид услышал ЛОМБАРД и решил собрать свою группу ПРЕЗИДЕНТ. Для начала закосили под SWEET.
В 83 году на ЛОМБАРД начались гонения, и вместо опальных лидеров на вечер «20 лет ССО» пригласили Мельникова со товарищи. Так ПРЕЗИДЕНТ дал свой первый концерт. На следующий день ребят в полном составе вызвали в партком и поставили ультиматум: прекратить НЕНАШУ музыку (иначе — комсомольские билеты на стол), сменить НЕНАШЕ название (в качестве альтернативы, предлагалось, к примеру, название АЛЫЕ МАКИ). После нескольких маргинальных лет в качестве факультетского ВИА Лёня остался один, начал слушать западный heavy metal и сильно въехал. Новый состав — ГОРОД — был им смонтирован на исключительно металлической платформе: он сам (лд гт), Юра Бараненко (вк, экс. ЛОМБАРД), Миша Зайчиков (уд), Андрей Ходоенко (бс), Игорь Шпанов (гт), Дима Ломенков (адм., звук). Прослышав об открытии сезона рок-клуба, ГОРОД понял, что это — шанс: может быть — последний. После месяца напряжённых монтажных работ команда успешно дебютировала 2.11.86. на сцене арендованного рок-клубом ДК СТМ, единым махом завоевав титул родоначальников «сибметалла» и репетиционную базу в ДК.
Исповедует по сей день чистый, красивый, энергетический с жёсткими, но литературно выдержанными жизненными текстами. Ратует за чистоту стиля и незыблемые жанровые рамки. Выступают редко, чаще на выездах, так как для настоящего heavy в Н-ске просто нет аппарата. Успешно выступили в Перми, Кемерове, Барнауле, Павлодаре, на свердловской «Металлопластике» (23.04.88) заняли III место.
В 87 г. на место Зайчикова вернулся старый боец Василий Паршин, истязавший барабаны ещё в достославном ПРЕЗИДЕНТЕ в сентябре 88 г. его сменил пришедший из безвестной МАЛОЙ МЕДВЕДИЦЫ Миша Старусев. С декабря 88 г. — в «Студии-8». Январь’89 — записан первый альбом, в названную группу добавился довесок ДИТ.
ГПП (ГРУППА ПАВЛА ПРОЗОРОВИЧА)
Образована в 80 г. Пашей, который после шести лет стажировки в ВИА начал писать свою инструментальную музыку. Состав 84 г. в эпоху создания рок-секции: Прозорович (бс), Владимир Маркелов (уд), Александр Кузнецов (гт), Евгений Голуб (кл). Одни из лидеров раннего рок-клуба, хотя и грешили эстрадностями. После того, как Паша загремел в ряды СА, пытались выступать в виде ГПП-БПП, то есть без Павла Прозоровича, но керосин вскоре кончился.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (ГО)
Детище Игоря «Егора» Летова, младшего брата знаменитого авангардного саксофониста Сергея Летова. Омский состав 82 г. назывался ПОСЕВ: Андрей «Босс» Бабенко (гт), Александр «Алекс» Ивановский (гт), Евгений «Дабл» Деев (бс) и Егор (уд, вк). Маленький, скромный, склонный к философствованию Егор, будучи по натуре крайним нонконформистом, сориентировал состав на чистый бескомпромиссный сибирский панк и не сворачивает с этого тернистого пути по сей день.
Записав с ПОСЕВОМ ряд альбомов («Музыка любви», «Дождь в казарме», «Панк энд рок-н-ролл» и др.), Летов в декабре 84 г. собирает ГО: Босс, Егор + Костя «Кузя Уо» Рябинов (бс, вк). Коллектив пытается концертировать и записывает альбомы «Поганая молодежь», «Оптимизм».
Время на дворе стояло лихое, и в декабре 85 г. группа была разогнана. Музыкантам пришлось подписать бумажки с отречением от некоей «деятельности»: Егор три месяца отсиживает в психушке. Соответственно весь 86 год носит летаргически-подпольный характер. Можно отметить разве что запись акустического «Красного альбома» и участие Егора в записи двух альбомов группы ПИК & КЛАКСОН (братья Лищенко).
К весне 87-го в Западной Сибири задул ветерок перестройки, дул он из Москвы и изрядно ослабел, преодолевая Уральский хребет, но его все же хватило на то, чтобы подтолкнуть ГО к самовольному выезду на 1 новосибирский рок-фестиваль (в составе: Егор, Олег «Пик Бэби» Лищенко, Евгений «Эжен» Лищенко). Заявились они на фестиваль в тот момент, когда оргкомитет находился в трансе: обком комсомола запретил приезд ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА. В программе зияла дыра. Разъярённый обкомом президент НРК В. Мурзин представил начальству команду Егора как пай-мальчиков из Омска на замену столичных «отказников». Прежде чем боссы опомнились, ГО успела отыграть 25 минут — но они дали ей больше, чем 5 предыдущих лет. Неистовая энергетика Егора потрясла публику, и ГО воочию дарила свою силу. В свою очередь многочисленные гости фестиваля разнесли по всей стране слухи о новой потрясной панк-группе. Воодушевлённый Егор за май-июнь записывает 5 сольных альбомов: «Красный альбом» (в электричестве), «Мышеловка» (материал 86–87 годов), «Хорошо!», «Тоталитаризм», «Некрофилия». Лето и осень прошли в усиленных поездках по стране. Зимой (декабрь-ноябрь) рождаются записи «Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану» и «Боевой стимул». Параллельно с ноября под маркой мифической фирмы «ГрОб Рекордз» Егор продюсирует симбиозные группы СПИНКА МЕНТА (альбомы «Кучи в ночи» и «Эрекция лейтенанта Киреева») — Вадим «Каспар» Кузьмин (гт, вк), и Егор (остальное); ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (альбом «Великие октябри») — Янка Дягилева (гт, вк) и Егор (остальное). В январе-марте 88 г.: ПОГО (альбом «Пограничный Отряд Гражданской Обороны) — Дабл (бс), Кузя Уо (гт), и Егор (уд, гт, вк), КОМУНИЗМ (альбомы «На советской скорости» и «Сулейман Стальский») — Кузя Уо (гт, бс, вк), Олег «Манагер» Судаков (вк), и Егор (гт, бс, уд, вк), ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ (альбом «Кончились патроны») Каспар (гт, вк), Кузя Уо (бс, сакс) и Егор (остальное).
Весь 88 г. проходит в усиленных гастролях. На следующий день после II новосибирского рок-фестиваля (14–16.04.88) в составе ГО — Манагер, Дабл, Егор и талантливый новосибирский гитарист Дима Селиванов, Летов и Судаков объявили о создании Всесибирского панк-клуба. Здесь надо отметить, что ГО никогда не числилось в омском рок-клубе, организовав свой омский панк-клуб. На тюменском фестивале альтернативной и леворадикальной музыки (24–26.08.88) ГО выступило в составе: Манагер (вк), Егор (бс, вк), Игорь «Джефф» Жевтун (гт, тюменская ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ) и Аркадий Климкин (уд, новосибирская АССОЦИАЦИЯ ПЫХ). На вильнюсском панк-фестивале (10–11.09.88 в том же составе без Манагера) группа заняла 1 место, как и на московском «Сырке» (2–4.12.88), к тому времени в состав влился ещё один осколок АССОЦИАЦИИ — басист Игорь Староватов. Осенью 88 г. Егор переезжает в Новосибирск и записывает очередные альбомы: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс». Заявку на приём в «Студию-8» студийцы игнорировали, и в конце концов Егор стал вострить лыжи в ЛенРК, куда его усиленно зазывают.
Семилетка Егора Летова на отечественной панк-стезе принесла ему огромный авторитет. На сегодняшний день он безусловно является фигурой № 1 в этом новом и спорном жанре русской рок-музыки.
ГРАНИ:
Одна из легендарных групп начала 80-х, в основном играла на танцах. После распада клавишник А. Ефремов организует АМБУ.
ГРУППА Э. ГЛЕЙЗЕРА
Базировалась в ДК «Строитель», в ней барабанил один из организаторов рок-секции Вольфович. Исполняли профессиональный пустой электронный инструментал, претендовали на развёрнутые композиции по классическим канонам сонатной формы, симфонизма и пр.
Д
ДАБЛ Ю (W)
Трэш-спид-металл-бэнд; дебютировали осенью 87 г. в сборной рок-клубовской сатурналии на сцене ДКЖ. Благодаря «качественному» аппарату (а другого-то и нет!) общественность до сих пор не смогла разобрать не только ни одного слова, но и ни одной ноты из творчества W. Справедливости ради надо отметить, что коллектив вот уже второй год упорно репетирует, заметно растёт и имеет некоторую перспективу.
ДЕНИСОВ Вадим (см. СТРАХОВОЙ ПОЛИС)
ДЖЕКЛ (см. БОМЖ)
ДИМАКОК (см. КОКА)
Дмитриев Виктор
Выпускник НЭТИ; после того, как в апреле’88 президент РК В. Мурзин подал в отставку, занял опустевшее кресло. Делал все, что мог, стараясь спаси остатки прежних демократических традиций, но увы: распад РК в начале 89 г. был обусловлен объективными причинами и потому неизбежен.
Ж
ЖЕТОН (см. КОЛЕНВАЛ)
З
ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
1 фестиваль НРК (10–13.04.87) был причиной появления на собрании клуба группы стильно одетых ребят с модерными причёсками. Они пригласили клуб послушать их в ДК им. Кирова, где они, оказывается, уже давненько репетируют. Прослушивание стало открытием: э, так у нас есть своя доморощенная «новая волна»! Удачно вписавшись в РК, ЗП сходу даёт ряд успешных концертов и гастролей в составе: Андрей Барков (гт, вк), Аркадий Головин (кл, вк), Нколай Дизендорф (бс), Игорь «Бух» Олешкевич (уд). К лету становится ясно, что «роковые» барабаны Буха выпадают из «точечной» структуры саунда ЗП, и Бух выпадает в ПУТТИ. Поработав с ритм-компьютером, ЗП по осени вербует сессионного барабанщика Рената «Ронни» Вахидова. В начале 88 г. переходят в «Студию-8».
ЗНАК
Группа из ДК «Машиностроитель» направления «power hard», появились в рок-клубных концертах в сезоне 87–88 гг.
И
ИДЕЯ ФИКС (ИДЕЯ ЧУЧХЭ)
Созрела 23 февраля 1984 г. за праздничным столом, где бродяче-акустический дуэт Николай Гнедков (автор, гт, вк) — Евгений «Джим» Воронов (фно, вк, скрипка), игравший с 76 года на КСП-сборищах, встретился с группой музыкантов-надомников, уставших от лабания на скачках: Александр Мерзляков (бс), Олег Шаров (уд), Сергей Романов (гт). Долгое время ИФ маялась мечтами и проектами, т. к. играть было негде и не на чем. Результатом репетиций на пальцах стал полувразумительный полуакустический получасовой концерт в НЭТИ (4.03.85). Ещё через год на фестивале «Музыкальная весна» (НЭТИ, 30.03.86) ИФ срывает первые аплодисменты. Дело заканчивается свадьбами, после одной из которых Романов под конвоем молодой жены отбывает в Омск.
Январская (87 г.) революция в рок-клубе открывает группе новосибирскую сцену. Доукомплектовавшись классным гитаристом Олегом Крючковым, Иф становится лауреатом 1 фестиваля НРК (10–13.04.87).
Негромкая выверенная музыка опиралась на великолепных инструменталистов: мелодичный саунд перекликался с песнями ВОСКРЕСЕНИЯ, с творчеством поляка Ч. Немана, с музыкой американских «детей цветов», конца 60-х. А стихи Коли — тот редкий для рока случай, когда о текстах можно говорить как о настоящей, самобытной, самостоятельной поэзии.
Взыскательно относясь к появлениям на рок-сцене, ИФ выступает редко: рок-клуб не в состоянии обеспечить качественную аппаратуру. Поэтому в начале 88 г. ИФ переходит в «Студию-8» и, проводив в армию Шарова и Мерзлякова, выступает с ударником Валерием Фоминым (АМБА), басистом Александром Шубом (АМАЛЬГАМА, Красноярск), флейтистом Станиславом Нестеровым. Однако ансамбль не сложился, более того — прилепившийся к группе гитарист Алексей исчезает, прихватив с собой вещички музыкантов. К осени Гнедков распускает состав и собирает сессионную команду: Евгений Каргаполов (лд гт, КОНСИЛИУМ), Олег Ким (бс, ЭКСКУРСИЯ 13, Красноярск), Антон Буданов (перкашн, бк вк, Кемерово), Евгений «Лом» Ломовцев (вк, АМАЛЬГАМА, Красноярск). Саунд новой ИФ склоняется к медитативному дуэту акустических гитар Гнедков — Каргаполов. В таком виде группа выступает на «Рок-периферии» (Барнаул, 13–15.10.88) и переходит в барнаульский кооператив «Эра» — играть первое отделение в гастрольной программе поп-группы ЛАСКОВЫЙ МАЙ. После известного новогоднего подарка кооперативам вернулись в «Студию-8».
ИСТОМИН Дмитрий (см. ПУТТИ).
К
КАЛИНОВ МОСТ (ЗДОРОВЬЕ. РАВНОВЕСИЕ)
После разгона групп «первой волны» (ЛОМБАРД, ПРОХОДНОЙ ДВОР и пр.), раззадоренные фэны решили сами взяться за гитары. В ноябре 84 г. студент НЭТИ, автор-исполнитель Дима Ревякин, вдохновленный Бугайцом (ЛОМБАРД) и Гребенщиковым (АКВАРИУМ), позвонил коллеге по несчастью Диме Селиванову, озабоченному сколачиванием собственной группы. Двум сибирским медвежатам сразу стало тесно в одной берлоге: после первого же концерта в декабре (с басистом Андреем Щенниковым и ударником Сергеем Богдановским) начались несостыковки. На уличном концерте 7.05.85 в студгородке НЭТИ первые наивные опусы Ревякина вместе с ним и Щенниковым исполняли уже гитарист Дима Науман и барабанщик Витя Чаплыгин (экс-ЛОМБАРД, АМБА). Вскоре, несмотря на патронаж звукобосса Александра Кириллова, выступления заглохли, Науману забривают лоб.
Осенью Бугаец убедил группу прослушаться в рок-клубе, подменив марширующего где-то вдали Наумана. Дебют оказался на редкость борзым: в группу вернулся Селиванов, команда усилила оппозиционное «левое крыло» клуба, недовольное ВИА-тенденциями тогдашнего Совета. Клубные концерты 86 г. быстро показали, кто есть who, а who есть кто — ревякинцы возглавили клубный хит-парад и стали самой популярной новосибирской командой. Наконец появилось и название: вместо мякинных ЗДОРОВЬЯ И РАВНОВЕСИЯ построился КАЛИНОВ МОСТ (вспомните сказочный мост через реку Смородину, на который богатыри выходили биться с нечистой силой).
Перед открытием нового сезона 2.11.86. опять уходит Селиванов. За считанные часы перед концертом МОСТЫ уводят с ЛЕВОГО БЕРЕГА 18-летнего гитариста Василия Смоленцева. Этим составом КМ начинает восхождение на союзный рок-небосклон, начавшееся с организованного В. Мурзиным декабрьского выезда в Ленинград, где КМ, ЛОМБАРД и СТРАХОВОЙ ПОЛИС выступили на сцене ЛХМ вместе со знаменитыми АЛИСОЙ и ПРОСУТСТВИЕМ. Это была решающая акция «левого крыла», после которой поголовно «полевевший» РК разогнал старый Совет. Начался безумный сезон-87 с постоянными аншлагами на концертах КМ. Группа хлебнула славы, почуяла силу и вошла во вкус «таёжного фолк-блюза». Особенно успешным было сентябрьское выступление на фестивале в Подольске. На сборном диске французской фирмы грамзаписи «Антенн» появляется КМ «Ранним утром» (в урезанном, правда, варианте).
Успех КМ во многом связан с тем, что они первыми начали разрабатывать сибирскую версию «русского рока». В то же время городские власти их игнорировали, весь рок-клуб по-прежнему держался на энтузиазме. В конце концов «вторая волна» захлебнулась в казённом равнодушии. По-деревенски наивный Ревякин и замотанный ветеран Кириллов, потеряв ориентировку от «околомостовой» шумихи, решили отмежеваться от местных панков и «тусовки», из-за которых клуб якобы никак не может расправить крылья. В декабре ведущие коллективы во главе с КМ образуют элитарную «Студию-8» и принимаются за коммерцию, не видя альтернативы в условиях застойно-сибирского идиотизма. Но при таком варианте КМ попросту отбивал хлеб у коллег. И тут подоспело заманчивое предложение из Москвы и 1 августа группа отбывает в двухгодичную столичную командировку с «Центром Стаса Намина».
Оторвавшись от родной почвы, КМ в атмосфере столичной купли-продажи зашатался. Сказались многомесячные бесприютные блуждания по гостиницам, вынужденное безделье, концерты перед чужой публикой. Ещё перед отъездом был отчислен главтусовщик Сергей «Сова» Гнесин, и. о. менеджера; получил отлуп и предложивший свои услуги Мурзин. В сентябре 88 г. попадает в опалу Смоленцев: вместо него Ревякин выписывает Бугайца, тем самым разваливая КОМИТЕТ ПО СЗА. Наконец, в октябре уходит окончательно разочарованный Кириллов, много сделавший для становления группы. КМ рвёт отношения со «Студией-8» и отдаётся Намину душой и телом. В Новосибирске многие рокеры не могут простить группе «сладких» (?) столичных хлебов, и часть тусовки от них отворачивается. Зато музыка КМ выходит в массы. Звучит по стране, получая с подачи Стаса существенно больший резонанс, чем в рамках НРК или «Студии».
Что лучше? Стоила ли овчинка выделки? Сумеют ли «мосты» сохранить таёжную свежесть на московской помойке? Пока что музыка КМ все больше тяготеет к DOORS, а тактика Ревякина — к последовательному отбрасыванию тех, кто помог ему вскарабкаться на вершину рок-пирамиды.
КАРГАПОЛОВ Евгений (см. КОНСИЛИУМ, ИДЕЯ ФИКС).
КАРМА
Один из проектов А. Зверкова; группа прослушалась в РК и составила о себе впечатление столь же смутное, как и само название.
КАТКОВ Николай «Кока»
Звукооператор ДК Чкалова. С 86 по 87 г. втихаря записал на работе несколько десятков своих композиций в полистилистике, которую можно в нынешних терминах охарактеризовать как «сардонический скрэтч». Намного опередил своих сиброкеров, широко и искусно использовал звуковые петли, трюки, эффекты, фрагменты «фирменной» музыки и джаза. Привлекая к записи самых разных музыкантов, реализуя на ленте атмосферу джем-сейшна в лучше смысле этого слова. Оказал сильное влияние на новосиброк. Ехидные, полные сарказма тексты в исполнении К бесподобны. Крайне негативно относится к коммерчеству. Сборники композиций, которые он изредка дарил друзьям расплодились совершенно стихийно, получив широкий резонанс по всей стране под названием КОКА или ДИМАКОК, последнее — записи с участием Дмитрия Селиванова.
В 87 г. дважды выступал на сцене ДК Чкалова как вокалист сборного состава ПОВИДЛО с концертными версиями своих композиций. В 88-м с помощью аппарата «Yamaha SPX-90» перемикшировал старые композиции, сборник пошёл в народ под названием «Шизозой / Наша Эра».
Великолепный импровизатор, общий любимец, душа любой хорошей компании
КИРИЛЛОВ Александр «Мартин»
С начала 80-х — звукооператор городского радиоузла, практически был хозяином единственного в Н-ске «Метронома», в связи с чем вокруг него постоянно вращались рокеры. Без его непосредственного, трудового и мозгового вклада представить себе само существование новосиброка весьма сложно. Обеспечивал мат. часть таких столпов как ЛОМБАРД, ПРОХОДНОЙ ДВОР, КАЛИНОВ МОСТ, СТРАХОВОЙ ПОЛИС и др. Озвучивал подавляющую часть престижных концертов и фестивалей (другое дело, что хороший звук он делал далеко не всем и не всегда). Наряду с С. Бугаевым несёт основную ответственность за организацию «Студии-8», поэтому многие считают его фигуру неоднозначной — впрочем, кто из нас не без греха, пусть первый кинет в него камень...
КЛАССИФИКАЦИЯ Д
Совершенно удивительная авангардная группа из посёлка Кольцово под Н-ском, чем-то напоминающая феерическую таллинскую НЕ ЖДАЛИ. Извлечены из безвестности В. Мурзиным на II рок-фестивале (14–18.04.88), но успеха не имели: н-ская тусовка попросту не доросла ещё до вруба в тонкости музыки такого уровня. Зато альбом «Поделки инвалида» имел большой успех на конкурсе «Авроры», получив диплом 2 степени — на наш взгляд заслуженно, и это хороший урок всем тем, кто сидел на концертах КД с кислыми рожами! Состав 87 г., которым был записан альбом: Олег Ключ (вк), Эл Бендюжный (фно), Клей (гт), Евгений Таскаев (бс), Савка Штук (кларнет), Владимир Яцентюк (барабаны).
КОКА (см. Катков)
КОЛЕНВАЛ
Выкован в 82 г. как ЖЕТОН с первоначальной ориентацией на ФОРВАРД и ФОРУМ. Состав практически неизменен по сей день: Павел Быков (бс), Андрей Жданов (гт, вк),
Александр Костев (барабаны), Максим Панчехин (лд гт), Виктор Титов (кл). Дебютировали на сцене ДК «Строитель» под эгидой конкурса политпесни, после чего переименовались и записали одними из первых в Н-ске — альбом, за который Пашу таскали на комсомольский ковёр. Впоследствии Паша воспылал любовью к попсу и неизвестно, чем бы все кончилось — но тут группу призвали исполнить свой патриотический долг. Армия расставила всё по своим местам, после де(мо)билизации КОЛЕНВАЛ принимает участие в печально знаменитом рок-клубном бардаке 4.12.87. в ДК Попова вместе со ВТОРЫМ ЭШЕЛОНОМ, АССОЦИАЦИЕЙ ПЫХ, W и прочей анархической молодёжью. Результатом стало создание «Студии-8», куда КОЛЕНВАЛ, естественно, не пригласили. Группа ушла в автономное плавание и вынырнула на ещё одном печально известном мероприятии — концерте агонизирующего РК (точнее того, что к тому времени от него осталось) в Центральном парке 5.06.88. «День города», хе-хе...). После исполнения КОЛЕНВАЛОМ песни «Что такое эрекция? Эрекция — это когда / Алой кровью наполняются пещеристые тела» и хита с припевом «Мы будем петь, пока нам не дадут пизды» концерт был досрочно прекращён, а Жданов распростился с работой, он тогда как раз служил в той самой охранной роте Центрального РОВД, которая стояла в оцеплении, и майор Михеев был, наверное, немало удивлён, увидев своего подчинённого у микрофона...
КОМИТЕТ ПО СЗА (см. ЛОМБАРД)
КОНСИЛИУМ (ПУЛЬС)
Существовал как ПУЛЬС в виде ВИА, участник и лауреат различных эстрадных конкурсовetc. К 85 году освоил хард-рок, переименовался и вступил в РК, где был одним из краеугольных членов, хотя архаичность стиля мешала им выдвинуться в число лидеров. Тем не менее, группа имела своих поклонников, чем обязана виртуозной игре гитариста Евгения «Рыжего» Каргаполова, одного из сильнейших хардовых гитаристов Сибири (отмечен жюри I Н-ского рок-фестиваля). В группе в те годы состояли: Игорь Шевченко (вк), Олег Скоробогатько (уд), Евгений Каргаполов (гт), Евгений Историн (кл), Вадим Тренькин (бс) — все так или иначе связаны с медициной (откуда и название). Гастролировали по городам Сибири. С декабря 87 — в «Студии-8», где через год и распались, Каргаполов ушел в ИДЕЮ ФИКС, а часть музыкантов — в АМБУ.
КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР
Мрачно-авангардная группа бердского андеграунда (Бердск — это город—спутник Н-ска, между ними расположен Академгородок). Немногочисленные выступления у местной публики особого успеха ни снискали, а вывести в люди этот весьма любопытный состав никто не догадался. Потенциальный соперник БОМЖа.
Л
ЛЕВЫЙ БЕРЕГ
«Традиционная» рок-группа, в РК почти с самого основания; участвовала в большинстве клубных концертов в составе: руководитель — Сергей Ревякин (гт, вк, однофамилец Димы Ревякина из КАЛИНОВА МОСТА), Михаил Банин (бс), Вячеслав Макотра (лд гт, вк), Евгений Чемоданов (уд). Вместе с КОНСИЛИУМОМ, ОКНОМ, УЛИТКОЙ и др. составляли «второй эшелон» РК, не встречая особого отклика со стороны тусовки, хотя ряд их выступлений был весьма неплох, а хит «Герой труда» — из одноименного альбома 86 г. вошёл в историю НРК как одно из лучших достижений и остаётся актуальным до сих пор (в отличие от массы ррреволюционных песенок иных групп, которых через год никто не помнит).
ЛОМБАРД
Образовался осенью 81 г. из очередного ансамбля радиотехнического факультета НЭТИ, которые с 77 г. опекал звукооператор Александр «Мартин» Кириллов. Игрались тогда шлягеры от САМОЦВЕТОВ до ЦЕППЕЛИНОВ. В последнем составе всех достал своей любовью к МАШИНЕ ВРЕМЕНИ певец-басист Андрей Юрьев. В один прекрасный (???) день его отчисляют из института «за употребление». Оставшиеся музыканты Владимир «Борода» Бугаец (гт), Андрей Циневич (кл), Виктор Чаплыгин (уд) — приглашают в басисты автора-исполнителя Геннадия Пестунова и придумывают название ЛОМБАРД. В январе по стопам Юрьева отправляется Циневич; в феврале 82 г. временно уходит в личную жизнь Чаплыгин. Их заменяют способные музыканты Александр Чумаков (кл) и Владимир Исаков (уд). 12.05.82 Ломбард даёт свой первый концерт, где наряду с хитами ЦЕПЛОВ и СЛЭЙДОВ прозвучала собственная композиция «Инквизитор» и вещь УРФИНА ДЖЮСА «Голова на блюде». На втором концерте, который давался на улице в честь выборов 25.06.82, пришлось сыграть «Прости, Земля», первый и последний раз покривив душой. На одной из репетиций музыканты за 3 часа наспех записывают 8 песен, составившие первый альбом.
Осенью по объявлению приходит вокалист Юрий Бараненко и возвращается Чаплыгин. С уходом Чумакова группа отказывается от клавишных и продолжает играть в институтских мероприятиях, завоёвывая признание и очищая репертуар от чужих песен. Апогеем успеха стал уличный концерт 5.05.83 под эгидой «борьбы за мир», собравший несколько тысяч человек. Гитара круто прогрессирующего Бугайца определяет самобытный сибирский хард-роковый саунд ЛОМБАРДА; одухотворённые тексты Пестунова формируют гармоничный образный строй. Группа выдвигает свою философскую концепцию отношения к миру, становясь ходячей легендой.
В январе 84 г. с помощью вездесущего Мартина группа записывает второй альбом «Переступив Порок», ставший последним: начальство медленно, но верно зажимает группу и весной выгоняет ребят с базы в НЭТИ.
Опальный ЛОМБАРД вступает в эпоху разброда и шатаний. Скрываясь по окольным местам (например, в клубе Чкалова, где два года директорствовал В. Мурзин). С одной стороны это приносит лавры героев и терновый венец мучеников, с другой — бесполезные поиски репетиционно-концертных возможностей. Бугаец углубился в дебри гитарной акустики, время от времени выступая сольно. Чаплыгин работает с АМБОЙ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, Бараненко уходит в ПРЕЗИДЕНТ (см. ГОРОД).
Последняя фаза прошла в рамках рок-клуба, прикрывшего ЛОМБАРД от «загонщиков». Лебединой песней группы стало выступление в Ленинграде (11–13.12.86, где они играли вместе с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, СТРАХОВЫМ ПОЛИСОМ, АЛИСОЙ и ПРИСУТСТВИЕМ). С Бугайцом тогда сыграли басист Сергей Шумилов и барабанщик Владимир Зотов. Как гитарист Бугаец всё дальше и дальше уходил в поиски (от авангарда до классики). Чтобы отделить свои новые музыкальные идеи от скандальной славы старого ЛОМБАРДА, он меняет название на нарочито заковыристое КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ, играя на концерте отпадные программные импровизации («Нет джаза без свинга» и пр.). Сыграв в 88 г. несколько концертов в составе «Студии-8», Бугаец в сентябре распускает группу и уезжает в Москву играть в составе КИЛИНОВА МОСТА.
Значение ЛОМБАРДА для Н-ска можно сравнить со значением УРФИНА ДЖЮСА для Свердловска, ОБЛАЧНОГО КРАЯ для Архангельска, ДДТ для Уфы. В застойном сибирском болоте ЛОМБАРД был заведомо обречён. Однако ребята работали несмотря ни на что, работали как одержимые, всецело отдаваясь Музыке, и вместе с Наумовым — стали фундаментом, на котором впоследствии выстроился новосибирский рок.
М
МАКЕТ
Hard’n’heavy группа из Академгородка — одна из тех, благодаря энергии которых рок-клуб держался на плаву весь 88 г. после ухода «грандов».
МАНЕКЕНЫ (см. Радкевич).
МЕЛЬНИКОВ Леонид (см. ГОРОД).
МОДУЛЬ
Поп-рок группа, мелькавшая в РК в 88 г.
МОДУС
Группа из Барабинска с претензиями на АВТОГРАФ/ИНТЕГРАЛ/ФОРУМ. Появилась на I фестивале НРК по протекции ОНМЦ (якобы вместо запрещённых комсомольцами ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА). После их выходов на сцену начался выход зрителей из зала, с тех пор МОДУС появляться на людях не рискует.
Н
НАУМОВ Юрий
В начале 80-х — студент медучилища, уникальный автор-исполнитель, гитарист — без преувеличения — международного класса: с 12-струнной гитарой творит ТАКОЕ, что после его н-ского концерта в начале 88 г. директор спецмузшколы при консерватории готов был удавиться, только бы заполучить его к себе на концерт. Высунул нос во время «первой волны», записал альбом под названием «Поролоновый город» с ЛОМБАРДОМ в роли сессионных музыкантов. Неизлишне знать, как тогда писались альбомы: единственный в городе «Метороном» был как-то оставлен на ночь в ДК авиаработников (это у чёрта на куличках в Толмачево) , а поскольку ответственным за него был «Мартин» Кириллов, то в полночь на сцене в ДК зажёгся свет, и за ночь альбом был записан... Эти подвиги не могли остаться незамеченными, и вскоре не только у Юры, но и у его родителей начались такие неприятности, что Наумов почёл за благо исчезнуть из города. Дальнейшая его судьба в роли одного из лидеров Ленинградского РК общеизвестна и представляет собой цепь великолепных выступлений и блестящие альбомы «блюз в 1000 дней» (87) и «Не поддающийся проверке» (88) — жемчужины отечественного «магнитофонного канала». В Питере Юре наконец удалось осуществить и свою давнюю мечту — собрать свою «группу тяжёлого блюза» ПРОХОДНОЙ ДВОР.
Молодым, с завистью говорящим о «тех временах», когда рок был в диковинку, и якобы поэтому можно было выдвинуться, нелишне знать и другое: лучшие музыканты того времени — Наумов, Бугаец — занимались гитарой по 4–6 часов ЕЖЕДНЕВНО, не исключая праздников и выходных. Может, причина успеха в этом? И в том, что, став звездой русского рока, Наумов по-прежнему репетирует с таким же упорством? Известная формула «трёх Т» — талант + терпение + труд — вот истинный секрет феномена Юрия Наумова.
НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Группа неохард-рока, организована в начале 89 г. представителем касты легендарных «ломбардовцев» Геннадием Пестуновым.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
Полудетский академгородковский ВИА п/у Аркадия Лузина, обративший на себя внимание во время фестиваля «Музыкальная весна» (НЭТИ, 30.03.86) прелестным, свежим, чистым, восхитительно горячим голосом 15-летней вокалистки Виолетты Полищук. Ансамбль занял даже первое место, опередив КАЛИНОВ МОСТ, которому достался второй приз — зрительских симпатий. И это в НЭТИ, вотчине МОСТА! — оцените эффект, который Виола произвела на жюри... Можно смело утверждать, что если бы тогда выпустить в одном концерте Иву Андерс и Виолу Полищук с одним репертуаром, то Ивоанна оказалась бы в нокдауне! Но такова провинциальная жизнь: НВ распались, а Виолетта сейчас успешно заканчивает фортепианное отделение музучилища. Всего тебе хорошего, девочка, и много-много счастья!
О
ОКНО (ПОСТСКРИПТУМ)
Группа монотонного хард-рокка, одна из основателей РК. Сменив название на ОКНО, перешли на инструментальный «квадратный» хард. Без особого успеха выступали в клубных концертах. Состав: Сергей Чебаков (лд гт), Евгений Генисман (кл), Игорь Голубев (бс), Олег Медведев (уд, экс-ЭКСПЕРИМЕНТ), Андрей Зенков (звук).
П
ПЕСТУНОВ Геннадий (см. ЛОМБАРД, АМБА, НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)
ПОВИДЛО
Фирменный знак джем-сейшна с участием КАЛИНОВА МОСТА, СТРАХОВОГО ПРОЛИСА, Вахидова и др., в главной роли — Николай «Кока» Катков.
ПОДРОСТОК
Инструментальная подростковая группа, взращена в недрах ДК Горького. Оставили в сердцах студентов НЭТИ неизгладимый феерический росчерк, поразив их на «Музыкальной весне» (30.03.86) виртуозным исполнением Л. Бетховена и Р. Блэкмора на электрогитарах «Урал», а затем канув, как Тунгусский метеорит, в небытие.
ПОСТСКРИПТУМ (см. ОКНО)
ПРЕЗИДЕНТ (см. ГОРОД)
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Поиграв в составах «первого эшелона» (КАЛИНОВ МОСТ, КОКА, ПУТТИ, ГО) и уже вкусив большой сцены, талантливый гитарист-самородок Дима Селиванов так и не нашёл применения своему «кривому» стилю, основанному на импровизированном экспериментировании в пространстве от блюза до панка. Ни одну партию Селиванов принципиально не мог сыграть одинаково даже два раза, это неизбежно приводило к трениям с лидерами типа Ревякина (а музыка ГО и Путти для него вообще была слишком простой). В результате в середине 88 г. он организует ПА в рамках «Студии-8» для реализации собственного понимания рок-музыки и исполнения своих композиций по-своему. После нескольких не особенно удачных концертов и гастролей ПА попадает на московский «Сырок» (декабрь ‘88), где организаторы обходятся с группой крайне невежливо. Доходит до Москвы и записанный в конце года альбом ПА «Любовь и технология», но имеет чисто локальный отклик. Дело в том, что неброская, нарочито «серая» урбанизованная архитектоника композиций Селиванова требует не «хавания», а осмысления, это скорее не продукт, а импульс для создания слушателем собственного продукта. Хотя отдельные вещи писались явно не без претензий на хиты — например, «Политический труп», где негромкий гитарный рифф, поначалу даже особо не цепляющий, постепенно разрастается в подсознании как раковая опухоль и достигает потрясающей разрушительной силы. В общем, и ПА, видимо, не устраивала Селиванова; ещё больше его ломало абсолютное несоответствие его творческих метаний гнилокоммунистической атмосфере «Студии-8» (если бы только «Студии»...). В апреле 89 г. все кончилось: Дима свёл счёты с жизнью, повесившись прямо на репетиционной точке...
ПРОХОДНОЙ ДВОР (см. Наумов)
ПУЛЬС (см. КОНСИЛИУМ)
ПУТТИ
В переводе с латыни — «ангелы» (ну-ну...). Зародились в канонических канонах панка — в туалете торгового училища, где курили, болтали и бесились, пародируя известный рок- и поп-группы, будущие художники-оформители Саша Чиркин, Дима Истомин и Боря Кардымон. В конце концов было решено: 1. Нести музыку в массы; 2. Играть всё шиворот-навыворот; 3. Не корчить из себя «антилегентов»; 4 Делать всё весело.
Исходный состав: Чиркин (уд), Истомин (вк), Кардымон (бс), Евгений Бекк (гт). Первое же выступление в конце 83 г. произвело настоящий фурор. Сибиряки впервые узрели панк-шоу: жуткие, намазанные гуашью чудовища скакали по сцене как сумасшедшие, выплёвывая в публику маразматическую смесь тупых роковых риффов, рок-н-ролловых стандартов, эстрадных и газетных штампов, фольклора, матерных частушек, и бог знает чего ещё. Самопальный аппарат, расстроенные инструменты «Маде ин УССР» и откровенное нежелание толком на них играть давали кошмарный саунд. Естественно, ни о какой нормальной концертной деятельности не могло быть и речи, а ненормальная достигла апогея на фестивале в Универе 24.10.85: после второй песни концерт ПУТТИ был пресечён, и Чиркин отбывает на 2 года для прохождения службы в омских частях МВД. Там он организует среди молодых милиционеров панк-секцию и ходит в самоволки тусоваться с Егором Летовым из ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
В его отсутствие группа становится возмутителем спокойствия в НРК, где впервые исполняет на большой сцене суперхит «Телеграфные столбы» (2.11.86). В начале следующего года президенту РК В. Мурзину удаётся организовать несколько аншлаговых концертов, и ПУТТИ по популярности входит в пятёрку лидеров. На I фестивале РК (10–13.04.87) жюри особо отмечает ура-патриотический гимн ПУТТИ «Дедушка Рейган — старый обманщик». Фестивальный состав: Истомин, Бекк, Олег Чеховский (бс), Виктория Ляпина (уд) и Михаил Поздняков (гт, вк). Затем, сменив нежную Вику на бомбардировщика Игоря «Буха» Олешкевича (ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ) поражают публику на 2 фестивале свердловского РК (29–31.05.87), сея на Урале заразу панка. Новосибирское ТВ снимает и сдуру даже пускает в эфир (чего уж с ним вообще раньше не случалось!) ролик ПУТТИ «Не ешь мой завтрак». В угаре славы у Поздникова начинается головокружение, а Истомин путает Баха с Бахусом, попадая в цепкие объятия зелёного змия.
Осенью 87 г. возвращается стриженный под нуль Чиркин и железной рукой наводит порядок. После ряда перетусовок состава остаются: Чиркин в роли вокалиста, Чех, Бух, Кардымон + гитарист из музучилища Александр Келемзин. Этим составом ПУТТИ успешно играют на II фестивале НРК (14–18.04.88) и региональном панк-безобразии в Тюмени. (25–26.06.88). По осени Чех уходит в ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ; ненадолго возвращается, покинув родной ЛТП, блудный, отрезанный Истомин. Группа окончательно утверждается в статусе «олд стара». Появляется сыгранность, звук от первоначального «гоп-стоп-мьюзик» эволюционирует к развесистому колхозно-сибирскому панку.
ПУТТИ регулярно записывали сейшны в исполнении всего, что придёт в голову, отталкиваясь от своего богатого репертуара. Этот стёб «магнитофонной индустрии» вылился в 9З «альбома», дискография которых тщательно зафиксирована летописцем Чиркиным; сами записи разбрелись по белу свету. Студийных записей нет, из концертных лучшей считается программа «Красный марш» (ДК Чкалова, 27.02.88), написанная и сыгранная совместно с самобытным гитаристом Д. Селивановым.
Р
РАДКЕВИЧ Дмитрий
С начала 80-х — рок-бард «модовской» стилистики, н-ский «пра-«неоромантик», писал и исполнял на трёх аккордах наивные, но зато уж ни у кого не содранные песенки, сочиняя
неслабые сценарии. Так и не собрал вынашиваемую им чуть ли не десятилетие группу МАНЕКЕНЫ, до 86 года выступал в концертах РК, хотя всегда стоял в некоторой интеллектуальной оппозиции к нему, Умён, начитан, один из немногих самостоятельно мыслящих н-цев, почему и не нашёл себе до сих пор применения.
РЕВЯКИН Дмитрий (см. КАЛИНОВ МОСТ)
РЕВЯКИН Сергей (см. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ)
РЕФОРМА
Хард-рок-группа Виталия Масаева, появилась в РК в 87 г. Несколько раз довольно неплохо выступала в клубных шабашах.
РОК-КУПЕ
Хард-рок группа Евгения Лимонова; появлялась на прослушивании в РК в период 86–87 гг.
РОК-МОТОР
Типичный поп-рок состав из Бердска.
С
СВВС
Хард-рок-бэнд н-ского рабочего класса в составе: Владимир Денисов (рук, лд гт, вк), Валерий Денисов (гт), Сергей Башлаев (вк, бс), Сергей Ткаченко (уд), Константин Медведев (зв). С 87 года упорно врубается в роковый пласт, конкурируя с КОНСИЛИУМОМ и, отчасти, с ГОРОДОМ. Сугубо положительный образ жизни, целенаправленное движение по рок-«майнстриму» вызывают как минимум уважение, хотя группе сильно вредит явная патриархальность стиля и недостаточное чувство юмора. В 88 году записали на диво качественный по технике записи двойной альбом, но из-за вышеперечисленных причин успеха он не имел.
СЕЛИВАНОВ Дмитрий (см. ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА)
СКАНДАЛ
Сюрреалистический проект Ильи «Босса» Ускова, любопытно играли в РК на прослушиваниии в 87 г. Реализации идея не получила: далее проект развивался по анархо-ветви: СПИД (СКАНДАЛ, Поздняков и Др.) и т. д.
СМОЛЕНЦЕВ Василий (см. КАЛИНОВ МОСТ)
СОВ. ПАДЕНИЕ
Медитативно-авангардная группа, обыгрывающая сюрные тексты «маленького панка Паши» Протопопова (экс-ШАГ и СТОРОНУ, один из людей эпохи рок-секции). Неоднократно выступали на концертах РК; в начале 89 г. с помощью музыкального компьютера «Ямаха» записали несколько сильных композиций с явным уклоном во фрипповщину.
СПИД
Группа поддержки звёздной болезни Михаила Позднякова, который потерял голову после поездки на свердловский рок-фестиваль в составе ПУТТИ в 87 г. Развал РК в 88 г. — во многом заслуга его лужёной глотки. Надо отметить, однако, наличие некоторых способностей к сочинительству песенок и пару на диво приличных по звуку записей 88 года. Сам Миша считает, что это панк. Ну, хай йому бис...
СПИНКА МЕНТА
Полуподпольный панк-состав образца 86 г.: Вадим «Каспар» Кузьмин (вк, гт), Ренат «Ронни» Вахидов (вк), Сергей «Дюпрэ» Холодков (флейта, бс), Антон Буданов (уд). Задуман был «панк в белых перчатках». Дебют состоялся в гримёрке ДК СТМ, пока на сцене шло открытие сезона РК. (1.11.86). Записаны альбомы «Эрекция лейтенанта Киреева» (86), «Кучи и ночи» (87). С июля ‘87 по февраль ‘88. сотрудничают с Егором Летовым в виде группы ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ (альбом «Кончились патроны»); состав: Каспар, Егор (вк, гт, бс, уд), Костя «Кузя Уо» Рябинов (гт, бс). Это вылилось в более жёсткий панк-рок-альбом «Кончились патроны» (88). В ноябре 88 г. работали вместе с Ронни, Чехом (см. ПУТТИ) и Скуковским из ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ над пост-панк-проектом.
СТРАХОВОЙ ПОЛИС
Вадя Денисов начал петь в раннем детстве: мама в шутку называла его «Муслим Магомаев». В 12 лет Вадим услышал BEATLES и стал бренчать на гитаре, в 16 начал писать — сначала музыку, потом тексты — и играть в школьном ансамбле ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Затем поступил в пединститут, где в 85-м встретил единомышленников из родного Академгородка: Евгений Величко (гт, вк), Александр Валов (гт, вк), Сергей Ведякин (бс, вк), Владимир Суродин (уд). Перебрав в поисках названия МИРАЖ, СИЛУЭТ, ВЕС, останавливаются на строчке из своего хита — СТРАХОВОЙ ПОЛИС. Стиль определился сразу: имидж — чёрные костюмы, белоснежные рубашки, галстуки-селёдки, узкие тёмные очки; музыка — твист и «горячий» рок-н-ролл, общая любовь — БИТЛЗ.
Но даже такая стильная лучезарная музыка казалась крамолой дремучей администрации НГПИ, поражённой грибком общества «Память». Хорошо, что Вадика поддержала мама — замечательная, добрая, жизнерадостная женщина. Не найдя понимания в стенах родного института, СП с начала 86 г. вступает в новорождённый РК и сразу становится одним из лидеров. К концу года складывается стабильный коллектив: к Денисову и Ведякину присоединяются Игорь Мазин (гт, вк) и Сергей Ревин (уд). В декабре СП (с сессионным саксофонистом Андреем Турыгиным) выступает в Ленинграде и понимает, что в избранном стиле нужно работать всерьёз.
Весь 87 г., несмотря на полное отсутствие условий, СП энергично репетирует, выступает, гастролирует, становится лауреатом фестивалей в Н-ске и Красноярске. В текстах появляются социальные ноты. В декабре 87 г. вместе с другими ведущими коллективами РК, имеющими конструктивные программы, образует «Студию-8», где продолжает активную работу, выступает по местному радио, ТВ. Альбомы: «Только весной» (86), «Попса» (весна 88 г.).
СТУПЕНИ
Классический пригородный поп-рок-бэнд, лабают в одном из санаториев для загнанных гегемонов. После освистания рокерской тусовкой на «Открытии сезона РК» (2.11.86, ДК СТМ) шибко обиделись на клуб. А чего на зеркало-то пенять?..
Т
ТЕХНИКИ СВЕТА (ТЕХНИКА СВЕТА)
Группу собрал автор-исполнитель Володя Черныш в 85 г.: Черныш (вк, ак гт), Владислав Фирсов (вк, ак гт), Александр Разумов (кл), Константин Булатов (фл), Вячеслав Ситник (бонги), Евгений «Отец» Герасимов (адм, звук). Название отражало тот факт, что все участники были студентами НЭТИ, т. е. связанные с электротехникой. Играть же начали акустику. 17.03.86 ТС прослушиваются в НРК и наряду с общим одобрением получает порцию неизбежных упрёков в «аквариумиане». Присоединение басиста Сергея Живодёрникова усилило электрическую основу, и ТС входят в четвёрку лучших групп РК сезона 85/86. Затем начинаются судорожные метания в поисках своего лица. К осени ‘86 после ухода Булатова, Ситника, Фирсова (их заменил барабанщик-совместитель Ренат «Ронни» Вахидов и саксофонист СТРАХОВОГО ПОЛИСА Андрей Турыгин) состав всё более электрифицируется. В сезоне 86/87 ТС пытается освоить рэггей и «волну». К 88 г. в составе кроме Черныша и Герасимова состоят: Андрей Фадеев (гт), Сергей Попов (бс, экс-БЮРО ЗНАКОМСТВ), Евгений Ненашев (уд). Удачные гастроли: Пермь (87), Томск (декабрь ‘88). Альбомы: «Светлые ночи» (28.05.86), «Осколки» (87).
УЛИТКА
Типичный «майнстрим». Состав: Николай Иванов (гт, вк), Марк «Мрак Сексель» Рассказов (бс), Сергей Клементьев (кл), Георгий Ефимов (саксофон, скрипка), Андрей Воробьёв (гт, вк), Сергей Томилов (уд). Одна из групп «второго эшелона» РК, много выступала, дважды протискивалась на местное ТВ и даже гастролировала в области. Однако самое удивительное — это их внутригрупповой журнал «НАШ СКЛОН (Трепещущий орган УЛИТКИ)» (удалось зафиксировать наличие четырёх выпусков). База — ДК Ефремова.
УРАН 235
Пра-«волновой» академгородковский состав 84–86 годов п/у Кости Савинкова, тяготели к различной электронщине. Однако сказались внутренние свойства U235: как только критическая масса достигла трёх человек, так началась цепная реакция полураспада. После ряда таких «вспышек активности» УРАН распался окончательно.
Х
«ХАРРИСОН» Владимир Сечко
Реликт «доволновой» эпохи экс-ТЯЖЕЛЫЙ МЕТАЛЛ. Лучший звукооператор Н-ска. Сейчас работает в «Студии-8», пишет тексты группе ГОРОД ДИТ.
Ч
ЧАПА (Виктор Чаплыгин, см. ЛОМБАРД, КАЛИНОВ МОСТ)
ЧЁРНЫЙ СПИСОК
Клёвый рок-н-рольный состав из Бердска: пока прозябает.
ЧЕРНЫШ Владимир (см. ТЕХНИКИ СВЕТА).
«Чех» Чеховский Олег (см. ПУТТИ)
Чиркин Александр (см. ПУТТИ)
Щ
ЩЕННИКОВ Андрей (см. КАЛИНОВ МОСТ)
Э
ЭЛЕКТРОВЕРСИЯ
Коммерческий поп-проект конца 88 г. из недр «Студии-8»
Я
ЯНКА
Яна Дягилева, яркий представитель н-ской «системы»: пишет и исполняет под гитару удивительно хорошие, непосредственные, личностные тексты. Несколько электрических выступлений с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ в качестве инструментального сопровождения принесли ей популярность, заслуженное уважение и искреннюю любовь тусовки.