источник: | |
дата: | 1988 |
издание: | Тусовка № 8 (Перпендикулярный альманах молодёжной культуры) (1989) |
текст: | О. Ржанникова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1988 |
издание: | Тусовка № 8 (Перпендикулярный альманах молодёжной культуры) (1989) |
текст: | О. Ржанникова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Закрытие 2 новосибирского фестиваля рок-музыки прошло в миноре: когда состоится следующий и состоится ли вообще? Можно ли говорить о празднике рока, когда сами новосибирские рокеры не могут найти общий язык?
В общем, прошедший фестиваль стал жертвой этого разлада. Но в то же время нельзя сказать, что фестиваль не удался! Ведь хорошо организованные фестивали рока пока исключение. В современных правилах их проведения традиционны и привычны проблемы залов, аппаратуры, гостиниц для гастролёров и всевозможные бумажные формальности.
Поэтому не будем вдаваться в столь мелкие подробности. Главное — не смотря ни на что, фестиваль состоялся! И не совру, отметив, что многие концерты прошли на «ура!», если, конечно, не учитывать, что ажиотаж подхлёстывала съёмочная группа таллиннской киностудии кинохроники. Хотя зал действительно потеплел к концу второго дня, как, впрочем, и качество звучания.
Но (моя точка зрения) рок-фестиваль — это обмен творческими идеями. Какая разница — чуть лучше или чуть хуже аппаратура для их воплощения. Важна сама заявка, как факт к сведению. Ведь даже мастерство — дело не первое. Тем более что состав групп периодически меняется.
Ну, достаточно вступлений, ближе к делу! Итак, закончился первый в стране рок-фестиваль, на котором основным (за немногими исключениями) было панк-направление. Его представляли: омская ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, рижский КАРТ-БЛАНШ, тюменские КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, неизменная новосибирская команда ПУТТИ, АССОЦИАЦИЯ «ПЫХ» из Академгородка и совсем новая местная группа УЕЗД.
Омичей в нашем городе знают с прошлого фестиваля, где им пришили ярлык с фашистской свастикой. На сей раз перед своими выступлениями музыканты официально заявили, что они — ярые антифашисты, интернационалисты и т. п., но половины слов зал так и не услышал, и та часть публики, которая не слышала их кассетных альбомов, осталась по-прежнему в большом сомнении.
Зато слова коротеньких песенок ПУТТИ, в которых никаких глобальных социальных проблем никто не решает, подхватились единогласно.
Вполне понятно, что многим, кто не учёл специфики панк-рока, выступление тюменской сборной показалось просто невообразимой оргией, хотя для этого стиля рок-музыки подобное фри-шоу вполне приемлемо и, более того, считается «вышкой». Тут спор только о вкусах!
Самый удивительный панк-концерт дала Рига. Удивительно то, что КАРТ-БЛАНШ, несмотря на разницу прибалтийских и сибирских взглядов на жизнь и её проблемы, оказался «в доску своим» и был принят как родной. Само название КАРТ-БЛАНШ трактуется как некая «бумага с печатью, с помощью которой всё можно». Действительно, как только они появились на сцене, представившись на ломаном гортанном диалекте «Ми — бэлыэ грузины из Ригы», так сразу почувствовалось, что «это будет клёво». А уж виртуозность владения языком и телом вокалиста и одновременно шоумена группы с очень подходящей ему кличкой «Мыч» можно сравнить, пожалуй, только с работой Олега Гаркуши из ленинградского АУКЦИОНА.
АССОЦИАЦИЮ «ПЫХ» чётко отнести к панк-року, наверное, нельзя. На мой взгляд, они себя ещё не нашли и поэтому тщательно скрывают свои мысли; хотя эти мысли, несомненно, есть.
Об УЕЗДЕ вообще трудно сказать что-либо определённо положительное. Для искушённого зрителя это, конечно, детский лепет.
Теперь о тех, кто совершенно выбивался из общего ряда. Начнём с барнаульского ДЯДИ ГО. Своеобразные музыкальные корни (а в группе исключительно акустические инструменты: контрабас, фортепиано, скрипка и гитара) ещё не нашли своё подтверждение в текстах. И загадочное, сказочное название пока не оправдано, как и сарабанда Генделя, которой группа закончила свой концерт.
Полуакустический горьковский ХРОНОП, напротив, покорил слушателей «от и до». Лирические и социальные начала в их композициях сочетаются настолько удачно, что даже те, кто не знает сэллинджероского Холдена Колфилда и знаменитого сержанта Пеппера, почувствовали глубину образов, созданных группой. Кстати, пассажи флейты Сони Серовой и само название ХРОНОП (тип одухотворённых людей по Кортасару) подчёркивают серьёзные намерения и подтверждают высокую духовность горьковчан.
КЛАССИФИКАЦИЯ «Д» (пос. Кольцово Новосибирской области), впервые в этом фестивале выступившая перед большой аудиторией, «добрую память» о себе закрепить пока не смогла. Мне кажется, они своим оригинальным выходом замахнулись на большее, чем могут на данный момент. Хотя, без сомнения, они на верном пути, и я уверена, что в ближайшее время они смогут доказать, что их сценическое кредо достойно внимания.
Из представителей «новой волны» был только один коллектив — это ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. Их поклонникам пришлось скучать в ожидании целый год, поэтому концерт прошёл с подъёмом. Но по-прежнему осталось чувство, что своего они не сделали, чего-то не доиграли.
Тяжёлый рок тоже присутствовал в единственном числе. Красноярская АМАЛЬГАМА (буквально — сплав металлов, в который входит ртуть), правда, осталась недовольна расписанием — их концерт поставили днём, причём во время субботника, когда все поклонники харда якобы усердно трудились. Но, судя по залу, это ничуть не повредило их успеху.
По правде сказать, содержание их песен удивляло — столь углублённые и, в общем-то, качественные тексты в этом стиле достаточно редки, не говоря уже об их исполнении. Чего не скажешь о программе нашего КОНСИЛИУМА. Зато он оказался радостной неожиданностью для любителей «HEAVY METAL», так как металлические группы не были запланированы. Да и на сцене во время их выступления неожиданности не прекращались. У новосибирской «звезды» Жени Каргаполова, лидера группы, постоянно отпадал звук. Кое-как дозвучав до конца, его гитара совсем отказалась играть на «бис». Игорь Шевченко, пытаясь скрасить паузы «мандолиновым роком», конечно, слегка позабавил публику, но игру на народном инструменте по достоинству не оценили.
Настоящий праздник танца начался, когда на сцену вышли новосибирские «БИТЛЗ» под не менее популярным в нашем городе названием СТРАХОВОЙ ПОЛИС. Весь зал трясло в рок-н-рольных конвульсиях. Мой лоб, сознаюсь, даже стал мишенью динамичных движений чьего-то локтя, что, в принципе, не остановило этой грандиозной пляски.
А теперь — о «событии, которое потрясло мир». А потряс наши уши Полковник. Дело было так: все пришли слушать знаменитую свердловскую команду ЧАЙФ. И тут выходит (этакий-сякой) Валера Мурзин и не своим голосом объявляет, что «эта нивазможна» в связи с отсутствием ударника в данной команде в данный момент. И будто мы все сейчас умрём, потому что услышим феномен, вывезенный Мурзиным лично из Горького.
Вышел некий стройотрядовского вида человек с гитарой и сел на стул. Зал взвыл, возмущённый подобным оскорблением, но тут этот «некий» запел... Второе выступление Полковника на следующий день сопровождалось дружным восторженным хором подпевающего зала...
Полковника зовут Алексеем Хрыновым, и прозвище его не несёт в себе никакого патологического для советской идеологии смысла — эта кличка преследует его ещё с того времени, когда он ничего такого в себе не подозревал. Добавлю, что после концертов новосибирцы зовут его не иначе, как Генерал.
В чем причина такой любви с первого взгляда? Чем он нас так покорил? Он пел о том, как мы живём, но в его песнях всё это — как с натуры, без украшательства, без словесных излишеств; ни одной лишней буквы! Рассказывать об этом гиблое дело. Лучше один раз его послушать. Чем сто раз о нём услышать.
Так что теперь — будем ждать минуты, когда наступит четверг и пойдёт дождь, и начнётся вдруг Третий Новосибирский Рок-Фестиваль!
О. Ржанникова